Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)

ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР Мари-Франсуа (Marie-Francois Voltaire, 1694-1778) (настоящая фамилия Arouet; Voltaire - анаграмма «Arouet le j(eune)» - «Аруэ младший») - один из крупнейших французских «просветителей» XVIII в., глава «философов», пионеров нового буржуазного общества, рождавшегося во Франции из недр «старого режима»; поэт, философ, историк. Сын судейского чиновника, В. учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочел праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки по адресу регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, был освобожден с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726-1729), изучая ее политический строй, науку, философию и литературу. Вернувшись во Францию, В. издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а В. бежал в Лотарингию, где нашел приют у маркизы дю Шатлэ (с к-рой прожил 15 лет). Будучи обвинен в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), В. снова бежал, на этот раз в Голландию. В 1746 г. В. был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство г-жи Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадежности, чувствуя себя во Франции не в безопасности, В. последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображенным Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрел затем еще два имения: Турнэ и - на границе с Францией - Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, В. - «фернейский патриарх» - мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своем лице «общественное мнение», всемогущее opinion, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка. Ферней сделался местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с В. гордились «просвещенные» монархи, как Екатерина II, как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав шведский. В 1778, когда Людовика XV успел сменить Людовик XVI, В. - восьмидесятичетырехлетний старик - вернулся в Париж, где ему устроена была - при враждебном безучастии короля - восторженная встреча. Постановка его последней пьесы «Irene» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, В. приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря. Силы его угасали, и он умер, работая над словами на первую букву. Боясь, что его не похоронят как врага церкви, В. за несколько месяцев до своей смерти помирился с церковью, сделав публичное заявление о своих прегрешениях, тем не менее хоронить его в Париже было запрещено. Останки В. были перевезены в аббатство Сельер в Шампани, настоятелем к-рого был его племянник, и здесь В. был предан земле, несмотря на запрещение, изданное местным епископом, к-рое запоздало. В 1791 Конвент постановил перевести останки В. в Париж и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени В.». Перенос останков В. в Пантеон вырос в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году банда реакционеров выкрала останки В. из Пантеона и разбросала их на месте свалки около Barriere de la gare.

Возглавляя «просветительную интеллигенцию» XVIII века, Вольтер был выразителем идеологии определенной части поднимавшегося буржуазного общества, а именно его дворянско-капиталистической, буржуазной верхушки. Ориентируясь на наиболее передовую буржуазную страну Европы, на Англию, на ее политический строй, философию и литературу, В. по своим политическим, философским и социальным взглядам представлял умеренную, предреволюционную буржуазию. Убежденный и страстный противник самодержавия, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещенного абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на буржуазную интеллигенцию, на «философов». Просвещенный монарх - его политический идеал, который В. воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноименной трагедии), трагически погибающего в борьбе с анархическими феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство - великая семья с отцом во главе.

Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством». Являясь сторонником сенсуализма философа английской буржуазии Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», В. был вместе с тем противником материалистической философии французской революционной буржуазии, в частности барона Гольбаха, против к-рого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе В. колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли - в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму.

Главнейшие свои философские статьи В. печатал в «Энциклопедии» (см.) и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (Dictionnaire philosophique portatif, 1764), потом под заглавием «Проблемы Энциклопедии» (Questions sur lEncyclopedie, 1771-1772). Неутомимый и беспощадный враг церкви и попов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «уcrasez linfame» (уничтожьте подлую), В. обрушивался и на еврейство, и на христианство (например в «Обеде у гр. Булэнвилье»), изъявляя впрочем свое уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды В. издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания поповщины. Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма - Каласа и Сирвена) против господства и гнета религиозных суеверий и предрассудков, против поповского изуверства, В. неустанно проповедывал идеи религиозной терпимости как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»). Борясь против церкви, попов и религий «откровения», В. был вместе с тем врагом атеизма; походу на атеизм В. посвятил специальный памфлет («Homelie sur latheisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII в., В. всевозможными аргументами старался доказать существование божества, сотворившего вселенную, в дела к-рой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»). Из всех подобных аргументов наиболее близким В. был однако не приводимый им, но за всеми приведенными стыдливо скрываемый - «полицейский», ибо без понятия божества «не может существовать ни одно общество», эксплоатируемый низ восстанет против «образованного» верха - необходимо поэтому сохранить религию как «узду» для народа, и «если бы бога не было, его следовало бы изобрести». Отрицая средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, к-рое коренится в разумном эгоизме («Discours sur lhomme»), долгое время разделяя оптимизм английской буржуазии XVIII в., преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта Попа: «What ever is, is right» («наш мир есть лучший из возможных миров»), В. после землетрясения в Лиссабоне, разрушившего третью часть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не все хорошо, но все будет хорошо». По своим социальным воззрениям В. был сторонником неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнет рассуждать, все погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая ее «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение В. к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент, сводить же к нему, как это делают некоторые (напр. Брандес), целиком их расхождение - глубоко неправильно. В. - монархист, Руссо - народоправец; В. - защитник крупной собственности, Руссо - защитник мелкой (крестьянской) собственности; В. - рационалист, Руссо - сентименталист. Непримиримо столкнулись идеологи двух разных общественных классов, а не две индивидуальные личности. В. правда иногда и сам склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости. Из всех общественных классов В. ближе всего было дворянство. Правда в своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) В. славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньера» и особенно «Нанина», - рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. В. долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц не-дворянского положения, «обыкновенных людей» (hommes du commun), ибо это значило «унизить котурн» (avilir le cothurne). Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями еще довольно крепко с «старым порядком», В. в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVII в. Людовика XIV, которому он посвятил свое лучшее историческое сочинение - «Siecle de Louis XIV». Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии - послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии - написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасенный Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760). Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В ее прежнюю рационалистическую холодность врывались все в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), ее прежняя скульптурная четкость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В репертуар античных фигур вторгались все решительнее всякие экзотические персонажи - средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное. Долгое время не желая мириться с восшествием новой буржуазной драмы - как формы «гибридной», В. кончил тем, что и сам стал защищать прием смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение впрочем законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слезы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, В., под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», с ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу буржуазно-демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую для всякого общества, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюбленные принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньера», «Нанина», «Расточитель» и др.

Если как драматург В. шел от ортодоксальной классической трагедии через ее сентиментализацию, романтизацию и экзотику к буржуазной драме под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция как писателя эпического. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728; первоначально «Лига или великий Генрих»), к-рая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн - на самом деле бывшая, вместо богов - аллегорические образы - понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la poesie epique»). Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, В. затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle dOrleans), едко и скабрезно высмеивающей весь средневековый мир феодально-поповской Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Попа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»). Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Задиг или судьба», «Микромегас», «Кандид», «Сказка о вавилонской принцессе», «Scarmentado» и другие, 40-60-х гг.), где на стержне приключений, путешествий, экзотики В. развивает гл. обр. идею о «слепой судьбе», о случайности, господствующей в жизни, о нелепости оптимизма (фигура доктора Панглосса в «Кандиде») и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой огород» или, как эту мысль выражает другое лицо повести, что «необходимо работать не размышляя». Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для В. не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протестовать против самодержавия, против церковников, проповедывать веротерпимость, гражданскую свободу, и т. д. Соответственно этой боевой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, - «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов; в особенности усердствовал Фрерон, которого В. заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона. Свои произведения В. был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка В. мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещенных монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием вольтерианства. Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции, и в 1792, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в XIX в. в общем этот культ пошел на убыль, то имя и слава В. возрождались всегда в эпохи буржуазных революций: на рубеже XIX в. - в Италии, куда войска революционного генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил В. в октавах «Чайльд-Гарольда», потом - накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже XX в. вольтеровская традиция в своеобразном преломлении еще раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса.

Библиография:

I.Более новое полное собр. сочин. В. в 50 тт., Р., 1877-1882; Переписка В., там же, тт. 33-50. В старое время вышло бесчисленное количество русск. переводов В. (перечислены в книге Языкова Д. «Вольтер в русской литературе», 1879; «Романы и повести» Вольтера в перев. Н. Дмитриева, СПБ., 1870; стихотв. В. переведены Курочкиным (Собр. стих., т. II, СПБ., 1869); В XX в. появились: «Кандид» (Пантеон, 1908, сокращ. переизд. - «Огонек», 1926); «Принцесса Вавилонская» («Всем. литература», 1919) и полный стих. перев. «Орлеанской девственницы», в 2 тт., с примеч. и статьями, 1927.

II.Иванов И. И., Политическая роль французского театра в XVIII в., М., 1895; Засулич В., Вольтер, СПБ., 1909; Шахов А., Вольтер и его время, СПБ., 1912; Desnoiresterres G., Voltaire et la société du XVIII siècle, 8 vv., P., 1867-1877; Morley J., Voltaire, London, 1878 (русск. перев., M., 1889); Bengesco G., Voltaire, Bibliographie de ses œuvres, 4 vv., P., 1889-1891; Champion G., Voltaire, P., 1892; Strauss D. F., Voltaire, Lpz., 1895 (русск. перев., M., 1900); Crousle L., La vie et les œuvres de Voltaire, 2 vv., P., 1899; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Brandes, Voltaire, 2 vv., P., 1923. О специальных вопросах: Maugras G., Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau, P., 1886; Brunetière F., Les époques du théâtre français, P., 1892; Lion H., Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire, P., 1896; Griswald, Voltaire als Historiker, 1898; Ducros L., Les encyclopédistes, P., 1900 (есть русск. перев.); Robert L., Voltaire et l’intolérance réligieuse, P., 1904; Pellissier G., Voltaire philosophe, P., 1908.

  1. вольтерНастоящее имя Мари Франсуа Аруэ. Французский философпросветитель автор повестей Макромегас Кандид или Оптимизм Простодушный трагедии в стиле классицизма Брут Танкред...100 великих любовников
  2. вольтерЗнаменитейший французский писатель и философ эпохи французского Просвещения. Считал что познание трансцендентного на пример при решении вопроса о бессмертии души и свобод...100 великих мыслителей
  3. вольтерАх! окаянный вольтерьянец! вскричала старая графиня о Чацком который переменил закон. Слово вольтерьянец в грибоедовские времена да и позже было весьма обиходным для опр...100 великих писателей
  4. вольтерВольтер знаменитый французский писатель полностью выразивший в своих произведениях те идеи XVIII века которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое в...1000 биографий
  5. вольтерзнаменитый французский писатель полностью выразивший в своих произведениях те идеи XVIII века которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое влияние на ег...1000+ биографических данных - словарь
  6. вольтерфранц. философпросветитель и поэт критик феодализма и освящавшей его церкви деист. Автор ярких разоблачит. характеристик традиц. релит верований и деятельности церкви. От...Атеистический словарь II
  7. вольтервеликий французский писатель философ и историк. Автор трагедий Заира Меропа ....Биографический словарь Франции
  8. вольтерВОЛЬТЕР Voltaire [псевд. наст имя и фам. Мари Франсуа А р у э Arouet] . Париж . там же французский писатель философ историк. Чл. франц. академии . Сын нотариуса окончил и...Большая советская энциклопедия
  9. вольтерVoltaire [псевдоним настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ Arouet] . Париж . там же французский писатель философ историк. Член французской академии . Сын нотариуса ок...Большая Советская энциклопедия II
  10. вольтеримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  11. вольтервласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  12. вольтерVoltaire наст. имя Мари Франсуа Аруэ Arouet французский писатель и философпросветитель деист иностранный почетныйчлен Петербургской АН . Лирика молодого Вольтера проникн...Большой энциклопедический словарь II
  13. вольтерпсевдоним французского писателя философа публициста Франсуа Мари Аруэ крупнейшего мыслителя французского Просвещения. Вольтер родился в Париже в семье нотариуса. Несмотря...Великие философы
  14. вольтернаст. имя Мари Франсуа Аруэ французский писатель и философ....Даты рождения и смерти известных людей
  15. вольтерВольтер настоящее имя Мари Франсуа Аруэ гг. французский писатель и философпросветитель. Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами содержит выпады проти...Исторический словарь
  16. вольтерВОЛЬТЕР а м. Voltaire. Вольтеровское мягкое креслоem. Она ampLTдочкаampGT уже спала когда пришла моя почта я не могла оставить ее в твоем вольтере где она обыкновенно спи...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. вольтерзнаменитый французский писатель полностью выразивший в своих произведениях те идеи XVIII века которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое влияние на ег...Исторический справочник русского марксиста
  18. вольтерфр. философ писатель публицист обществ. деятель один из гл. представителей фр. Просвещения. Выходец из третьего сословия В. еще в молодости приобрел репутацию наследника ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  19. вольтерVoltaire Мари наст имя Франсуа Аруэ французский писатель философпросветитель действительный иностранный почетный член Петербургской АН. Сыграл огромную роль в идейной п...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  20. вольтерВОЛЬТЕРstrongVoltaire настоящее имя Франсуа Мари Аруэ Arouet французский философ писатель историк представитель французского Просвещения. Историограф Людовика XV во вт...История философии II
  21. вольтерПсевд. Наст имя и фамилия Франсуа Мари Аруэ Arouet. . Париж . там же. Франц. философ литератор публицист. Идеолог Просвещения для подтверждения своих взглядов широко апе...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  22. вольтерВольтер Прославился своим страшным оскалом. Поверхностные знания....Лексикон прописных истин
  23. вольтерВОЛЬТЕРstrong Voltaire [псевд. наст. имя Мари Франсуа Аруэ emArouet] франц. писатель философ один из идеологов и ведущих представителей франц. Просвещения. Оказал больш...Лермонтовская энциклопедия
  24. вольтерvoltaire настоящее имя ФрансуаМари Аруэ Париж там же французский философпросветитель поэт драматург прозаик. Член Французской академии почетный член Петербургской АН ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  25. вольтерВОЛЬТЕР МариФрансуа MarieFrancois Voltaire настоящая фамилия Arouet Voltaire анаграмма Arouet le jeune Аруэ младший один из крупнейших французских просветителей XVIII...Литературная энциклопедия
  26. вольтерМариФрансуа [MarieFrancois Voltaire [настоящая фамилия Arouet Voltaire анаграмма Arouet le jeune Аруэ младший] один из крупнейших французских просветителей XVIII в. гл...Литературная энциклопедия II
  27. вольтерВОЛЬТЕР Voltaire наст. имя Мари Франсуа Аруэ Arouet французский писатель философ историк. Трагедии Эдип пост. изд. Брут пост. изд. Заира пост. Аделаида Дюгеклен пос...Литературный энциклопедический словарь
  28. вольтерМари Франсуа Аруэ французский писатель философ историк один из идеологов французского Просвещения. Творчество Вольтера было проникнуто громадным интересом к культуре со...Мировая художественная культура. Словарь
  29. вольтерНачальная форма Вольтер неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  30. вольтерВОЛЬТЕР Voltaire настоящее имя Франсуа Мари Аруэ Arouet французский философ писатель историк представитель французского Просвещения. Историограф Людовика ХУ во второй ...Новейший философский словарь
  31. вольтерVoltaire настоящее имя Франсуа Мари Аруэ Arouet французский философ писатель историк представитель французского Просвещения. Историограф Людовика ХУ во второй половине...Новейший философский словарь II
  32. вольтерВольтер менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  33. вольтерВольтер ра фр. письм....Правописний словник Голоскевича
  34. вольтернаст фамилия Аруэ французский писатель Париж . Сын парижского нотариуса. Мать Маргарит Домар. Драматург полемист журналист историк Век Людовика XIV даже моралист. И хо...Сверхкраткий философский словарь
  35. вольтерВольтер Мари Франсуа Аруэ гг. писатель и философпросветитель действительный иностранный почетный член Петербургской Академии наук Бесконечно маленькие люди имеют бесконе...Сводная энциклопедия афоризмов
  36. вольтерВольтер фернейский отшельник фернейский мудрец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. ....Словарь синонимов II
  37. вольтерh Вольтерbig сущ.муж.одуш.i ед.вин. согласите его сыграть Вольтера роль в которой он необыкновенно хорошПс. ед.род. разве маркиза дю Шателе не была другом Вольтера разве...Словарь языка Грибоедова
  38. вольтерфранц. писатель и философ Бестолковый спутник Лева Иностранных отделений Доморощенный Вольтер. Грузно скачет Большакова. От балетных сновидений Впечатленья никакого Будто...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  39. вольтерВОЛЬТЕР франц. писатель и философ Бестолковый спутник Лева Иностранных отделений Доморощенный Вольтер. Грузно скачет Большакова. От балетных сновидений Впечатленья ника...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  40. вольтерVoltaire псевдоним наст. имя Франсуа Мари Аруэ Arouet .XI. .V. франц. писатель публицист историк и философ один из крупнейших деятелей франц. бурж. просвещения в. Род...Советская историческая энциклопедия
  41. вольтер[псевд. наст. имя и фамилия Франсуа Мари А р у э Arouet] . Париж . там же франц. философ писатель и публицист. Один из представителей Просвещения в. В филос. художеств. ...Советский философский словарь
  42. вольтерВОЛЬТЕР Voltaire наст . имя Мари Франсуа Аруэ Arouet французский писатель и философпросветитель деист иностранный почетный член Петербургской АН . Лирика молодого Вольте...Современный энциклопедический словарь
  43. вольтерВОЛЬТЕР ВОЛЬТЕVoltaire справж. Мар Франсуа Аруе .XI Париж .V . там же франц. письменник флософпросвтитель сторик енциклопедист член Франц. академ з почесний член Рос....Українська літературна енциклопедія
  44. вольтерVoltaire псевдонм утворений вд справжнього мен Франсуа Мар Аруе франц. флософпросвтитель письменник та сторик усебчна творчсть сповнена деями рацоналзму вротерпимост й гу...Універсальний словник-енциклопедія
  45. вольтерVoltaire псевдонм утворений вд справжнього мен Франсуа Мар Аруе франц. флософпросвтитель письменник та сторик усебчна творчсть сповнена деями рацоналзму вротерпимост й г...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  46. вольтерфранцузский философ просветитель писатель. Вольтер деист. Его Бог великий инженер cоздавший физический миропорядок и вечные заповеди. Сотворив мир Бог удалился от дел п...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  47. вольтерВОЛЬТЕР Voltaire настоящее имя Франсуа Мари Аруэ Arouet фр. философ писатель публицист один из виднейших представителей фр. Просвещения в. Испытал влияние идей Дж. Ло...Философская энциклопедия
  48. вольтерVoltaire [псевдоним наст. фамилия А р у э Arouet] Франсуа Мари нояб. мая франц. писатель публицист и философ страстный борец с религ. мракобесием один из вождей фр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  49. вольтеррод. нояб. Париж ум. мая там же знаменитейший франц. писатель и философ эпохи франц. Просвещения в находился при дворе Фридриха II с жил в своем поместье Ферне ...Философский энциклопедический словарь
  50. вольтердив. Вольтер Франсуа Мар Аруе...Філософський енциклопедичний словник
  51. вольтернаст имя ФрансуаМари Аруэ Voltaire FranсoisMarieArouet французский философ способствовал распространению пьес Шекспира в Европе но часто испытывал трудности пытаясь прими...Шекспировская энциклопедия
  52. вольтерРот Ротель Рол Тверь Ров Рет Рель Рев Отель Отел Орт Орел Лов Лев Евро Евр Втрое Ворье Вор Вольтер Вольер Вол Влет Вето Трель Ель Ерь Лето Лор Лот Лье Тор Толь Орь Тол Те...Электронный словарь анаграмм русского языка
  53. вольтернаст. имя и фам. Мари Франсуа Аруэ франц. писатель философ историк. Лирика молодого В. проникнута эпикурейскими мотивами содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проз...Энциклопедический словарь псевдонимов
  54. вольтерВОЛЬТЕР Voltaire настоящее имя Франсуа Мари Аруэ Arouet французский философ писатель историк представитель французского Просвещения. Историограф Людовика XV во второй ...Энциклопедия История философии
  55. вольтерVoltaire настоящее имя Мари Франсуа Аруэ Arouet фр. писатель философпросветитель публицист общественный деятель. Литературная деятельность В. была подчинена общественн...Эстетика