Литературная энциклопедия II

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

история создания произведений художественной лит-ры. Многие памятники мировой лит-ры имеют богатую Т. и., изучение к-рой помогает уяснению их смысла, их значения в истории лит-ры (напр. «Демон» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя и мн. др.). Установление Т. и. базируется на изучении рукописей данного произведения (начиная с черновых набросков), различных его вариантов, редакций, авторской правки в корректурах, подготовительных материалов и т. п. К области Т. и. может быть отнесено также выяснение связи данного произведения с биографией автора и с жизненными прототипами. Если задачей текстологии (см.), к-рая оперирует с теми же материалами, является установление правильного текста, то задачи изучения Т. и. — выяснение самого процесса созидания произведения, замысла автора, эволюции замысла, его постепенного осуществления на различных этапах, уяснение того, от чего отталкивался автор, к чему он стремился, и, наконец, углубление наших представлений о законченном произведении данными, почерпнутыми из процесса его создания. Так напр. изучение творческой истории «Ревизора» может показать, как Гоголь отталкивался от фарса, водевиля, от традиций комедии классицизма и стремился к созданию реалистической, социально-сатирической комедии. К фактам Т. и. обращались историки лит-ры самых различных направлений. В качестве же особого и чуть ли не важнейшего метода изучения лит-ых произведений Т. и. была выдвинута Пиксановым. Преувеличение роли Т. и., возведение ее изучения в особый метод или в важнейшую дисциплину науки о лит-ре влечет литературоведение в сторону психологизации и биографического метода. С точки зрения марксистско-ленинской науки о лит-ре установление фактов Т. и., как истории работы автора над произведением, не имеет самостоятельного методологического значения, а играет лишь подсобную роль. Тем не менее факты Т. и. представляют несомненный интерес при изучении творческого пути писателя, его художественно-творческой техники, а также при исследованиях текстологического порядка. Библиография: Пиксанов Н., Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), «Искусство», М., 1923, № 1; Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума»; Гиз, М. — Л., 1928; Сакулин П. Н., Проблема «творческой истории», «Известия Академии наук СССР», Отделение гуманитарных наук, VII серия, 1930, № 3; Вересаев В., Как работал Гоголь, изд. «Мир», М., 1932; Ашукин Н., Как работал Некрасов, изд. «Мир», М., 1933; Горнфельд А., Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, изд. «Мир», М., 1934; Гудзий Н., Как работал Толстой, изд. «Советский писатель», М., 1936; Грифцов Б., Как работал Бальзак, изд. «Советский писатель», М., 1937; Тренин В., В мастерской стиха Маяковского, изд. «Советский писатель», М., 1937.

  1. творческая историяТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ история создания произведений художественной литературы. Многие памятники мировой литературы имеют богатую Т. и. изучение крой помогает уяснению их см...Литературная энциклопедия
  2. творческая историяТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ история создания произведений художественной литературы. Многие памятники мировой литературы имеют богатую Т. и. изучение крой помогает уяснению их см...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  3. творческая историяТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ литературного произведения тип литературоведческого исследования восстановление процесса создания произведения с тем чтобы уточнить социальнопсихологич...Литературный энциклопедический словарь
  4. творческая историятип литературоведческого исследования в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения. Рубрика Литература и наукаЦелое Текстология Прочие а...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению