Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

ГОТЬЕ

ГОТЬЕ Теофиль (Theophile Gautier, 1811-1872) - французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго «Эрнани». Знаменитый «красный жилет» Г., его «меровингская» шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно близок молодому Г. (1883). Его друзья - Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль, Роже де Бовуар, Урлияк, Девериа и другие писатели и художники. Из их среды рекрутировались те писатели «Молодой Франции» (Les Jeunes-France), облик которых Готье нарисовал несколько сатирически в одноименном сборнике своих повестей. Эта экстравагантная молодежь, вступившая в борьбу с «буржуазией» и «мещанским бытом», составляла в сущности аполитичную группу буржуазно-аристократической богемы, которую Жерар де Нерваль назвал «галантной богемой». Творчество Г. первого периода - типично романтическая поэзия всего «необычайного», «чудовищного», «гигантского». Первый сборник стихотворений Г. вышел в 1830 («Poesies»); успеху его повредили политические события. В плане индивидуалистической юношеской поэзии Г. были и стихотворные сборники - «Альбертус» (Albertus, 1832) и «Комедия смерти» (Comedie de la mort, 1838) и романы - «Мадмуазель Мопэн» (Mademoiselle de Maupin, 1835), «Фортунио» (Fortunio, 1838) и др. «Альбертус» - характерный образец вычурного романтического стиля: эксцентрический сюжет, утрированные метафоры и антитезы. Это любовная поэма в духе «Мардош» и «Ролла» Мюссэ; герой ее - «дьявольский и фешенебельный» персонаж, в к-ром байронизм сочетается с легкомысленностью парижского бульварного фланера. Такой же тип денди-набаба - Фортунио, герой одноименного романа. В «Комедии смерти» много мотивов демонического романтизма, характерная кладбищенская тематика - могилы и лунный свет. Однако в указанных произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных живописных стилях. Среди романтиков Г. особенно культивировал «живописное изображение». Он стремился «показать» (faire voir) предмет. Уже в юности он увлекался живописью (учился в ателье художника Риуля). Все это облегчило переход Готье к парнасской поэтике, для к-рой особенно характерно пластическое изображение. Лучший стихотворный сборник Г. - с характерным названием «Эмали и камеи» (Emaux et camees, 1852) - относится уже к парнасскому периоду его творчества. Стихотворения этого сборника - мастерские пластические этюды - уголки пейзажа, натюрморт и т. п. Это - «этюды от руки», «симфонии в белом мажоре» и т. п. Отныне Г. стремится к «оптическому ритму», пространственному принципу композиции, которые являлись обычными для парнасцев. Г. называл себя «человеком, для которого внешний мир существует». Чувство вещи, характерное для Г., сказалось и в его авантюрном романе «Капитан Фракасс», - своего рода сюите эстампов о веке Людовика XIII, и в «Романе Мумии», где в изображении Египта за 1 000 лет до христ. эры Г. отошел от фальшивой декоративности типично романтического восприятия исторических эпох. Парнасец с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении «Искусство» говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства преодоление материала, устанавливая аналогию между поэзией и пластическими искусствами: «Ваяй, шлифуй, чекань медали. / Твои витающие сны / На вечной стали / Да будут запечатлены». Бодлер, посвящая Г. свои «Цветы зла», назвал его «непогрешимым поэтом», «магом словесного искусства». Парнасская поэтика Г. была им намечена и в предисловии к «Цветам зла» Бодлера. В нем он выступает против «поэзии сердца» романтиков, в защиту «бесстрастной поэзии», против романтической теории непроизвольного вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т. п.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. был одним из ярких представителей теории «искусства для искусства»; он боролся против «утилитаризма» в поэзии: «все, что полезно, - говорил он, - уродливо». Художественной реализацией культа искусства явился эротический роман Г., гимн красоте - «Мадмуазель Мопэн». Он прокламировал аполитичность, аморализм и крайний формализм в искусстве. Его любимой формулой было - «все исходит от формы». Принципы искусства для искусства Г. совпали с требованиями объективности в поэзии у парнасцев, к которым принадлежали и писатели из радикальной республиканской буржуазной молодежи, даже социалистической, отошедшей от общественности после крушения революции 1848 (например Леконт де Лиль). Но у Г. в его подчеркивании аполитичности поэзии («он ни красный, ни белый и даже не трехцветный; он никакой, и замечает революцию, когда пули разбивают стекла» - предисловие к «Первым поэмам», 1832) сказывается общественный консерватизм и даже буржуазная реакционность. Этот юношеский тезис последовательно был раскрыт Готье во всем своем творчестве вплоть до дней Коммуны. - Враг буржуазной промышленной культуры, Готье вынужден был заниматься журналистикой в прессе, развивавшейся в то время в широкие капиталистические предприятия. Как профессионал-журналист (художественный критик) Г. работал с 1836 по день смерти в «Прессе» Жирардена, затем во «Всемирном монитере» и в «Официальной газете». Он написал также несколько историко-литературных книг; самая оригинальная из них - «Гротески» (Grotesques) - посвящена забытым меньшим поэтам XV-XVII вв. Он дал яркие психологические образы, в духе критики Сент-Бёва, поэтов - Вийона, Сирано де Бержерака, Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и его книга «История романтизма». Особое место в творчестве Г. занимают его книги путешествий - путевые впечатления, красочно изображающие многообразный пейзаж и предметы искусства, которые ему приходилось видеть от Египта до России («Путешествие в Россию», «Путешествие в Испанию», «Италия», «Восток» и другие). Путешествия Г. стоят в одном плане с экзотическими мотивами его творчества. «Экзотизм в пространстве и во времени» Г. считал характерной чертой поэтов искусства для искусства. Г. писал также драмы и либретто балетов. Всего он издал при жизни более 60 книг.

Библиография:

I.Наиболее полное издание произведений Г. в 34 тт. вышло у Шарпантье. Библиография произведений Г. занимает два тома (Spoelberch de Lovenjoul. Histoire des Ouvres de T. Gautier, 1887). Переводов произведений Г. на русск. яз. относительно немного: Капитан Фракасс, СПБ., 1895; Милитона, СПБ., 1847 и СПБ., 1872; Спирит; Двойная звезда и др. Стихи Г. переводили: Н. Греков (Новые стихотворения, М., 1866); М. Волошин (Стихотворения, 1910); Н. Хвостов (Огни и отражения, 1912); В. Брюсов (см. его «Французские лирики XIX в.», СПБ., 1909 и «Собр. сочин.», т. XXI, СПБ., 1913); Н. Гумилев (хороший перевод сборника «Эмали и камеи», СПБ., 1914) и др.

II.Де ла Барт, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Гумилев Н., «Аполлон», 1911, IX; Плеханов Г., в ст. «Искусство и общественная жизнь», сборник «Искусство», М., 1922; Richet E., Theophile Gautier, l’homme, la vie et l’Ouvre, 1873; Feydeau, Theophile Gautier, 1874; Bergerat E., Theophile Gautier. Entretiens, souvenirs et correspondances, 1879; Spronk M., Les artistes litteraires, 1889; du Camp M., Theophile Gautier, 1890; Cassagne A., La theorie de l’art pour l’art en France chez les derniers romantiques et les premiers realistes, 1906; Patch H. E., The dramatic Criticism of Th. Gautier, 1922; Boscgot A., Theophile Gautier meconnu, 1925; Largier Leo, Theophile Gautier (с богатой иконографией); Faguet E., XIX siecle; Brunetiere F., L’evolution de la poesie lyrique en France au XIX siecle. Писали о Г. также Барбэ д’Оревильи, Банвиль, Ш. Бодлер и др.

  1. готьеимя собств. сущ. неизм....Большой русско-украинский словарь
  2. готьеGautier Теофиль французский писатель и критик один извдохновителей Парнаса. Обосновал теорию искусства для искусствапредисловие к книге Мадемуазель де Мопен книга Ново...Большой энциклопедический словарь II
  3. готьеГОТЬЕ Теофиль Theophile Gautier французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие...Литературная энциклопедия
  4. готьеТеофиль [Theophile Gautier ] французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бр...Литературная энциклопедия II
  5. готьеГОТЬЕ Юрий Владимирович историк археолог археограф академик АН СССР . Труды по археологии Европы землевладению Замосковного края в в. областному управлению в.Источник ...Русская энциклопедия
  6. готьеЮрий Владимирович .VI. .XII. сов. историк и археолог акад. с чл.корр. с . В окончил ист.филологич. фт Моск. унта. В приватдоцент этого унта затем профессор. Науч. ...Советская историческая энциклопедия
  7. готьеГОТЬЕ Gautier Теофиль французский писатель и критик один из вдохновителей Парнаса. Обосновал теорию искусства для искусства. Стилистически отточенная поэзия сборники С...Современная энциклопедия
  8. готьеГОТЬЕ Юрий Владимирович российский историк археолог академик АН СССР . Труды по археологии Европы землевладению Замосковного края в в. областному управлению в....Современный энциклопедический словарь
  9. готьеГОТЬЕ Gautier Теофиль французский писатель и критик один из вдохновителей Парнаса. Обосновал теорию искусства для искусства предисловие к книге Мадемуазель де Мопен кни...Современный энциклопедический словарь
  10. готьеGautier sans avoirсм. Вальтер Голяк....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона