Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

ТРЕНЕВ

ТРЕНЕВ Константин Андреевич (1878-) - советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ «На ярмарке» был напечатан в газете «Донская речь» (1898). Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. («Мокрая балка», «По тихой воде»). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства («Заблудились», «На хуторе» и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, к-рый поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. «Владыка», напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе «Пугачевщина» (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса - «Любовь Яровая» (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии «Жена» (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо. В этом - слабость комедии.

Пьеса «Опыт», написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем «Любовь Яровая».

Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - «На берегу Невы» (1937), написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в к-рой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса «Любовь Яровая», не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».

Библиография:

Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - «Владыка», т. II - «Мокрая балка»); Батраки, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей (М.), 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты. Пьеса, изд-во «Искусство», М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во «Искусство», М. - Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во «Искусство», М., 1937; Моя работа над «Любовью Яровой», «Литературная газета», 1937, № 1, 5 января.

  1. треневимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. треневКонстантин Андреевич русский писатель драматург.Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачевщина На берегуНевы . В героической драме о Гражданской войне Любовь Яр...Большой энциклопедический словарь II
  3. треневТРЕНЕВ Константин Андреевич советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище в семинарии ок...Литературная энциклопедия
  4. треневКонстантин Андреевич [] советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище в семинарии окончил ...Литературная энциклопедия II
  5. треневНачальная форма Тренев единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  6. тренёвТРЕНВ Константин Андреевич русский писатель драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачвщина На берегу Невы . В героической драме о Гражданской войне Люб...Русская энциклопедия
  7. треневТРЕНЕВ ТРЕНИН ТРЕТИЛОВ ТРЕТНИКОВ ТРЕТЬЯКЕВИЧ ТРЕТЬЯКОВ ТРЕТЬЯЧКОВ ТРЕТЮХИН ТРЕФИЛОВ ТРОЙНИН ТРИТЯКОВ ТРЕТЯКТретьяк очень распространенное в старину нецерковное имя. Обыч...Словарь фамилий
  8. тренёвКонстантин Андреевич рус. писатель драматург И дни Авдеевских салонов Где лучшие среди живых Читали Федин и Леонов Тренев Асеев Петровых. П...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  9. тренёвТРЕНВ Константин Андреевич рус. писатель драматург И дни Авдеевских салонов Где лучшие среди живых Читали Федин и Леонов Тренев Асеев Петровых. П II...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  10. тренёвТРЕНВ Константин Андреевич русский писатель. В драме о Гражданской войне Любовь Яровая высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы. ...Современная энциклопедия
  11. треневТРЕНЕВ Константин Андреевич русский писатель драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачевщина На берегу Невы . В героической драме о Гражданской войне Л...Современный энциклопедический словарь
  12. треневРев Рет Нер Невр Невер Евр Вне Ветер Венет Веер Нерв Нтв Нтр Тренев Трен Терн Ренет...Электронный словарь анаграмм русского языка