Литературная энциклопедия

АКЦЕНТУАЦИЯ


АКЦЕНТУАЦИЯ — совокупность или система явлений ударения; иначе говоря, А. представляет собою особую область фонетических (звуковых) средств словоразличения, состоящих в модификации силы или музыкальной высоты голосового тона на протяжении слогового комплекса (каковой и служит количественной единицей в представлениях акцентуационного порядка). В зависимости от того, какой признак окраски голосового тона служит различительным моментом в А. данного яз. — относительная ли сила, противополагающая данный слог другим, более слабым слогам, или же мелодическая его характеристика, — системы А., представленные различными яз., относятся или к динамической, или силовой (обычно говорят: экспираторно-силовой или просто экспираторной — от лат. expiratio — выдых) А., или же к музыкальной (или мелодической) А. К яз. с силовой или экспираторной А. принадлежит в настоящее время подавляющее большинство яз. Европы, а также Западной и Средней Азии (в противоположность Восточной и Юго-восточной Азии и Океании), за исключением балтийских, сербского и скандинавских (где впрочем мы встречаем комбинированную систему силовой и музыкальной А. — в шведском и норвежском).
Акцентуационные различения в яз. с силовым ударением весьма просты и сводятся к дуалистическому противоположению ударенного (в экспираторно-силовом отношении) слога неударенному. При этом, с принципиальной обязательностью, слово характеризуется наличием одного лишь ударенного слога, — прочие сознаются как неударенные; правда, и между неударенными слогами существуют физические градации по силе, как напр. между русским предударным слогом и прочими неударенными слогами: в русском голова — первый слог обладает минимумом силы выдыха и голосового тона, второй же как бы предваряет часть энергии, отпускаемой на третий — ударенный, и становится потому промежуточным по силе между первым и третьим; но эти физические градации не имеют принципиальной значимости для языкового мышления, каковой обладает в нем противоположение ударенного слога всем прочим — неударенным.Итак ударение становится (в данных яз.) признаком слова как такового, входя следовательно в фонетическое представление слова (вот почему к русской и ей подобным акцентуационным системам приложим термин словоударение — Wortakzent, в отличие от слогоударения — Sylbenakzent’а, каковым является музыкальное ударение в китайском напр. яз. (см. ниже). В тех словах, в к-рых, в отступление от нормы, факультативно констатируются два ударения (как напр. в слове Каменноостровский), мы находим соответствующее отступление от семантической нормы единого слова, т. е. в известном смысле (с лексической, но не морфологической точки зрения) переходный случай от слова к словосочетанию. В части указанных яз. эта «словопоказательная» функция (силового) ударения превращается вместе с тем в «словоразделительную», поскольку данный яз. обладает постоянным местом ударения (во всех словах или в большинстве их). К таким яз. с постоянным местом ударения принадлежат напр. французский (ударение на последнем слоге), чешский (на первом), польский (на предпоследнем), до известной степени и немецкий (ударение на первом слоге коренной или лексической морфемы), а также и английский (с еще большими ограничениями нормы); из не-индо-европейских: финские (в большинстве из них ударение на первом слоге, но в вотском — на последнем; о мордовских фактах речь будет ниже), турецкие (в громадном большинстве их ударение на последнем слоге), монгольские (на первом слоге) и многие кавказские (напр. в чеченском — на первом слоге).
Для теории поэтики норма постоянного места ударения в данном яз. имеет то значение, что благодаря ей в светлом поле фонетического сознания постоянно остается один из концов слова, в частности при постоянном начальном ударении первый слог; поэтому именно в яз. с начальным ударением и получила сильнейшее распространение аллитерация (см.) в качестве канонизованного приема поэтической техники (в финской, германской и монгольской народной поэзии). В русском яз., с его свободным местом ударения, А., взамен «словоразделительной», получает весьма важную «словоразличительную» функцию: признак ударения ассоциируется у нас весьма часто как со словоразличениями семасиологического, так и особенно морфологического порядка (ср. ру̀ки — рукѝ, но̀ги — ногѝ и т. д.). Иначе говоря, в русском языке ударение не только семасиологизуется (роса̀ — ра̀са), но и морфологизуется, играя существенную роль в общей морфологической системе.
К яз. с музыкальной (или мелодической) А. принадлежит ряд языков Восточной и Юго-восточной Азии и Океании: например тибето-китайские (с музыкальным слогоударением — Musikalischer-Sylbenakzent) и японский и малайские (с музыкальным словоударением — Musikalischer Wortakzent). В первом из этих случаев, в частности в китайском яз., наблюдается своеобразное сочетание музыкального слогоударения (так наз. «тонов»), исполняющего исключительно семасиологические функции, с привычным для нас силовым словоударением — с исключительно морфологическими функциями (см. Китайский язык ). В японском, и именно в западно-японских и центральных говорах (как наиболее архаичных), наблюдается не уступающее китайским «тонам» богатство мелодических различий; основная разница лишь в том, что китайский тон осуществляется как таковой, в пределах одного слога, а в японском — субстратом мелодии служит вся совокупность слогов данного слова. В восточных же, как, с другой стороны, и в южных японских говорах, система музыкальной А. уже значительно упростилась. Кроме вышеуказанных яз. область господства музыкальной А. мы находим в Центральной и Южной Африке. В древности же музыкальная А. присуща была и индо-европейским яз. — из засвидетельствованных письменностью: древнеиндийскому (ведаическому) и древнегреческому.
В отличие от силовой А., обильно используемой в поэтической технике как материал «фонетического повтора» в тоническом (и тонико-силлабическом и силлабо-тоническом) стихе, музыкальная А. обычно оказывается чуждой этим функциям (по крайней мере в канонизованных приемах поэтической техники). Вот почему в яз. с музыкальной А. мы встречаем вместо стиха, основанного на чередовании ударений, — или метрическое стихосложение, как в древнегреческом, древнеиндийском и китайском, или же чисто силлабическое (не силлабо-тоническое), т. е. основанное исключительно на равном числе слогов между цезурами — как в японском. Переход к тоническому стиху наблюдается лишь тогда, когда ударение перестает быть чисто музыкальным, становясь музыкально-силовым (или музыкально-экспираторным), т. е. по мере перехода в систему силовой А.
Единственным примером яз., не пользующегося моментом А. в фонетической характеристике слова, мы можем назвать эрзянский диалект мордовского яз.: в виде общей нормы слова здесь произносятся с одинаковой силой во всех слогах (а при логическом или эмфатическом ударении оно может приходиться на разные слоги одного и того же слова); эрзянское народное стихосложение естественно поэтому носит чисто силлабический характер.

Библиография:
Брандт Р., Начертание славянской акцентологии, СПБ., 1880; Поливанов Е., Музыкальное ударение в говоре Токио, Изв. Ак. н., т. IX, СПБ., 1915, № 15; Его же, Психофонетические наблюдения над японскими диалектами, П., 1917; Его же, Лекции по введению в языкознание для востоковедных вузов, Л., 1928, Hirt H., Indogermanischer Akzent, Strassburg, 1895; Vendryes J., Traité d’accentuation grec., P. 1904.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.


Синонимы:
выделение


  1. акцентуациявыделение подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих его особенное развитие. В психологии несколько преувеличенное но в рамках психологической нормы разв...Большая психологическая энциклопедия
  2. акцентуациялат. accentus ударение заострение характерологических качеств которые при определнных обстоятельствах могут давать некоторое преимущество в плане адаптации а с другой сто...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. акцентуацияж. лингв.acentuacin f...Большой русско-испанский словарь
  4. акцентуациясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. акцентуацияАКЦЕНТУАЦИЯ и ж. accentuation f. . Лексис. strong. Ударение в говоре в знач. действия. emДаль. В языкознании выделение определенных элементов в слове или фразе посредств...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  6. акцентуацияВыделение в тексте ударных гласных диакритическими знаками акцентами. Краткий толковый словарь по полиграфии. Синонимы выделение...Краткий толковый словарь по полиграфии
  7. акцентуациясовокупность или система явлений ударения иначе говоря А. представляет собою особую область фонетических звуковых средств словоразличения состоящих в модификации силы или...Литературная энциклопедия II
  8. акцентуацияАКЦЕНТУАЦИЯ совокупность или система явлений ударения иначе говоря А. представляет собою особую область фонетических звуковых средств словоразличения состоящих в модифик...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  9. акцентуацияи ж. лингв.em Система ударения в какомл. языке в какомл. памятнике письменности и т. п.Синонимы выделение...Малый академический словарь
  10. акцентуациякорень АКЦЕНТ суффикс У суффикс АЦИ окончание Я Основа слова АКЦЕНТУАЦИВычисленный способ образования слова Суффиксальный АКЦЕНТ У АЦИ Я Слово Акцентуация соде...Морфемный разбор слова по составу
  11. акцентуацияНачальная форма Акцентуация единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  12. акцентуацияакцентуация ж. а Выделение определенных элементов в слове или во фразе посредством ударения в лингвистике. б Расстановка знаков ударения в письменном тексте. То же что ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  13. акцентуацияакцентуация акцентуация и лингв....Орфографический словарь
  14. акцентуацияк.и. л.л. акцентуация...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  15. акцентуацияакцентуация акцентуации акцентуации акцентуаций акцентуации акцентуациям акцентуацию акцентуации акцентуацией акцентуациею акцентуациями акцентуации акцентуациях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  16. акцентуацияОрфографическая запись слова акцентуация Ударение в слове акцентуация Деление слова на слоги перенос слова акцентуация Фонетическая транскрипция слова акцентуация [кинта...Полный фонетический разбор слов
  17. акцентуацияСм. accentuazione.Синонимы выделение...Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  18. акцентуацияакцентуаця наголошування....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  19. акцентуацияакцентуация и лингв.em Синонимы выделение...Русский орфографический словарь
  20. акцентуацияЖ dil. vuru sistemi....Русско-азербайджанский словарь
  21. акцентуацияж.accentuation stress...Русско-английский психологический словарь
  22. акцентуацияакцентуация ж. лингв.iaccentuation...Русско-английский словарь
  23. акцентуацияАкцэнтуацыя...Русско-белорусский словарь
  24. акцентуациялингв.i акцэнтуацыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  25. акцентуацияСинонимы выделение...Русско-ивритский словарь
  26. акцентуация. Синонимы выделение...Русско-китайский словарь
  27. акцентуацияакцентуация задагузор акцентуация...Русско-таджикский словарь
  28. акцентуацияАКЦЕНТУАЦИЯ от лат. accentus ударение. Обозначение ударения. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АКЦЕНТУАЦИЯ от лат. accentus ударен...Словарь иностранных слов русского языка
  29. акцентуацияВыделение посредством ударения отдельных элементов в слове или фразе. Система ударений в том или ином языке либо в группе родственных языков. Обозначение ударений в пис...Словарь лингвистических терминов
  30. акцентуациялат.u аccentus ударение strong Система ударения данного языка strong выделение элементов слова или фразы посредством ударения.Синонимы выделение...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  31. акцентуацияакцентуация сущ. колво синонимов выделение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы выделение...Словарь синонимов II
  32. акцентуацияВыделение слога в слове словоформе посредством ударения. Прил.u акцентуационный.Синонимы выделение...Справочник по этимологии и исторической лексикологии
  33. акцентуациячрезмерное заострение отдельных черт личности К. Леонгард....Стратегическая психология глобализации - Психология человеческого капитала
  34. акцентуацияакцентуация [...Толковый словарь иностранных слов
  35. акцентуациялат. accentus ударение. Усиление заострение определенных психических свойств. K. Leonhard разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты ...Толковый словарь психиатрических терминов II
  36. акцентуациялат. accentus ударение. Усиление заострение определенных психических свойств. K. Leonhard разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты ...Толковый словарь психиатрических терминов
  37. акцентуацияАКЦЕНТУАЦИЯ ж. а Выделение определенных элементов в слове или во фразе посредством ударения в лингвистике. б Расстановка знаков ударения в письменном тексте. То же что ...Толковый словарь русского языка
  38. акцентуацияУдарение в слове акцентуацияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове акцентуация...Ударение и правописание
  39. акцентуацияакцентуация акцентуации акцентуации акцентуаций акцентуации акцентуациям акцентуацию акцентуации акцентуацией акцентуациею акцентуациями акцентуации акцентуациях Источник...Формы слова
  40. акцентуацияЦацка Цаца Цата Уценка Уткин Утка Утица Унция Унт Уния Уник Униатка Униат Уик Туника Тунец Тун Тукан Тук Тнк Тиун Тина Тик Теин Таяние Тая Тау Таня Танк Танец Такин Таец ...Электронный словарь анаграмм русского языка