Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

ЕВРЕИНОВ

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-) - драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду (см.). Как Уайльд скорбел об «упадке лжи», видя в ней принцип высшего творчества, так и Е. считает признаком общекультурного оскудения «упадок позы и фразы» и выдвигает врожденный человечеству инстинкт «театральности» основой всякого «жизненного порыва» и «творческой эволюции». Этот «магический» инстинкт театрального «преображения» и игры рисуется Е. как «всемагнит и всемотор» человечества во всем его историческом пути. Таким образом мировоззренчески-эстетическая точка зрения Е. шире непосредственного понятия искусства, она - искусство жизни, она - по его определениям - «театрократия», «театр для себя». Подобно Уайльду и Е. тянет при этом часто ко всему вычурному, пряно-эротическому и извращенному, к «гимну-позе».

Самое происхождение театра Евреинов хочет видеть в фаллическом культе Диониса и связанном с ним аграрно-эротическом разгуле, вначале носившем жестокий, вплоть до жертвоприношений, характер и только позже смягчившемся до того, что Плутарх мог уже говорить о нем, как о празднике веселом и простом.

В области театрального метода Е. долгое время увлекался вполне совпадающей с его мировоззрением и по существу перерастающей рамки театра идеей монодрамы. Сущность монодрамы - в такой реконструкции литературно-театрального образа, когда театральная драма становится «моей драмой», т. е. драмой самого зрителя, который тем самым делается действующим лицом. Произведением, близкими монодраматической форме, он считает «Черные маски» Леонида Андреева. Не получив удовлетворения в таком монодраматическом построении спектакля на сценах больших театров (театры Комиссаржевской и Суворина в Петербурге), Е. со всей страстностью переносит свои искания в область малых форм сценического гротеска («Веселый театр» и театр «Кривое зеркало», руководимый известным театральным критиком А. Р. Кугелем). Крайний субъективизм, эстетический культ «искусственности» Е. были конечно только отражением пресыщенности эпохи буржуазного «декаданса» (упадочничества), имевшего в Евреинове одного из ярких, темпераментных и разносторонних выразителей.

Библиография:

Введение в монодраму, СПБ., 1909; Испанский театр XVI-XVII вв., Сб. ст. Дризена Н., Миклашевского К. и Евреинова Н., СПБ., 1911; К постановке «Хильперика», Реферат, СПБ., 1913; Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Посл. проблемы театра, СПБ., 1913; Театр как таковой. Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни, СПБ., 1913 (2-е дополн. изд. Под редакцией П. Ярославцева, П., 1923); Драматические сочин., т. II, СПБ., 1914; Театр для себя, ч. 1, СПБ., 1915; Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в ее возникновении, Фольклористические очерки, П., 1921; Первобытная драма германцев. Из праистории театра германо-скандинавских народов, П., 1922; Театральные инвенции, М., 1922; Театральные новации, П., 1922; Театрализация жизни. (Поэт, театрализующ. жизнь), (характеристика В. Каменского), М., 1922; «Самое главное». Для кого комедия, а для кого и драма, в 4 д., П., 1921; Оригинал о портретистах. (К проблеме субъективизма в искусстве), М., 1922; Драматические сочин., т. III (Пьесы из репертуара «Кривого зеркала»), П., 1923; Азазель и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов, предисл. Б. И. Кауфмана, М., 1924.

  1. евреиновавт. кн. Народ и его образов. Ломжа .Венгеров Evreinof имел в Москве в году печатню лубочных картинок Русские Народ. Карт. IV. .Ровинский...Большая биографическая энциклопедия
  2. евреиновЕВРЕИНОВ Иван Михайлович г. рожд. неизв. ум. русский геодезист и путешественник. Обучался в моск. Школе математич. и навигацких наук а затем до в геодезич. классе Морск...Большая советская энциклопедия
  3. евреиновЕВРЕИНОВ Иван Михайлович г. рожд. неизв. ум. русский геодезист и путешественник. Обучался в моск. Школе математич. и навигацких наук а затем до в геодезич. классе Морск...Большая советская энциклопедия
  4. евреиноврод. в г. камергер царского двора один из ярких представителей дворянскопомещичьей России. Т....Исторический справочник русского марксиста
  5. евреиновЕВРЕИНОВ Николай Николаевич драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду см. Как Уайльд скорбе...Литературная энциклопедия
  6. евреиновНиколай Николаевич [] драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду см. Как Уайльд скорбел об упа...Литературная энциклопедия II
  7. евреиновЕвреинов преподаватель Строгановского училища в Москве...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  8. евреиновЕВРЕЕВ ЕВРЕИНОВДревнерусское евреин еврей.У Фамилии оканчивающиеся на инов обычно принадлежат дворянству и указывают на нацинальность. Разумеется евреином могли прозвать...Словарь фамилий
  9. евреиновЕВРЕИНОВ Николай Николаевич российский режиссер драматург теоретик и историк театра. Совместно с театральным деятелем и историком театра Н. В. Дризеном создал Старинный ...Современный энциклопедический словарь
  10. евреиновЕВРЕИНОВ Николай Николаевич теоретик театра драматург режиссер. Окончил Училище правоведения в Петербурге. Гос. чиновник затем режиссер в театре Комиссаржевской. Создате...Энциклопедия культурологии
  11. евреиновЕВРЕИНОВ Николай Николаевич теоретик театра драматург режиссер. Окончил Училище правоведения в Петербурге. Гос. чиновник затем режиссер в театре Комиссаржевской. Создате...Энциклопедия Культурология XX век