Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

ОДА

АНТИЧНАЯ ОДА.- В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли О. на «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара (см.) и Горация (см.).

Ода Пиндара (V в. до нашей эры) - так наз. «эпиникий», т. е. хвалебная песня в честь победителя на гимнастических состязаниях, - заказанное стихотворение «на случай», задача которого - возбуждать и поощрять волю к победе среди дорийской аристократии. Местные и личные элементы, обязательные для эпиникия (хвала победителя, его рода, города, состязания и т. п.), получают свое «освещение» в соотнесенности с мифом как основой идеологии господствующего класса и с аристократической этикой. О. исполнялась пляшущим хором в сопровождении сложной музыки. Ей присуща богатая словесная орнаментация, долженствовавшая усугублять впечатление торжественности, подчеркнутая высокопарность, слабая связь частей. Поэт, рассматривающий себя как «мудреца», учителя, лишь с трудом собирает воедино элементы традиционного славословия. Пиндаровской О. свойственны резкие, немотивированные переходы ассоциативного типа, придававшие произведению особо затрудненный, «жреческий» характер. С распадом старинной идеологии это «поэтическое красноречие» уступило место прозаическому, и социальная функция О. перешла к хвалебной речи («энкомий»). Архаические особенности О. Пиндара в эпоху французского классицизма воспринимались как «лирический беспорядок» и «лирический восторг».

Гораций (I в. до нашей эры) отмежевывается от «пиндаризирования» и стремится возродить на римской почве мелическую лирику (см.) эолийских поэтов (см. «Греческая литература»), сохраняя в виде фикции ее внешние формы. Ода Горация обычно обращена к какому-нибудь реальному лицу, на волю которого поэт якобы намерен воздействовать. Поэт часто хочет создать представление, будто стихотворение реально произносится (или даже поется). В действительности горацианская лирика книжного происхождения. Захватывая самые разнообразные темы, оды Горация очень далеки от всякаго «высокого стиля» или перенапряженности средств выражения (исключение составляют так наз. «римские» О., где Гораций выступает как идеолог политики Августа); в его О. господствует светский тон, иногда с легкой примесью иронии. Термин «О.», примененный античными грамматиками к лирике Горация, был источником ряда трудностей для теоретиков классической поэтики, строивших теорию одического жанра одновременно на пиндаровском и горацианском материале.

ОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ.

I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ.- Средние века совершенно не знали жанра О. как такового. Он возник в европейских литературах в эпоху Возрождения, в XVI в. Во Франции основоположником оды явился поэт Ронсар (см.), к-рому и принадлежит введение самого термина. В пяти книгах своих од (1550, 1553) Ронсар дал образцы различных видов одической поэзии древности (пиндаровская, горацианская и анакреонтическая оды). В одах Пиндара, предназначавшихся им для пения, он сохранил их тройное членение (строфа, антистрофа, эпод), что вместе с «ученым», изобилующим античными словами словарем дало впоследствии повод и возможность «классикам», (Буало и др.) упрекать его в избыточном «пиндаризировании». Тематика од Ронсара весьма разнообразна: он воспевает в них «любовь, вино, веселые пиры, танцы, маскарады, турниры» и т. п., изредка вводя «какие-нибудь философские рассуждения». Оды Ронсара с их антикизирующими и гедонистическими тенденциями - типичный продукт французского Ренессанса в его дворянском выражении.

В течение XVI-XVII веков жанр О. получил широкое распространение и в других европейских странах: Италии (Бернардо Тассо, Кьябрера и др.), Испании (Франсиско де Медрано), Англии (Самуэль Даниэль, Коули, Драйден), Германии (Веккерлин, Опиц и др. поэты Силезской школы).

Второй и наиболее существенный момент в истории развития французской и европейской О. связан с именем Малерба (см.) и его многочисленных последователей. В творчестве Малерба О. приобрела все те основные признаки, с которыми она вошла в качестве ведущего лирического жанра в поэтику французского и европейского «классицизма». Социальной функцией оды становится прямое служение крепнущему абсолютизму. Малерб культивировал по преимуществу форму «торжественной», «героической» оды. Сюжет ее обязательно имеет важное «государственное» значение (победы над внешними и внутренними врагами, восстановление «порядка» и т. п.). Основное чувство, ее вдохновляющее, - восторг. Основной тон - восхваление вождей и героев монархии: короля и особ королевского дома. Отсюда - общая торжественная приподнятость стиля, риторического и по своей природе и по самой своей речевой функции (ода предназначалась прежде всего для торжественного произнесения), построенная на непрестанных чередованиях восклицательной и вопросительной интонаций, грандиозности образа, абстрактной «высокости» языка, оснащенного мифологическими терминами, олицетворениями и т. п. Самая форма О. была регламентирована целым рядом обязательных правил (от требования «чистоты» языка до категорического запрещения заходов из стиха в стих - так наз. enjambement). В строфической структуре О. допускалось известное разнообразие, однако в основу каждой О. должна была быть положена определенная строфическая единица, к-рую надлежало обязательно выдерживать на всем протяжении данной пьесы. Практика Малерба была канонизирована Буало в его теоретических трактатах «Искусство поэзии» (L’art poetique) и «Рассуждения об оде» (Discours sur l’ode). Одним из основных положений теории оды Буало было требование так наз. «лирического беспорядка», к-рый Буало находил в одах Пиндара и к-рый заключался в отсутствии прямой логической последовательности в развертывании темы. Резкой сменой величественных картин, хаотическим нагромождением образов, один грандиознее другого, обуянный «демоном вдохновения», воспаряющий «до облаков», поэт легче всего осуществляет основную задачу оды - сообщить предельную эмоциональную зарядку, потрясти удивлением, ужасом и восторгом сердца слушателей. Однако Буало тут же дополнял это требование лирического беспорядка характерным для рационалистической поэтики классицизма ограничением: он считает обязательным наличие в этом кажущемся беспорядке вышедшего в порыве вдохновения «из самого себя» ума строгой внутренней упорядоченности. Теория Буало стала кодексом классической О. вообще.

После Малерба наиболее видными представителями жанра оды во Франции были Ж. Б. Руссо, Лебрен, Лефран де Помпиньян и Ламот.

Большое распространение получил жанр анакреонтической О. Из Франции жанр О. распространился по всем европейским литературам.

С половины XVIII в. в связи с деградацией классицизма, отражавшей общий процесс загнивания и распада феодально-дворянской культуры, и ростом враждебных «старому порядку» настроений в среде восходившей буржуазии и передовых групп дворянства началось замирание жанра, оттесняемого новыми сентиментально-лирическими жанрами. Развитие последних связано с успехами европейского сентиментализма, стиля поднимавшейся мелкой буржуазии, выступившей на борьбу со «старым порядком» в различных его проявлениях. В немецкой лит-pe новую жизнь в жанр О. вдохнул на некоторое время Клопшток (см.) (он ввел в О. белый стих и enjambement, отказался от строфич. построения, писал свободным стихом, обратился к «национальной» древнегерманской и скандинавской мифологии взамен античной и т. д.).

С возрождением в эпоху Великой французской революции «революционного классицизма» возрождается и жанр О. (политические оды Жозефа и Андре Шенье), питаемый пафосом буржуазно-революционного движения. Довольно охотно прибегают к нему и первые романтики (во Франции Гюго и Ламартин, в Англии - Шелли, в Италии - Мандзони). Отталкиваясь от классических штампов Малерба и Ж. Б. Руссо, романтики возвращаются в качестве своего образца к старой, отвергнутой Буало оде Ронсара.

Начиная с конца первой половины XIX в. жанр О. почти совершенно исчезает из европейских лит-р.

II. РУССКАЯ ОДА.- Элементы торжественной и религиозной О. имеются уже в литературе юго-западной и Московской Руси конца XVI-XVII вв. (панегирики и вирши в честь знатных лиц, «привества» Симеона Полоцкого и др.). Первые попытки внесения в русскую поэзию жанра «классической» О. принадлежат Кантемиру, однако самый термин впервые введен Тредьяковским в его «Оде торжественной о сдаче города Гданска». В дальнейшем Тредьяковский слагал ряд «од похвальных и божественных» и, следуя Буало, дал такое определение новому жанру: ода «есть высокий пиитический род... состоит из строф и самую высокую благородную, иногда же и нежную материю воспевает» («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», СПБ, 1735). Однако подлинным основоположником русской О., утвердившим ее в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы XVIII века, был Ломоносов. Назначение од Ломоносова - служить всяческому превознесению феодально-дворянской монархии XVIII в. в лице ее вождей и героев. В силу этого основным видом, культивируемым Ломоносовым, была торжественная пиндарическая ода; все элементы ее стиля должны служить выявлению основного чувства - восторженного удивления, смешанного с благоговейным

ужасом перед величием и мощью государственной власти и ее носителей. Это определяло собой не только «высокий» - «славянороссийский» - язык О., но даже ее метр - по Ломоносову, 4-стопный ямб без пиррихиев (ставший наиболее каноническим), ибо чистые «ямбические стихи поднимаются вверх материи, благородство, великолепие и высоту умножают».

Риторически-торжественные оды Ломоносова, провозглашенного современниками «Российским Пиндаром» и «наших стран Малербом», вызвали против себя реакцию со стороны Сумарокова (пародийные и «вздорные оды»), давшего образцы сниженной О., отвечавшей до известной степени выдвинутым им требованиям ясности, естественности и простоты. Борьба традиций ломоносовской и сумароковской «О.» охватила ряд десятилетий, особенно обостряясь в 50-60-х годах XVIII в. Наиболее искусным подражателем первой является певец Екатерины II и Потемкина - Петров. Из «сумароковцев» наибольшее значение в истории жанра имеет Херасков - основоположник русской «философической оды». Среди «сумароковцев» получила особенное развитие анакреонтическая О. без рифмы. Эта борьба явилась литературным выражением борьбы двух групп феодального дворянства: одной - политически руководящей, наиболее устойчивой и социально «здоровой», и другой - отходившей от общественной деятельности, удовлетворявшейся достигнутым экономическим и политическим господством. В общем итоге «высокая» традиция Ломоносова на данном этапе победила. Именно его принципы явились наиболее специфичными для жанра русской О. как такового. Показательно в этом отношении, что Державин свое теоретическое «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811-1815; см. Сочин. Державина, т. VII, СПБ, 1872) обосновывал почти целиком на практике Ломоносова. В своих правилах одосложения Державин целиком следовал кодексу Буало, Баттё и их последователей. Однако в своей собственной практике он далеко выходит за их пределы, создавая на основе «горацианской оды» смешанный вид оды-сатиры, соединяющей в себе превознесение монархии с сатирическими выпадами против придворных и написанной таким же смешанным «высоко-низким» языком. Наряду с высокой «ломоносовской» О. смешанная «державинская» О. является вторым основным типом жанра русской О. вообще. Творчество Державина, знаменовавшее высший расцвет жанра О. на русской почве, отличается исключительным разнообразием. Особое значение имеют его обличительные оды («Вельможа», «Властителям и судиям» и др.), в которых он является основоположником русской гражданской лирики. Общественная направленность, являющаяся характерной особенностью О. как жанра феодально-дворянской литературы, позволила буржуазной лит-pe на самом раннем этапе ее образования использовать этот жанр в своих целях. В «Вольности» Радищева диаметрально изменилась основная социальная функция О.: вместо восторженного воспевания «царей и царств» О. явилась призывом к борьбе с царями и прославлением казни их народом. Но подобного рода пользование чужим оружием не могло дать значительных результатов. Идеология русской буржуазии существенно отличалась от феодально-дворянской, претерпевшей под влиянием роста капитализма значительные изменения.

С конца XVIII века вместе с начавшимся падением русского классицизма как лит-ой идеологии феодального дворянства начал терять свою гегемонию и жанр О., уступая место ново-складывающимся стиховым жанрам эллегии и баллады. Сокрушительный удар жанру нанесла сатира И. И. Дмитриева «Чужой толк», направленная против поэтов-одописцев, «пиндарящих» в своих вызывающих зевоту стихах ради «награды перстеньком, ста рублей иль дружества с князьком». Однако жанр продолжал существовать еще довольно долгое время. Торжественные О. писал и сам Дмитриев. О. начиналась деятельность Жуковского, Тютчева; О. находим в творчестве молодого Пушкина. Но в основном жанр все более переходил в руки бездарных эпигонов вроде пресловутого графа Хвостова и других поэтов, группировавшихся вокруг Шишкова, и «Беседы любителей русского слова». Последняя попытка возродить жанр «высокой» О. исходила из группы так наз. «младших архаистов» (ст. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» в «Мнемозине», ч. 2, М., 1824). С конца 20-х гг. О. почти совершенно

Страница из книги «Собеседник любителей Российского слова» (1783). Первая печатная публикация оды Державина «Фелица»

исчезла из русской поэзии. Отдельные попытки возродить ее, имевшие место в творчестве символистов, носили в лучшем случае характер более или менее удачной стилизации (напр. ода Брюсова «Человеку»). Считать О. некоторые стихи современных поэтов, хотя бы ими самими так называемые (напр. «Ода к революции» Маяковского), можно лишь в порядке весьма отдалённой аналогии.

Библиография:

Остолопов Н., Словарь древней и новой поэзии, ч. 2, СПБ, 1821; Грингмут В., Несколько слов о ритмическом строе Пиндаровых од, в кн.: Краткая греческая антология из стихотворений Сапфо, Анакреона и Пиндара, сост. Гр. Ланге, М., 1887, и отд. отт., М., 1887; Покотилова О., Предшественники Ломоносова в русской поэзии XVII и начала XVIII вв., в кн.: Ломоносов, Сб. статей, Под редакцией В. В. Сиповского, СПБ, 1911; Грешищева Е., Хвалебная ода в русской литературе XVIII в., там же; Тынянов Ю., Ода, как ораторский жанр, «Поэтика», Л., 1927, III (то же, в его книге «Архаисты и новаторы», Л., 1929); Гуковский Г., Из истории русской оды XVIII в. Опыт истолкования пародии, «Поэтика», Л., 1927, III; Его же, русская поэзия XVIII в., Л., 1927 (статьи: «Ломоносов, Сумароков, школа Сумарокова» и «Об анакреонтической оде»); Тынянов Ю., Архаисты и Тютчев, в его книге «Архаисты и новаторы», Л., 1929; Lehnerdt A., Die deutsche Dichtung des XVII und XVIII Jahrhunderts in ihren Beziehungen zu Horaz, Konigsberg, 1882; Bethge H., Deutsche Oden, Lpz., 1904; Keppler E. K., Die pindarische Ode in der Poesie des XVII und XVIII Jahrhunderts, Diss., Tubingen, 1911; Vietor C., Geschichte der deutschen Ode, Munchen, 1923.

  1. одаlat.i odaода...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. одаот греч.u ode песня жанр лирической поэзии и музыки выражающий торжественное приподнятое настроение. Наиболее известны оды Сапфо Алкея Пиндара Вакхилида Горация. В средн...Античный мир. Словарь-справочник
  3. одаврм. Частина хлва яка також могла слугувати зимовим житлом. Характерна для врменського народного будвництва....Архітектура і монументальне мистецтво
  4. одаОда...Белорусско-русский словарь
  5. одаОДА Oda город на Ю. Ганы в Восточной обл. тыс. жит. . Ж.д. станция. Деревообр. промсть....Большая советская энциклопедия
  6. одаОДА от греч. ode песня жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово О. сначала не имело терминологич. значения затем стало обозначать преим. написанную строфами л...Большая советская энциклопедия
  7. одаОДА Нобунага японский полководец первый из объединителей О. Хидэси Тотоми Иэясу Токугава страны. Был главой небольшого княжества в пров. Овари центр часть о. Хонсю. В н...Большая советская энциклопедия
  8. одаж. ode oda уст. хвалебная ода panegirico m Итальянорусский словарь. Синонимы панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. одаж лит.Ode f панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. одаода ж лит. Ode f cСинонимы панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. одаж.oda f...Большой русско-испанский словарь
  12. одасущ. жен. рода мед. с.х....Большой русско-украинский словарь
  13. одаж. лит. ode f хвалебная ода ode laudative илиem de louanges...Большой русско-французский словарь
  14. одаОДА см. аудакс....Большой словарь оружия
  15. одамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  16. одаж. лит.ode fхвалебная ода ode laudative или de louanges панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. одаНобунага японский полководец первый из трех объединителейОда Х. Тоетоми И. Токугава страны. Низложив в последнего сегунаиз дома Асикага объединил под своей властью око...Большой энциклопедический словарь II
  18. одаОДА от греч. ode песня жанр лирической поэзии и музыки торжественные патетические прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности Пиндар в вв. ...Большой Энциклопедический словарь V
  19. одаи ж.i Урочистий врш присвячений якйсь видатнй под вдомй особ т. н. Урочистий музичнопоетичний твр створений на честь певно де особи чи под....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  20. одаопорнодвигательный аппарат...Весёлый этимологический словарь
  21. одапервонач. всякая песня затем лирич. стихотворение написанное в изыск. строфич. форме алкеева асклепиадова сапфич. строфы. Темы одич. поэзии были разнообразны мифология ч...Древний мир. Энциклопедический словарь
  22. одапервонач. всякая песня затем лирич. стихотворение написанное в изыск. строфич. форме алкеева асклепиадова сапфич. строфы. Темы одич. поэзии были разнообразны мифология ч...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  23. одаж от дороги...Египетские имена
  24. одапозднелатинское ode или oda от аттической формы oide греческого слова aoide песня жанр лирической поэзии и музыки торжественное патетическое прославляющее произведение. ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  25. одаОДА ы ж. ode f. ampLTлат. ode ampLTгр. strong. Стихотворение в торжественном приподнятом тоне в честь какогол. значительного события или лицаem. МАС. Ода это средний род...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  26. одаода кора май...Коми (зырянский)-русский словарь
  27. одаода кора май...Коми (зырянский)-русский словарь
  28. одакомната алд ода передняя...Крымскотатарско-русский словарь II
  29. одаОда oda Carmen...Латинский словарь
  30. одаторжественное стихотворение. Изначально в древнегреческой поэзии лирическое стихотворение на разные темы исполнявшееся хором. В одах древнегреческого поэта Пиндара ок. д...Литература и язык. Современная энциклопедия
  31. одаАНТИЧНАЯ ОДА.strong В древности термин ода греч. d латин. ode oda не определял собой какоголибо поэтического жанра обозначая вообще песню стихотворение. Античные филолог...Литературная энциклопедия
  32. одаОДА от греч. d песня жанр лирической поэзии. В античности слово О. сначала не имело терминологического значения затем стало обозначать преимущественно написанную строфам...Литературный энциклопедический словарь
  33. одаы ж.em Стихотворение в торжественном приподнятом тоне в честь какогол. значительного события или лица.Надо заметить что одаu этот средний род между гимномu или дифирамбом...Малый академический словарь
  34. одагреч. Ode песнь жанр лирической поэзии зародившийся в Древней Греции и первоначально обозначавший любую песню на темы мифологии любви славы. Крупнейшими древнегреческим...Мировая художественная культура. Словарь
  35. одакорень ОД окончание А Основа слова ОДВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ОД А Слово Ода содержит следующие морфемы или части приставка ...Морфемный разбор слова по составу
  36. одаНачальная форма Ода единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  37. одавд гр. odeпсня урочистий музично поетичний твр створений на честь певно де особи чи под напр. фнал Х симфон Л.В.Бетховена на текст Оди до радост Ф.Шллера....Музичні терміни
  38. одаот греч. oda песня в Др. Греции пение общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами позднее лирич. хор. песня торжественного приподнятого морализующего хар...Музыкальная энциклопедия
  39. одаода ж. а Один из жанров лирики представляющий собою торжественное стихотворение посвященное какомул. событию или герою. б Отдельное произведение такого жанра. Вокальное...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  40. одаода ода ы...Орфографический словарь
  41. одаu мu мн.u оды Р.u од панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Орфографический словарь русского языка
  42. одаода менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  43. одаода оды оды од оде одам оду оды одой одою одами оде одах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  44. одаОрфографическая запись слова ода Ударение в слове ода Деление слова на слоги перенос слова ода Фонетическая транскрипция слова ода [од] Характеристика всех звуков о [о] ...Полный фонетический разбор слов
  45. одаОДАstrong греч. песнь в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы исполнявшееся хором с музыкальным сопровождением. В дальнейшем О. назыв...Поэтический словарь
  46. одаОда ди оди од...Правописний словник Голоскевича
  47. одаOde песнь произведение лирической поэзии занимающая середину между гимном и собственно песней римляне называли carmen ср.u Lyrici Лирики.Синонимы панегирик песня похвал...Реальный словарь классических древностей
  48. одаода. Автор од одист та....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  49. одав Др. Греции первоначально лирич. стихотв. исполнявшееся хором с муз. сопровождением. Широкое распростр. получили О. Пиндара и римского поэта Горация. В Зап. Европе жанр ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  50. одаода ыСинонимы панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Русский орфографический словарь
  51. одаЖ db. mdhiyy qsid oda....Русско-азербайджанский словарь
  52. одаода ж. лит.iode...Русско-английский словарь
  53. одаода ж. лит. ode....Русско-английский словарь II
  54. одаN...Русско-армянский словарь
  55. одаОда...Русско-белорусский словарь
  56. одалит.i ода род.i оды жен.i...Русско-белорусский словарь II
  57. одаода панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Русско-ивритский словарь
  58. одаж. лит. мада ле ошемет ле...Русско-казахский словарь
  59. одамадажыр...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  60. одаж. лит. ода кандайдыр бир тарыхый окуяга же баатырга арналган салтанаттуу кбнч классикалык стилде жазылган ыр торжественная ода салтанаттуу ода....Русско-киргизский словарь
  61. одаж лит. sngsh snggСинонимы панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Русско-китайский словарь
  62. одаoda...Русско-латышский словарь
  63. одаod лит....Русско-литовский словарь
  64. одаМагтаал...Русско-монгольский словарь
  65. одаодаж ....Русско-новогреческий словарь
  66. одаode панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Русско-норвежский словарь
  67. одаoda...Русско-польский словарь
  68. одажode f панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Русско-португальский словарь
  69. одаода асида мадия...Русско-таджикский словарь
  70. одаж лит. панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Русско-турецкий словарь
  71. одаda...Русско-чешский словарь
  72. одаж.ода...Сербско-русский словарь
  73. одагреч.em песнь первоначально всякая песня затем также в латыни лирич. стихотворение написанное в изысканной строфич. форме алкеева асклепиадова сапфич. строфы. Темы одич...Словарь античности
  74. одаoda order заявка на исполнение брокеру например stoploss или take profit.Синонимы панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Словарь бизнес-сленга
  75. одаТоржественный стих в стиле Ломоносова...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  76. одаПохвальная поэзия...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  77. одаВ рифму и во славу...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  78. одаПрославляющий стих...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  79. одаВосхваление в стихах...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  80. одаОДА греч. ode пение. У греков лирическое стихотворение приспособленное к пению. В эпоху псевдоклассического направления стихотворение написанное высокопарным слогом и из...Словарь иностранных слов русского языка
  81. одажанр лирической поэзии и музыки торжественнопатетическое прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности. В XVIXVIII вв. жанр высокой лирики....Словарь исторических терминов
  82. одаОДА от греч. песня лирическое произведение посвященное изображению крупных исторических событий или лиц говорящее о значительных темах религиознофилософского содержания ...Словарь литературных терминов
  83. одаот греч. oide песня жанр лирики торжественное стихотворение восторженного характера призванное воспеть какоголибо человека явление или событие. Например М.В. Ломоносов ...Словарь литературоведческих терминов
  84. одаОда ж от дороги Египетские имена. Словарь значений. Ода Свобода Словарь русских личных имен.Н. А. Петровский панегирик песня похвала славословие стихотворение хвала...Словарь личных имен
  85. одаода см. песнь хвала петь оды в чьюл. честь...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  86. одаОДА ыem ж.i Гр. font.Лит.iПо сему описанию Оды видно что она благородством Материи и высокостию рfontчей не разнится от Эпическия Поэзии но токмо краткостию своею также ...Словарь русского языка XVIII в
  87. одаодаСм. песнь хвалапеть оды в чьюл. честь....Словарь синонимов II
  88. одаода См. песнь хвала петь оды в чьюл. честь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. ода песнь хвала песня славо...Словарь синонимов II
  89. одаода песнь хвала песня славословие похвала панегирик стихотворение...Словарь синонимов
  90. одаh одаbig сущ.жен.неод.i ед.им. Ода на поединкиС загл. ед.вин. Шах за одну оду положил ему горсть бриллиантов в рот.Пут. За оду благодарю вас.Пс. мн.вин. Все оды принимае...Словарь языка Грибоедова
  91. одаода ж. гр. псня у давнх грекв урочистий лричний врш для хору. Пзнше хвалебна урочиста псня врш присвячена видатнй под чи особ....Словник іншомовних слів
  92. одаода вд грец. псня у давнх грекв урочистий лричний врш для хору. Пзнше хвалебна псня присвячена видатнй под чи особ....Словник іншомовних слів Мельничука
  93. о́даОДА и ж. Урочистий врш присвячений якйсь видатнй под вдомй особ т. н. Ох! але що вршувати. Оду достойних нема! Псню кохання про кого! Скрзьбо мзеря [мзеря] сама Крим. ...Словник української мови в 11 томах
  94. одаОДА и ж. Урочистий врш присвячений якйсь видатнй под вдомй особ т. н.Ох! але що вршувати. Оду достойних нема! Псню кохання про кого! Скрзьбо мзеря [мзеря] сама А. Крим...Словник української мови у 20 томах
  95. одаНобунага япон. феод. полководец первый из объединителей О. Хидэси Тотоми Иэясу Токугава страны. Сын владельца небольшого кнва в пров. Овари центр. часть ова Хонсю. Отли...Советская историческая энциклопедия
  96. одаОДА Нобунага японский полководец. Низложив в последнего сгуна из дома Асикага объединил под своей властью около трети страны....Современная энциклопедия
  97. одаОДА позднелатинское ode или oda от аттической формы oide греческого слова aoide песня жанр лирической поэзии и музыки торжественное патетическое прославляющее произведен...Современная энциклопедия
  98. одаОДА от греч . ode песня жанр лирической поэзии и музыки торжественные патетические прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности Пиндар в вв. ...Современный энциклопедический словарь
  99. одаОДА Нобунага японский полководец первый из трех объединителей Ода Х. Тоетоми И. Токугава страны. Низложив в последнего сегуна из дома Асикага объединил под своей власть...Современный энциклопедический словарь
  100. одаот греч.u ode песнь торжественное патетическое прославляющее стихотворное произведение. Рубрика роды и жанры литературы Род лирические жанры Персоналии Пиндар Г. Держа...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  101. одаОДА ж. торжественое песенное лирическое стихотворенье воспевающее славу хвалу величие победу и пр....Толковый словарь живого великорусского языка
  102. одаода [гр. ode] в русской поэзии с в. стихотворение в честь какогол важного события лица или на особо значительную тему выдержанное в торжественном возвышенном тоне му...Толковый словарь иностранных слов
  103. одаОДА ы ж. Торжественное стихотворение посвященное какомун.историческому событию или герою. Хвалебная о. Оды Ломоносова. II прил.одический ая ое О. жанр....Толковый словарь Ожегова
  104. одаОДА оды ж. греч. oda лит. Торжественное лирическое стихотворение преимущ. классического стиля воспевающее какиен. события исторического значения или героя и его деяния. Л...Толковый словарь русского языка II
  105. одаода ода ы ж. Торжественное стихотворение посвящнное какомун. историческому событию или герою. Хвалебная о. Оды Ломоносова.прил. одический ая ое. О. жанр....Толковый словарь русского языка II
  106. одаОДА ы ж. Торжественное стихотворение посвящнное какомунибудь историческому событию или герою. Хвалебная ода Оды Ломоносова. прилагательное одический ая ое О. жанр....Толковый словарь русского языка
  107. одаи ж. Урочистий врш присвячений якйсь видатнй под вдомй особ т. н. Урочистий музичнопоетичний твр створений на честь певно де особи чи под....Толковый словарь украинского языка
  108. одалит. Ода....Тувинско-русский словарь
  109. одаУдарение в слове одаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове ода...Ударение и правописание
  110. одалт....Українсько-англійський словник
  111. ода...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  112. одаOde...Українсько-датський словник
  113. одаem...Українсько-китайський словник
  114. одаOde...Українсько-норвезький словник
  115. ода[oda]...Українсько-польський словник
  116. одаRzeczownik ода f oda f...Универсальный русско-польский словарь
  117. одаПоетичний твр пднесеного патетичного характеру в якому оспвуються визначн под або славетн люди....Універсальний словник-енциклопедія
  118. одапоетичний твр пднесеного патетичного характеру в якому оспвуються визначн под або славетн люди....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  119. одаода оды оды од оде одам оду оды одой одою одами оде одах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы панегирик песня похвала славословие стих...Формы слова
  120. одаОда...Электронный словарь анаграмм русского языка
  121. одаОда от греч. сокращение от i песнь принадлежит к роду так называемой хоровой лирики развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнялась танцующим хор...Энциклопедический словарь
  122. одаот греч. сокращение от песнь принадлежит к роду так называемой хоровой лирики развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнялась танцующим хором под...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  123. одаОда греч.em ode торжественная песнь воспевающая какоелибо событие исторического значения или героя и его деяния. dd Большой толковый словарь по культурологии.Кононенко Б...Энциклопедия культурологии