Литературная энциклопедия

ВИДЕНИЯ


ВИДЕНИЯ — повествовательно-дидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица, которому он якобы открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей частью составляют действительные сны или галлюцинации, но уже в античное время появляются вымышленные рассказы, облеченные в форму В. (Платон, Плутарх, Цицерон). Жанр этот особенно развивается в средние века и достигает апогея в «Божественной комедии» Данте, представляющей по форме максимально развернутое В. Авторитетную санкцию и сильнейший толчок развитию жанра дали «Диалоги чудес» папы Григория Великого (VI в.), после чего В. начинают массами появляться в церковной литературе всех европейских стран.
До XII в. все В. (кроме скандинавских) написаны по-латыни, с XII в. появляются переводные, а с XIII — оригинальные В. на народных яз. Наиболее законченная форма В. представлена в латинской поэзии духовенства: жанр этот по своим истокам тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок к церковной проповеди.
Редакторы Видений (они — всегда из среды духовенства и их надо отличать от самого «ясновидца») пользовались случаем от имени «высшей силы», пославшей В., пропагандировать свои политические взгляды или обрушиться на личных врагов. Возникают и чисто фиктивные В. — злободневные памфлеты (напр. Видение Карла Великого, Карла III и др.).
Однако уже с X в. форма и содержание В. вызывают протест, идущий часто от деклассированных слоев самого духовенства (нищих клириков и школяров-голиардов). Протест этот выливается в пародические В. С другой стороны, формой В.овладевает куртуазная (см.) рыцарская поэзия на народных языках: В. приобретает здесь новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории, — таковы напр. «Fabliau dou dieu d’Amour» (Повесть о боге любви), «Venus la deesse damors» (Венера — богиня любви) и наконец — энциклопедия куртуазной любви — знаменитый «Roman de la Rose» (Роман Розы, см.) Гильома де Лорриса.
Новое содержание вкладывает в форму В. «третье сословие». Так продолжатель незаконченного романа Гильома де Лорриса, Жеан Клопинель из Мёна, превращает изысканную аллегорию своего предшественника в тяжеловесное сочетание дидактики и сатиры, острие которой направлено против отсутствия «равенства», против несправедливых привилегий аристократии и против «разбойничьей» королевской власти (см. Роман Розы). Не менее ярко выражены настроения «третьего сословия» в знаменитом «В. о Петре-пахаре» Ленглэнда (см.), сыгравшем агитационную роль в английской крестьянской революции XIV в. Но в отличие от Жеан де Мён, представителя экономически-прогрессивной городской части «третьего сословия», Ленглэнд — идеолог экономически отсталого крестьянства — обращает свой взор к идеализированному прошлому, мечтая об уничтожении капиталистов-ростовщиков.
Как законченный самостоятельный жанр В. характерны для средневековой литературы. Но как мотив форма В. продолжает существовать и в литератураx нового времени, являясь особенно благоприятной для введения сатиры и дидактики, с одной стороны, фантастики — с другой (напр. «Тьма» Байрона).

Библиография:
Веселовский Ал-др, Данте и символическая поэзия католичества, Собр. сочин., т. III, СПБ., 1908—1913; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters (библ.), Munchen, 1911.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.


  1. виденияповествовательнодидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица которому он якобы открылся в сновидении галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей частью сос...Литературная энциклопедия II
  2. виденияВИДЕНИЯ повествовательнодидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица которому он якобы открылся в сновидении галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей ч...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  3. видениякорень ВИД суффикс ЕНИ окончание Я Основа слова ВИДЕНИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ВИД ЕНИ Я Слово Видения содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  4. видениявиде...Русско-ивритский словарь
  5. виденияВ.я и пророчества относятся к тому типу литературных текстов который получил самое широкое распространение в эпоху средневековья а именно литературе откровений. К ней мож...Словарь средневековой культуры
  6. виденияСтранные неясные видения во сне предвещают расстройство дел болезни. Появление чьихто лиц в таких видениях предупреждает о возможной агрессии и волнениях как в вашем окру...Современный сонник
  7. виденияСтранные неясные видения во сне означают расстройство дел болезни. Если в этих видениях Вам являются чьито лица то возможны агрессивность и волнения как в Вашем окружени...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  8. виденияпопулярный жанр средневековой лат.u лит. описывающий путешествие души в загробный мир и посещение ею ада и рая. Общая сюжетная линия жанра была использована Дантеem в Бож...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  9. виденияВидения в тесном смысле суть непроизвольно воспринимаемые наяву зрительные образы и картины производящие более или менее полное впечатление объективной действительности ...Энциклопедический словарь
  10. виденияв тесном смысле суть непроизвольно воспринимаемые наяву зрительные образы и картины производящие более или менее полное впечатление объективной действительности но не име...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона