Литературная энциклопедия

АКУТАГАВА

Рюноскэ (1892, Токио – 1927, там же), японский писатель.


Р. Акутагава


Родился в семье молочника Ниихара Носидзо. Мать вскоре после рождения сына утратила рассудок, отец был равнодушен к мальчику, и его отдали на воспитание дяде, Акутагаве Митиак, чью фамилию принял будущий писатель.Благодаря богатой библиотеке приёмных родителей Акутагава, с детства одержимый страстью к литературе, окончил отделение английской словесности Токийского ун-та (1916). В студенческие годы вместе с друзьями создал «Школу нового мастерства», стремясь преодолеть фактографичность и отказ от идеалов модной в Японии нач. 20 в. «эгобеллетристики» – крайнего выражениянатурализма, утверждавшего, что достоверно писатель может изобразить только самого себя. Наследуя ясный, лаконичный стиль средневековой японской литературы, соединяя традиции европейской литературы, впервые в эти годы открывающейся Японии, с нац. эстетическими традициями, преданиями ифольклором, Акутагава создаёт многочисленные новеллы-притчи, в которых говорит о сложных отношениях человека и мира, враждебного ему и часто понуждающего его к преступлению («Ворота Расёмон», 1915), о проблеме гения и злодейства («Муки ада», 1918), о трагедии «маленького человека» («Бататовая каша», 1916, которую исследователи часто сравнивают с «Шинелью» Н. В. Гоголя), о невозможности постичь истину в запутанном и противоречивом мире («В чаще», 1922), о редких и потому особенно ценных крупицах добра, придающих смысл нашему однообразному существованию («Мандарины», 1919), о внутренней чистоте и чувстве радостного ожидания в душе человека, стоящего на пороге жизни («Бал», 1920). Сквозной темой сочинений Акутагавы становится неприятие кодекса самурайской чести, неуместного и нелепого в современном мире («Носовой платок», 1916; «Генерал», 1922). Продолжением сатирико-философской традиции Дж. Свифта и А. Франса на нац. почве воспринимается новелла «В стране водяных», где рассказчику – пациенту психиатрической больницы – Япония предстаёт как страна чудовищ-водяных («капп»); герой новеллы оказывается единственным здравомыслящим существом в неразумном обществе. Одиночество тонкого и мыслящего человека запечатлено Акутагавой в повестях-исповедях «Жизнь идиота» и «Зубатые колёса» (обе – 1927). В 1935 г. в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы – признанного классика 20 в.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.


  1. акутагававласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  2. акутагаваЯсуси японский композитор. Оперы Темное зеркало Орфей в Хиросиме балеты Грезы озера Потерянный рай Триптих для струнного оркестра и др....Большой энциклопедический словарь II
  3. акутагаваРюнoскэ Токио там же японский писатель. Родился в семье молочника Ниихара Носидзо. Мать вскоре после рождения сына утратила рассудок отец был равнодушен к мальчику и е...Литература и язык. Современная энциклопедия
  4. акутагаваАКУТАГАВА Рюноскэ японский писатель. Загадочность непредсказуемость человеческого сознания в новеллахпритчах не без влияния эстетизма Расемон В чаще трагические колли...Новый большой англо-русский словарь II
  5. акутагаваАКУТАГАВА Ясуси японский композитор. Оперы Темное зеркало Орфей в Хиросиме балеты Грезы озера Потерянный рай Триптих для струнного оркестра и др....Новый большой англо-русский словарь II
  6. акутагаваАКУТАГАВА Рюноскэ японский писатель. Скептицизм грусть непознаваемые глубины человеческой души бессилие добра в холодном и жестоком мире в изящных по стилю рассказахп...Современная энциклопедия
  7. акутагаваАКУТАГАВА Рюноскэ японский писатель. Загадочность непредсказуемость человеческого сознания в новеллахпритчах не без влияния эстетизма Расемон В чаще трагические колли...Современный энциклопедический словарь
  8. акутагаваАКУТАГАВА Ясуси японский композитор. Оперы Темное зеркало Орфей в Хиросиме балеты Грезы озера Потерянный рай Триптих для струнного оркестра и др....Современный энциклопедический словарь