Литературная энциклопедия

БАБЕЛЬ


БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894–) — выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Литературную работу начал в 1915 в журнале Горького «Летопись» (см.) рассказами из еврейского быта Одессы. После гражданской войны материалом первых его литературных выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления. Первый рассказ его из серии «Конармия» появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу «Конармия», — с другой — разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра («Закат», 1928) и кинематографического сценария («Беня Крик») — материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические («История моей голубятни» и др.) и эпико-романтические, главным персонажем к-рых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик («Одесские рассказы», «Король», «Как это делалось в Одессе». К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все, до сих пор написанное Б. вне этих двух линий — быта Конармии и местечкового еврейского быта — крайне немногочисленно и не может итти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства («Исусов грех», «Ты проморгал, капитан»). В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской литературе.
Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной литературе, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б.о Конармии чрезвычайно значительных произведений. В лице Б. молодая советская литература получила сильного художника, «попутчика» (см.), с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике. Эта общественная заслуга Б. — крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной литературы и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к литературным фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью. С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного литературного мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен. В одинаковой мере неправы поэтому были те критики, к-рые желали видеть в «Конармии» Б. реалистическое произведение, адэкватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажений, к-рым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит. В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста. Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, — превратила Б. в скорбного, иронического романтика. Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России. Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напр. «История моей голубятни»), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис. Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости. Отсюда же и эротизм Б.-художника, — черта, характерная для этого индивидуалиста. Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала. Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно.
Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, — некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью как ее романтически преломленное подобие. Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее.

Библиография:
Буденный С., Бабизм Б., «Октябрь», кн. 4, 1924; Шкловский В., Б., «Леф», кн. 2 (6), 1924; Вешнев В., Поэзия бандитизма, «Молодая гвардия», кн. 7–8, 1924; Лелевич Г., На литературном посту, Тверь, 1924; Воронский А., Литературные типы, М., 1925; Его же, Литературные записи, М., 1926; Горбачев Г., Новеллы Б., «Два года литературной революции», Л., 1926; Лежнев, Вопросы литературы и критики, М., 1926; Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Литературный двевник), М., 1928; Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги литературного года), М., 1928; Полонский В., О современной литературе, М., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

Ба́бель
Исаак Эммануилович (1894, Одесса – 1940, Москва), русский прозаик, драматург, публицист.


И. Э. Бабель


Родился в купеческой семье. Окончил Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий ин-т (1916), параллельно учился на юридическом ф-те Петроградского психоневрологического ин-та (1915—16, не закончил). В кон. 1-й мировой войны был солдатом на румынском фронте, в Гражданскую войну 1917—22 гг. (до ноября 1920) – корреспондент газеты «Красный кавалерист» 1-й Конной армии. Работал сотрудником Народного комиссариата просвещения, типографским служащим, репортёром, участвовал в продовольственных экспедициях в голодающее Поволжье. Начал печататься с 1916 г. Драматические коллизии Гражданской войны с её романтикой и анархией, человечностью и жестокостью, аскетичностью и разнузданной чувственностью, с преобладанием стихийного начала, а также картины жизни дореволюционной еврейской бедноты, мелких торговцев, мастеровых и налётчиков показаны Бабелем в колоритных по языку сборниках «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьесах «Закат» (1928) и «Мария» (1935). Сочный юмор, своеобразный жаргон, специфические одесские типы (в т. ч. «благородного» бандита Бени Крика), точное изображение реалий местечкового быта помогли писателю создать оригинальный и красочный художественный мир, мотивы и образы которого вызвали ряд подражаний в отечественной литературе 20 в. и послужили основой для многих инсценировок и экранизаций. Бабель оставил также ряд киносценариев и рассказов, не включённых в циклы, в которых броская цветистость раннего творчества постепенно уступала строгой и внешне бесстрастной повествовательной манере («В подвале», 1931; «Гюи де Мопассан», 1932; «Ди Грассо», 1937; пьеса «Мария», 1935; путевые очерки). В 1939 г. арестован как «агент французской и австрийской разведок», а позже расстрелян. В течение 20 лет произведения Бабеля в СССР не печатались, он вернулся в литературу в 1957 г., когда было издано «Избранное» с предисловием И. Г. Эренбурга.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.


  1. бабельБабель Исаак Эммануилович . Советский писатель автор сборпиков Конармия Одесские рассказы пьес Закат Мария. Репрессирован реабилитирован посмертно....1000 биографий
  2. бабельБАБЕЛЬ Исаак Эммануилович [. . .] русский советский писатель. Род. в Одессе в семье торговцаеврея. Первые рассказы опубл. в журн. Летопись. Затем по совету М. Горького у...Большая советская энциклопедия
  3. бабельимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. бабельвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  5. бабельИсаак Эммануилович русский писатель. Драматическиеколлизии Гражданской войны в колоритных по языку новеллах сборниковКонармия Одесские рассказы пьесы Закат Мария . Ре...Большой энциклопедический словарь II
  6. бабельИсаак Эммануилович Одесса Москва русский прозаик драматург публицист. Родился в купеческой семье. Окончил Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий инт па...Литература и язык. Современная энциклопедия
  7. бабельБАБЕЛЬ Исаак Эммануилович выдающийся новеллист. Родился в г. Одессе в семье еврейского купца. Литературную работу начал в в журнале Горького Летопись см. рассказами из...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  8. бабельНачальная форма Бабель неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  9. бабельБабель прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  10. бабельБАБЕЛЬ Исаак Эммануилович русский писатель. В новеллах отличающихся метафоричной образностью и выразительностью просторечной лексики изобразил стихию и драматические кол...Русская энциклопедия
  11. бабельБАБЕuНЦИЯstrong и БАБЕuШНИЦАstrong ы БАБИuНАstrong ы БАБЦА ыu ж. БАБЕuЦstrong бабцаu БАБЕuШНИКstrong а БАБЕuЛЬstrong я м.Девушка женщина.Клвая бабца красивая девушка....Словарь русского арго
  12. бабельБАБЕЛЬ Исаак Эммануилович русский писатель. Драматические коллизии Гражданской войны в колоритных по языку новеллах сборников Конармия Одесские рассказы пьесы Закат М...Современный энциклопедический словарь
  13. бабельRzeczownik Бабель Babel...Универсальный русско-польский словарь
  14. бабельЕль Бель Бела Бал Бабель Абеб Лье Лаб...Электронный словарь анаграмм русского языка