Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

КАЛИДАСА

КАЛИДАСА (Kalidāsa) - величайший поэт индийского средневековья. Многочисленные биографические легенды, циклизировавшиеся вокруг его имени, не дают никаких достоверных сведений об его времени и жизни. Индийская традиция относит жизнь К. к I в. до христианской эры, но общий характер его творчества и в частности его поэтическая техника, обнаруживаемое им знакомство с данными греческой астрономии IV в. христ. эры и ряд других черт заставляют европейских исследователей отнести его к IV-V вв. христ. эры - ко времени династии Гупта, цари к-рой носили титул Викрамадитьи. Легендарная биография К. превращает его в бедного невежественного пастуха, женившегося на принцессе, получившего мудрость и поэтический дар от умилостивленной им богини Кали (откуда его имя «раб Кали») и погибшего от зависти придворных; здесь - обычная в средневековых биографиях Запада и Востока циклизация сказочных «бродячих сюжетов» вокруг известной личности. В других сказаниях о К., напр. в многочисленных анекдотах об его поэтических победах над невежественными брахманами и кичливыми придворными поэтами, нашла себе выражение высокая оценка его литературного наследства.

Если события личной жизни К. окутаны сказочным туманом, то с достаточной ясностью выявляется в его произведениях характер породившей их социальной среды. Это - сосредоточенная при дворах меценатов-раджей верхушка господствующих классов, nāgarakās (homines urbani), материально обеспеченные, культивирующие изящество форм быта и общения полов «жители городов». Полный отрыв от борьбы за существование, паразитическое благоденствие за счет низших классов, непрерывный досуг образуют необходимые предпосылки для создания самодовлеющих и переутонченных форм культуры, для к-рой характерны: изысканная чувственность, глубокая изнеженность, склонность и уменье прослеживать тончайшие оттенки переживаний, острота «чувства природы», любовь к словесной игре и ученой шутке, - словом, черты, типичные для начинающей клониться к упадку, но еще находящейся на вершине своего расцвета культуры непроизводящего класса.

Поэтическая продукция К. в изумительных по мастерству формах отображает психоидеологию этой верхушки распадающегося феодального общества. Ему (в отличие от более ранних авторов) чужда критика существующих общественных форм и взаимоотношений: в своем эпосе он выступает апологетом просвещенного абсолютизма - воспетые им в «Родословной Рагху» (Raghuvamca) мудрые цари «лишь для блага своих подданных взимают с них подати: так солнце собирает влагу, дабы тысячекратно ее возвратить».

В центре поэтического внимания К. - внутренний мир далеких от житейских забот избранных счастливцев; сила его поэзии в изображении бесчисленных оттенков установленных индийской теорией драмы четырех основных поэтических настроений, в любовании красотой человеческого тела и природы, в величавых или нежных, но всегда идеализованных помыслах и чувствах почтительной, дружеской или страстной приязни. Его драмы - связанный сказочным романтическим сюжетом ряд лирических сцен, его эпос - смена насыщенных лирической эмоцией описаний природы и пышных картин изысканного быта.

К. - величайший мастер слова. Перевод может дать лишь слабое представление об его эмоциональных и в то же время четких образах, о неожиданности и красочности его сравнений и метафор, об изящной «игре» словом, к-рая осуществляет на практике учение Анандавардханы (см.) о «дхвани» - «отзвуке», скрытом символическом смысле поэзии. Характерна его «символика природы»: «Когда месяц прогоняет ночной мрак, - он откидывает своей возлюбленной - ночи черные волосы с лица, и она в упоении от его поцелуев закрывает очи-лотосы» («Raghuvamca»). «Влюбленная лиана, как прекрасная женщина, овивает дерево, ее груди - грозди цветов - высоко подымаются, ее уста - нежные отпрыски - содрогаются от сладострастья» (там же). Совершенно непередаваемо в переводах мастерство звуковой инструментовки в произведениях К.

Из многочисленных произведений, приписываемых ему, безусловно подлинными являются: эпические поэмы «Рождение Кумары» - бога войны (Kumārasambhava) и «История рода Рагху» (Raghuvamça), лирическая поэма «Облако-вестник» (Meghadūta) и три драмы - «Признание (по перстню) Шякунталы» (Abhijñānāçākuntala, сохранилась в двух версиях), «Добытая мужеством Урваши» (Vikramorvaçīya) и «Малявика и Агнимитра» (Mālavikāgnimitra).

Сюжеты произведений К. частью заимствованы из древних мифов и пуран (миф. о браке Шивы и Парвати, миф о любви земного царя Пурураваса к небесной деве Урваши, разрабатываемый еще в Ведах), частью являются очевидно достоянием поэта (напр. легенда об изгнании полубога-якшаса, посылающего «облако-вестника» к своей возлюбленной).

Из многочисленных произведений, ошибочно приписываемых К. индийской традицией, наиболее вероятна принадлежность ему «Описания времен года» (Rtusaḿhāra) - типичного образца идиллической описательной поэзии.

К. принадлежит к числу индийских поэтов, знакомство с к-рыми в Европе восходит еще к XVIII в. (английский перев. В. Джонса «Шякунталы» в 1789, Г. Вильсона «Облака-вестника» в 1813). Им восхищались Гумбольдт и Гердер, а Гёте подражал ему в «Прологе в театре» (1797) «Фауста». Неоднократно делались попытки поставить пьесы К. на европейской сцене: одна из последних по времени - постановка «Шякунталы» (Сакунталы) в московском Камерном театре.

Библиография:

I.Переводы: Kumärasambhava - англ., R. T. H. Griffith, 1879; нем., O. Walter, 1913; Raghuvamça - нем., O. Walter, 1914; франц., L. Renou, 1927; Meghadūta - нем., B. Hirzel, 1846; M. Müller, 1847; L. Fritze, 1847; C. Schütz, 1859; англ., H. Wilson, 1813; Jacob, 1870; франц., A. Guerinot, 1902; русск., Риттера, в «Сборнике в честь проф. Бузескула»; Çākuntala - нем., E. Meier, 1867; F. Rückert, 1876; L. Fritze, 1877; H. Kellner, 1890; англ., W. Jones, 1789; M. Williams, 1853; франц., P. E. Foucaux, 1867; A. Bergaigne, 1884; русск., К. Бальмонта, 1916; Urvacī - нем., L. Fritze, 1880; англ., E. B. Cowell, 1851; франц., P. E. Foucaux, 1861; русск., К. Бальмонта, 1916; Mālavikāgnimitra - нем., L. Fritze, 1881; англ., C. Tawney, 1875; франц., V. Henry, 1889; русск., К. Бальмонта, 1916.

II.Seneviratne J. E., The Life of Kalidasa, Colombo, 1901; Narasimhiengar M. T., Kalidasa’s Religion and Philosophy, «Indian Antiquary», 1910; Chand Hari, Kalidasa et l’art poetique de l’Inde, 1917; Hildebrandt A., Kalidasa, 1921; Thākura B. K., The text of the Çakuntala, 1922.

  1. калидасагг. рождения и смерти неизвестны древнеиндийский поэт и драматург приблизительно в. индийская традиция относит жизнь К. к в. до н. э. Народные легенды изображают его па...Большая Советская энциклопедия II
  2. калидасаприблизительно в. индийский поэт драматург. Писал насанскрите. Лирические и эпические поэмы драмы на фольклорные и эпическиесюжеты Малавика и Агнимитра Мужеством обрете...Большой энциклопедический словарь II
  3. калидасаКАЛИДАСА приблизительно в. индийский поэт драматург. Писал на санскрите. Лирические и эпические поэмы драмы на фольклорные и эпические сюжеты Малавика и Агнимитра Мужес...Большой Энциклопедический словарь V
  4. калидасакрупнейший др.инд. поэт вв. Жизнь К. окутана легендами. Из многочисл. произв. приписыв. К. несомненно принадлежащ. ему счит. шесть поэмы искусств. эпосаem Рагхуваншаe...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. калидасакрупнейший др.инд. поэт вв. Жизнь К. окутана легендами. Из многочисл. произв. приписыв. К. несомненно принадлежащ. ему счит. шесть поэмы искусств. эпоса Рагхуванша Ро...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. калидасаприблизительно в. индийский поэт драматург. Писал на санскрите. Лирические элегическая поэма Облаковестник любовная поэма Времена года и эпические поэмы фольклорные и эп...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. калидасавеликий поэт и драматург древней Индии творчество крого относят к V в. н. э. в инд. Традиции к I в. до н. э. Согласно преданию К. брахман по происхождению по милости бо...Индуизм
  8. калидасаКАЛИДАСА Kalidsa величайший поэт индийского средневековья. Многочисленные биографические легенды циклизировавшиеся вокруг его имени не дают никаких достоверных сведений ...Литературная энциклопедия
  9. калидаса[Kalidasa] величайший поэт индийского средневековья. Многочисленные биографические легенды циклизировавшиеся вокруг его имени не дают никаких достоверных сведений об его ...Литературная энциклопедия II
  10. калидасаКАЛИДАСА прибл. в. индийский поэт и драматург на санскрите. Поэмахроника Род Рагху. Эпич. поэма Рождение бога войны и лирические Облаковестник Времена года. Драмы Шакунт...Литературный энциклопедический словарь
  11. калидасадревнеиндийский поэт и драматург живший в V в. хотя индийская традиция относит время его жизни к I в. до н.э. Легенды о нем говорят что он поднялся от простого пастуха до...Мировая художественная культура. Словарь
  12. калидасаСанскр. Величайший поэт и драматург Индии.Источник Теософский словарь...Религиозные термины
  13. калидасаКАЛИДАСА приблизительно в. индийский поэт драматург. Писал на санскрите. Лирические элегическая поэма Облаковестник любовная поэма Времена года и эпические поэмы фолькло...Современная энциклопедия
  14. калидасаКАЛИДАСА приблизительно в . индийский поэт драматург. Писал на санскрите. Лирические и эпические поэмы драмы на фольклорные и эпические сюжеты Малавика и Агнимитра Мужес...Современный энциклопедический словарь
  15. калидасаКалидаса величайший драматический писатель Индии. Время и обстоятельства его жизни в точности неизвестны. Существует индийское стихотворное изречение помещающее К. при д...Энциклопедический словарь
  16. калидасавеличайший драматический писатель Индии. Время и обстоятельства его жизни в точности неизвестны. Существует индийское стихотворное изречение помещающее К. при дворе царя ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  17. калидасаКАЛИДАСАоколо в. индийский поэт и драматург классической эпохи санскритской литературы. Жил в г. Удджайне на западе современного шт. МадхъяПрадеш. Сохранились две придво...Энциклопедия Кольера II
  18. калидасаоколо в. индийский поэт и драматург классической эпохи санскритской литературы. Жил в г. Удджайне на западе современного шт. МадхъяПрадеш. Сохранились две придворные эпи...Энциклопедия Кольера