Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

ЛЯН ЦИЧАО

ЛЯН ЦИ-ЧАО (также Лян Жень-гун) (1873-1929) - китайский публицист, общественный деятель и историк. Родился в уезде Синхуй, пров. Гаундун. Выступление Л. Ц.-ч. на общественную арену относится к 90-м гг. XIX в., когда возникает движение раннего китайского либерализма. Во главе его стал Л. Ц.-ч. со своим учителем Кан Ю-веем. Основные общественные слои, стоявшие за движением, были тесно связаны с феодализмом; однако, выдвигая программу буржуазных преобразований и европеизации страны и смыкаясь с теми группами радикальной интеллигенции, которые впоследствии шли за Сунь Ят-сеном, китайский либерализм на этом своем этапе имел прогрессивное значение. Не являясь демократическим движением, либерализм все же должен был обращаться к более широкому общественному кругу, создавая новые формы публицистики и вводя в оборот множество новых понятий и форм, почерпнутых из европейской науки и жизни.

Старая китайская литература носила сословный характер; она отличалась крайней условностью и окаменелостью стилей и форм; ее содержание, так же как и формы, было приспособлено исключительно к потребностям господствующей феодальной знати. Эпоха раннего китайского либерализма, выступившего против феодальной литературы, смогла поставить в этой области лишь задачу приспособления старой литературы к изменившимся требованиям. Значение Л. Ц.-Ч. относится именно к этому предреволюционному периоду китайской литературы. Его литературное и просветительное влияние было очень велико; оно не уменьшилось и в период между поражением либералов (1898) и революцией 1911, распространяясь на огромные круги интеллигенции. Л. Ц.-Ч. явился создателем так наз. «нового литературного стиля». В молодости он брал за образец литературу эпохи II-IV вв. христ. эры и обращал, по его словам, особое внимание на изысканность стиля. Л. Ц.-Ч. определился как художник после 1904. «К этому времени, - говорит Л. Ц.-Ч., - я достиг самоосвобождения; я стал обращать внимание на простоту и бодрость стиля; часто я перемежал речь народными поговорками с рифмованными вставками - вплоть до использования иностранных оборотов; я не стеснял кисть, следуя ее движениям. Этому наперебой стали подражать, дав название нового литературного стиля ; старшее же поколение относилось к нему с озлоблением». Л. Ц.-Ч. сломал перегородки различных стилей и форм старого яз. и - несколько расширив словарь, придав архитектонике своих статей стройность и логичность, применяя иностранные (японские) формы речи, пользуясь китайским буддийским словарем для передачи философских религиозных понятий - создал значительно более легкий и эмоциональный стиль, пригодный как орудие полемики и вместе с тем могущий служить для передачи огромного нового содержания, привнесенного из европейской науки и жизни. Эти достоинства «нового стиля» однако были ограничены довольно узкими рамками, поскольку Л. Ц.-Ч. по существу оставался в пределах старого мертвого яз. Под влиянием «нового литературного стиля» Л. Ц.-Ч. появились попытки применения его в беллетристике и поэзии, однако они не оставили в китайской литературе заметных следов. После революции 1911 влияние Л. Ц.-Ч. стало быстро падать; этому способствовало то, что сам он превратился в спутника китайских милитаристических клик, занимая ряд постов в пекинском «правительстве». Хотя Л. Ц.-Ч. одобрительно отзывался о разгоревшемся в 1917 движении в пользу живого яз. в литературе, само это движение прошло мимо него; Л. Ц.-Ч. продолжал писать в своем прежнем литературном стиле, к-рый был в эту эпоху уже анахронизмом. В последний период жизни (с 1920) Л. Ц.-Ч. сосредоточил свое внимание на исследовательской работе (история китайской культуры). Литературное наследство Л. Ц.-Ч. огромно, однако это почти исключительно публицистика или исторические работы; художественная литература представлена редкими произведениями. И сам Л. Ц.-Ч. считал себя по призванию не литератором, а историком. Л. Ц.-Ч. занимает крупнейшее место в истории китайской печати; уже в 1896 он издает газету «Шиу-Пао» и в дальнейшем редактирует в разное время в Китае и в эмиграции многие периодические издания, как напр. «Син Мин Цунь Бао». Полного собр. сочин. Л. Ц.-Ч. не существует.

  1. лян цичао. уезд Синьхой провинция Гуандун . Пекин китайский политический деятель писатель философ историк. Один из руководителей реформаторского движения в Китае в конце века. П...Большая Советская энциклопедия II
  2. лян цичаоЛян Чжожу Лян Жэньгун прозе. Инь бин ши чжужэнь Хозяин кабинета Глотания льда. . Синьхуэй пров. Гуандун . Пекин. Представитель либеральной реформистской политич. мысли К...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  3. лян цичаоЛЯН ЦИЧАО также Лян Женьгун китайский публицист общественный деятель и историк. Родился в уезде Синхуй пров. Гаундун. Выступление Л. Ц.ч. на общественную арену относитс...Литературная энциклопедия
  4. лян цичаотакже Лян Женьгун [] китайский публицист общественный деятель и историк. Родился в уезде Синхуй пров. Гаундун. Выступление Л. Ц.ч. на общественную арену относится к м гг....Литературная энциклопедия II
  5. лян цичаоЛЯН ЦИЧАО второе имя Лян Жэньгун китайский писатель ученый общественный деятель. Утопич. ром. Будущее нового Китая . Драмы в т.ч. Новый Рим . Стихи публицистич. и лит.кр...Литературный энциклопедический словарь
  6. лян цичаокитайский политический деятель историк педагог журналист. Один из руководителей реформаторского движения в Китае в конце в. В книге Рассуждения о политике в области обра...Педагогический терминологический словарь
  7. лян цичао.II. .I. кит. политич. деятель историк педагог журналист. Уроженец пров. Гуандун. Ученик и последователь Кан Ювэя активный участник движения за реформы редактор органа...Советская историческая энциклопедия
  8. лян цичаоЛЯН ЦИЧАО ЛЯН ЦИЧАО Лян Чжожу Лян Жэньгун прозвище Инь бин ши чжужэнь Хозяин кабинета Глотания льда февраля Синьхуэй провинции Гуандун января Пекин представитель ли...Философская энциклопедия
  9. лян цичаоЛЯН ЦИЧАОЛян Чжожу Лян Жэньгун прозвище Иньбиншичжужэнь Хозяин кабинета Охлаждения жара реминисценция из главы даосского канона вв. до н.э. Чжуанцзы. Китайский философ...Энциклопедия Кольера II