Литературная энциклопедия

ВЕРГИЛИЙ


ВЕРГИЛИЙ (полное имя — Публий Вергилий Марон — Publius Vergilius Maro, 70—19 до христ. эры) (написание Виргилий, возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма, неправильно) — римский поэт. Р. в семье ремесленника, ставшего мелким землевладельцем. Первоначальное образование завершил в Риме, где обучался риторике и философии. К школьным годам относятся первые поэтические опыты В. в духе господствовавшего тогда «неотерического» направления (см. Римская литература), главным представителем которого был Катулл (см.); для направления этого было характерно безразличие к политическим и социальным проблемам, развившееся в разоренных гражданскими войнами группах средней римской буржуазии, и индивидуалистическое чувство жизни. «Неотерическая» поэзия, рассчитанная на небольшой и замкнутый круг образованных читателей, культивировала исключительно малые жанры, главным образом эпиграммы и небольшие поэмы по образцу эллинистических «эпиллиев». В противоположность старому историческому эпосу с его неизбежно широким социальным охватом, здесь брались преимущественно мифологические темы с установкой на патетические положения и на изображение душевных переживаний героев. Небольшие размеры поэм компенсировались тщательной отделкой стиха, приближением его к строгим нормам эллинистической метрики и щедро рассыпанными блестками «учености»; оригинальность творчества ценилась ниже, чем стилизация и переработка уже вошедшего в литературу материала. В этих настроениях рос молодой В.; в философские учителя он выбрал эпикурейца Сирона, представителя учения, призывавшего к полному общественному индифферентизму. В политической жизни В. не принимал участия; к адвокатской карьере оказался неспособным; с литературными кругами он завязал прочные связи и упражнялся в сочинении шутливых эпиграмм в стиле Катулла.Началом своей литературой деятельности поэт считал «Буколики». Они состоят из 10 эклог (т. е. «избранных стихотворений»), из к-рых 6 представляют собой диалоги между пастухами; чаще всего пастухи состязаются между собой в пении (эклоги 3, 5, 7, 8), произнося при этом либо целые стихотворения (экл. 5 и 8), либо перебрасываясь репликами в 2 (экл. 3) или 4 (экл. 7) стиха. Эти короткие песенки, воспроизводя иногда приемы народного стиля (параллелизм членов, припев), были весьма подходящим материалом для реформы поэтического яз., произведенной В. и положившей основу для всего дальнейшего развития римской поэзии. Длинные и запутанные периоды старинной римской поэзии (иногда до 20 стихов) В. заменил короткими предложениями с ясным членением на части и без нагромождения придаточных, перенеся таким образом в поэтическую речь навыки античной художественной прозы. Каждая эклога представляет сложную мозаику мотивов и отдельных выражений, заимствованных из различных стихотворений Феокрита. Но в то время как у греческого поэта иногда еще встречаются жанровые картинки, у В. бытовой материал играет незначительную роль. Центр тяжести — в переживании пастухов, отдающихся любви и поэзии; охотно вводятся и народные поверья. Пастухи В. — совершенно условные фигуры для произнесения плавных стихов в «нежном» стиле с остро отточенными сентенциями, к-рыми поэт зачастую больше дорожит, чем строгой выдержанностью ситуации целого стихотворения. В этот условный мир неожиданно врывается актуальная политическая жизнь. Около 41 г. поместье В. было отнято у него для раздачи ветеранам нового владыки Рима, Октавиана (Августа). Поэт поспешил в Рим и при помощи своих литературных друзей добился от Октавиана возвращения поместья. Эти события служат материалом для диалогов между пастухами в эклогах 1 и 9; в 1 эклоге в уста пастуха Титира вложена хвала божественному юноше, разрешившему ему остаться на своем участке, в то время как все соседи изгнаны. Совершенно особое место занимает знаменитая 4 эклога, являющаяся хвалой новому политическому порядку, облеченной в форму оракула, провозвещающего близкое рождение нового бога, к-рый спасет мир. Древние христиане видели в этом мальчике Христа; 4 эклога действительно покоится на тех самых религиозных представлениях эллинизма, из к-рых впоследствии выросло христианство. «Буколиками» Вергилий обратил на себя внимание Октавиана и его сподвижника Мецената, которые были заинтересованы в литературой пропаганде идеологических основ нового строя. Строй этот, выраставший в борьбе римской буржуазии против буржуазии старых эллинистических госудерств, вошедших в Римскую империю, требовал националистической идеологии, окрашенной в романтическое преклонение перед римской древностью. Одной из первых задач Октавиана было восстановление сельского хозяйства Италии, пострадавшего во время гражданских войн. По предложению Мецената В. пишет «Георгики», дидактическую поэму о сельском хозяйстве и работает над ними 7 лет (прибл. 37—30). Поэта увлекла задача борьбы с материалом, трудно поддающимся эстетическому оформлению, и он выполнил ее с гораздо большим успехом, нежели эллинистические авторы дидактических поэм. «Георгики» состоят из 4 книг: 1. О посевном хозяйстве, 2. О культуре винограда и плодоносных деревьев, 3. О скотоводстве, 4. О пчелах — обычный порядок расположения в римских сельскохозяйственных сочинениях. Поэма расцвечена стилистическими орнаментами, блестящими описаниями, картинами стилизованной в идиллические тона сельской жизни. При стилистической обработке Вергилий широко использовал старый литературный материал, согласно традициям «неотериков», к-рые оставили глубокий след на всем творчестве В. Спокойную объективность дидактической поэзии эллинизма он заменяет высоким пафосом, достигающим наибольшей напряженности в многочисленных отступлениях, среди которых следует особо отметить хвалу Италии и хвалу мирной сельской жизни во второй книге как литературное оформление актуальных политических лозунгов. По всему произведению рассыпаны хвалы Октавиану.
Следующее и главное произведение В. — героическая поэма «Энеида». В основе ее лежит сказание о благочестивом троянце Энее (см.), сыне Анхиза и Венеры, бежавшем во время пожара Трои в латинскую землю. По официальной версии римляне считались потомками троянцев, а род Юлиев, к к-рому причислял себя Август, вел свое происхождение от самого Энея. Поэма В. должна была явиться хвалой предкам Августа и древним установлениям, реставратором которых Август себя считал. Новый литературный вкус, устремившийся к классическим образцам, требовал создания большого эпоса, обогащенного новым социально-политическим и религиозно-философским содержанием. И В. создал новый тип эпической поэмы. В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» В. нашел уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому В. и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п.) обнаруживается желание В. «соперничать» с Гомером. Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию.«Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы. Движущая ее сила — воля судьбы, к-рая ведет Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа. Массовых сцен В. избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания к-рых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: В. умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стертым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску. В изображении богов и героев В. тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам. В ясном членении целого на части и в драматизации частей В. находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создает новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов. Правда, герои В. атомистичны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распыленного общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой В., «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках». Вергилию приписывался еще ряд мелких произведений. Несомненно подлинны лишь некоторые стихотворения из «Каталептон». Подлинность прочего сомнительна. Литературные староверы встретили В. очень враждебно, но он очень скоро стал классиком. Вся позднейшая римская поэзия полна заимствований из В. Упомянутое выше толкование 4 эклоги придавало В. особое значение и в глазах христиан как в древности, так и в средние века; поэтому произведения его дошли в очень большом количестве списков. В. считался источником знания, даже «волшебником», носителем высшего откровения, по В. гадали. Очень велико влияние В. на латинскую поэзию средних веков: часто из отдельных стихов Вергилия составлялись новые произведения. Влияние В. заметно и на средневековом эпосе на народных яз. Данте избрал В. в проводники по аду и чистилищу. XVI—XVIII вв. считали В. величайшим мировым поэтом, находя его более «галантным», чем Гомер. Героическая и пастушеская поэма этого времени развивается под знаком подражания В.; комическая поэма охотно пародирует его («травестия», «бурлеск»), напр. «Перелицованный Вергилий» Скаррона (1648—1653), в России — «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку» Осипова Н. и Котельницкого А. (СПБ., 1791) и украинская «перелицовка» Котляревского (СПБ., 1798). С появлением буржуазной литературы XVIII—XIX вв. многовековая традиция порвалась, и к В. стали относиться как к поэту ложного пафоса; но в романских странах В. и поныне пользуется высоким признанием.

Библиография:

I.Русские переводы почти все неудачны. Отметим: Буколики, перевод А. Мерзлякова, М., 1807; Георгики, перевод С. Раич, М., 1821; Энеида, перевод Шершеневич, Варшава, 1868 (лучший перевод Энеиды). Новый перевод готовил В. Брюсов; Буколики и Георгики, перевод Соснецкого, М., 1873; Буколики, перевод А. В. Рудзянского, Севастополь, 1897. Полное критическое издание В. принадлежит Ribbeck О., Лейпциг, 1859—1868; ценны комментированные издания Forbiger, Conington-Nettlesship, Ludwig Schaper и Denticke-Jahn.

II.Из огромной литературы о В. следует выделить: Cartault A., Etude sur les «Bucoliques» de Virgile, P., 1897; Heinze, Vergilis epische Technik, 3-е изд., Lpz., 1915; Norden, Комментарий к 6 книге «Энеиды», 2-е изд., Lpz., 1916; Его же, Die Geburt des Kindes, Lpz., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

Верги́лий
(vergilius), полное имя – Публий Вергилий Марон (70 до н. э., Мантуя – 19 до н. э., Рим), римский поэт. О его жизни известно немногое. Родился в семье зажиточного землевладельца. В Кремоне, Милане и Риме на средства отца обучался разным наукам, в т. ч. риторике и философии. В 49 г. до н. э. стал римским гражданином, позднее приблизился ко двору императора Октавиана Августа и стал близко общаться с его советником Меценатом. Возглавил литературный кружок, состоящий из близких к Меценату поэтов (Гораций и др.).


Вергилий. Рисунок из средневековой рукописи


До нашего времени дошли все основные произведения писателя: сборник «Эклоги» (буквально «Избранные стихи»; 42–39 до н. э.), известный также под названием «Буколики» («пастушеские стихи»); дидактическая поэма в 4 книгах «Георгики» (т. е. «земледельческие стихи»; 37–30 до н. э.) и эпическая поэма в 12 книгах «Энеида» (29–19 до н. э.). Все произведения написаныгекзаметром. В «Эклогах» поэт, подражая «Идиллиям» Феокрита, воспевал радостную пастушескую жизнь, наполненную поэзией и любовью. Но если греческий предшественник запечатлел в «буколиках» образы реально существовавших и знакомых ему мест, то Вергилий в стихотворениях того же жанра создал яркий образ Аркадии, идеальной страны, на который впоследствии будут ссылаться авторы европейскихпасторалей. В 4-й эклоге автор предсказывал рождение некоего ребёнка, которое ознаменует конец века железного и начало века золотого. Средневековые христиане трактовали эти стихи как пророчество о рождении Иисуса и потому относились к поэту как к святому (их цитирует и Данте в «Божественной комедии»). В поэме «Георгики», созданной по заказу Мецената, автор, взяв за образец дидактический эпос «Труды и дни» греческого поэта Гесиода, описал сельскохозяйственную деятельность (земледелие, виноделие, скотоводство и пчеловодство) как тяжёлый, но предписанный богами и потому необходимый труд. Героическая поэма «Энеида», созданная как римский аналог древнегреческих поэм Гомера, была главным произведением, над которым поэт работал до конца жизни. Она описывает приключения троянца Энея: герой после падения Трои по воле рока направляется в свою будущую державу – Лациум (Италию), а в пути его (как Одиссея, возвращающегося в своё царство) ждут разные приключения; в Лациуме он спускается в Аид, где встречает тень своего отца Анхиза и узнаёт от неё о грядущей славе Рима, а после этого сражается с Турном и мстит ему за смерть друга (подобно Ахиллу, мстящему Гектору за смерть Патрокла). Поэма должна была представить историю основания Рима такой, чтобы у читателей не оставалось сомнений в избранности римлян, в их праве покорять другие народы и владеть ими. «Энеида» приобрела статус классического произведения ещё в античности. Для читателей Средних веков и Возрождения Вергилий был едва ли не самым популярным древним автором, а для писателей – образцовым поэтом. Мотивы из «Энеиды» и сама фигура её создателя использованы в «Божественной комедии» Данте, структурные особенности поэмы повлияли на нац. образцы итальянского эпоса – поэмы «Неистовый Роланд» Л. Ариосто и «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо.


Дж. Бернини. Бегство Энея из Трои. 18 в.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.


Синонимы:
проводник


  1. вергилийВергилий Известный римский поэт Вергилий Публий Вергилий Марон до н. э. считался тонким знатоком человеческих душ и дел. Поэтому итальянский поэт и мыслитель Данте Алигь...Словарь крылатых слов и выражений
  2. вергилийдо н. э. Бойтесь данайцев дары приносящих эта фраза ставшая крылатой во всех языках мира принадлежит великому римскому поэту Вергилию. Бывает что от поэта в веках остает...100 великих писателей
  3. вергилийВергилий Публий Марон до н. э.Римский поэт родившийся в окрестностях Мантуи получил образование в Кремоне и Милане а затем переехал в Рим где присоединился к кругу Мецен...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  4. вергилийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. вергилийVergilius Марон Публий до н. э. римский поэт. СборникБуколики Пастушеские песни до н. э. дидактическая поэмаГеоргики Поэма о земледелии героический эпос Энеида остран...Большой энциклопедический словарь II
  6. вергилийПублий Вергилий Марон до н. э. римский поэт....Даты рождения и смерти известных людей
  7. вергилийПублий Марон . . до н.э. рим. поэт. Род. ок. Мантуи в небогатой семье. Во время проскрипций лишился своей земли но затем получил новые владения от Августа и Мецената к...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. вергилийПублий Марон . . до н.э. рим. поэт. Род. ок. Мантуи в небогатой семье. Во время проскрипций лишился своей земли но затем получил новые владения от Августа и Мецената к...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. вергилийvergilius полное имя Публий Вергилий Марон до н. э. Мантуя до н. э. Рим римский поэт. О его жизни известно немногое. Родился в семье зажиточного землевладельца. В Кре...Литература и язык. Современная энциклопедия
  10. вергилий[полное имя Публий Вергилий Марон Publius Vergilius Maro до христ. эры]написание Виргилий возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма неправильно р...Литературная энциклопедия II
  11. вергилийВЕРГИЛИЙ полное имя Публий Вергилий Марон Publius Vergilius Maro до христ. эры написание Виргилий возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма неправ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  12. вергилийПублий Марон гг. до н.э. римский поэт создатель буколического стиля в римской поэзии автор сборника Буколики дидактической поэмы Георгики и эпического романа Энеида. Эн...Мировая художественная культура. Словарь
  13. вергилийНачальная форма Вергилий винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа имя множественное число мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  14. вергилийВергилий Вергилий я...Орфографический словарь
  15. вергилийОрфографическая запись слова вергилий Ударение в слове Вергилий Деление слова на слоги перенос слова вергилий Фонетическая транскрипция слова вергилий [виргил] Характери...Полный фонетический разбор слов
  16. вергилийВергилий яСинонимы проводник...Русский орфографический словарь
  17. вергилийВергилий Vergilius Вергилий Марон Публий Publius Vergilius Maro до н.э.strong Римский поэт. Родился в окрестностях Мантуи. Образование получил в Кремоне и Милане. Прие...Сводная энциклопедия афоризмов
  18. вергилийПублий Вергилий Марон лат.em P. Vergilius Маrо в в. возникает форма Virgilius крупнейший рим. поэтэпик. Род . . до н. э. в Андах близ Мантуи ум. . . до н. э. в Брундиз...Словарь античности
  19. вергилийвергилий проводник Словарь русских синонимов. Вергилий см. проводник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. верги...Словарь синонимов II
  20. вергилийвергилий проводник...Словарь синонимов
  21. вергилийМарон Публий В. до н. э. рим. поэт см. тж ВИРГИЛИЙ РОДИНА ВЕРГИЛИЯ Куз И под руку с Морозовым Вергилием в аду Все вижу в свете розовом И воскресенья жду. Шутл. П про...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  22. вергилийВЕРГИЛИЙ Марон Публий В. до н. э. рим. поэт см. тж ВИРГИЛИЙ РОДИНА ВЕРГИЛИЯ Загл. Куз И под руку с Морозовым Вергилием в аду Все вижу в свете розовом И воскресенья ж...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  23. вергилий.Полидор Polydorus Vergilius ок. . IV. писатель и историк гуманист. Итальянец по происхождению род. и умер в Урбино Италия. Служил секретарем герцога Урбино затем каз...Советская историческая энциклопедия
  24. вергилийВЕРГИЛИЙ Vergilius Марон Публий до нашей эры римский поэт. Сборник Буколики Пастушеские песни рисует идиллический мир пастушеской жизни уводящий от скорбной действител...Современная энциклопедия
  25. вергилийВЕРГИЛИЙ Vergilius Марон Публий до н . э. римский поэт. Сборник Буколики Пастушеские песни до н. э. дидактическая поэма Георгики Поэма о земледелии героический эпос Эн...Современный энциклопедический словарь
  26. вергилийУдарение в слове ВергилийУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Вергилий...Ударение и правописание
  27. вергилийRzeczownik Вергилий Wergiliusz...Универсальный русско-польский словарь
  28. вергилийРев Ливер Евр Глей Вилий Вие Виг Вергилий Рей Игил Лев Лей Ливр...Электронный словарь анаграмм русского языка
  29. вергилийВергилий Vergilius в позднейшем написании Virgilius Марон Публий . . до и. э. Анды близ Мантуи . . до н. э Брундизий римский поэт и мыслитель. В молодости принадлежал ...Энциклопедия культурологии