Литературная энциклопедия II

АРИСТОТЕЛЬ

[’, 384–322 до христ. эры]— греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. Р в Стагире близ Афона. С 18 лет учился в Афинах, в Академии Платона (см.), где и оставался до смерти последнего [347. По приглашению Филиппа Македонского руководил образованием его сына, Александра Великого. Впоследствии возвратился в Афины и основал там собственную школу. Научная деятельность А. относится к эпохе экономической и политической экспансии античной Греции, и А. был одним из идейных представителей этого движения. В своей необычайно разносторонней и плодотворной деятельности А. охватил все отрасли современного ему знания, во многие из них внес новое и богатое содержание, притом важнейшие — впервые создал. Так А. считается основателем логики, первым систематизатором диалектики, основоположником психологии, этики, социологии и многих отраслей естествознания, особенно зоологии. К эстетике и литературоведению А. принадлежит как автор знаменитой «Поэтики». Впрочем эстетические идеи и учения можно почерпать не только из специальных искусствоведческих работ А., но также и из философских его произведений. Последние исследования, посвященные эстетике А., убедительно доказывают, что эстетические явления стояли в самом центре философских воззрений А., далеко выходя за пределы узко специальных задач и интересов искусствоведения. Уже в своих капитальных работах по онтологии А. исходил из мысли, что художественная деятельность есть прототип и аналог для изучения всех вообще процессов становления. При исследовании высших начал действительности А. руководился убеждением, что процесс становления в природе тождествен с процессом художественного формирования предмета. Однако в то время как природа творит, не сознавая моментов творческого процесса, в искусстве, напротив, моменты эти могут быть выяснены и познаны. В своем анализе предметного художественного процесса А., в соответствии со значением, какое в его время имели пластические искусства, пользуется в качестве примера образом мастера, отливающего статую из бронзы. В итоге этого анализа А. устанавливает четыре момента художественного процесса, к-рые в то же время суть и основные моменты становления всех вещей. По А., художественной деятельностью предполагается: 1. материя, из к-рой производится художественный предмет; 2. форма, в к-рую эта материя отливается; 3. сама деятельность мастера как причина движений, оформляющих предмет; 4. цель, сообщающая определенное направление деятельности мастера. В художественном процессе эти четыре начала проявляются и осуществляются нераздельно друг от друга, образуют подлинное единство. Так форма производимого предмета есть то же, что его вид или идея. Но форма или идея необходимо предполагают цель, т. к. цель мастера — осуществление заданной формы. Поскольку же предметная деятельность мастера направляется целью, постольку и причина деятельности образует единство с идеей, формой и целью. Так. обр. остаются только два начала: материя и форма. Впрочем и здесь А. не ограничивается простым их противоположением. Хотя материя и форма противостоят друг другу как два самобытных и объективно существующих начала, однако они существуют не отдельно от производимых вещей, но в самих вещах. Художественный предмет представляет единство материи и формы. При всей противоположности этих двух начал между ними не существует абсолютной грани: материя есть возможность того, чего действительность есть форма, и наоборот, форма — действительность того, чего возможность есть материя. Эстетическими идеями изобилует также и «Поэтика» А., подробности к-рой принадлежат теории лит-ры и истории драмы (см. «Поэтика»). В этом трактате, лишь частично сохранившемся до нашего времени и лишенном обычных для А. достоинств лит-ого изложения, А. исследует сущность поэзии и ее различных видов. В «Поэтике» поражает метод трактовки эстетических проблем. Хотя конечную цель «Поэтики» составляет определение эстетических норм трагедии, комедии и эпоса, однако нормы эти основываются у А. не на произволе личного вкуса, но выводятся из тщательного объективного научного анализа конкретных фактов поэтического искусства. Исследуя эстетические каноны трагедии и эпоса, А. ставит ряд капитальных эстетических проблем. В центре их стоит проблема об отношении искусства к действительности. Искусство есть, по А., подражательное воспроизведение реальности; отдельные его виды различаются между собой по средствам, по предметам и по способу подражания. Будучи деятельностью подражательной, искусство однако воспроизводит не действительное, в его единичной конкретности, но возможное — в его общей вероятности или необходимости. Поэтому в поэзии больше философских начал, чем в истории, предмет к-рой — изложение действительных событий в их единичности. Даже изображая действительные события, художник оказывается творцом, ибо воспроизводимому он сообщает характер возможности и вероятности. Воспроизводя события и характеры в аспекте возможности, художник может стремиться к изображению их либо такими, каковы они были или есть, либо такими, как их представляют и какими они кажутся, либо наконец такими, каковы они должны быть. Так. обр. в общих пределах подражающего воспроизведения А. устанавливает различные типы отношения искусства к действительности, начиная от натурализма и кончая положительной или отрицательной идеализацией. В той же «Поэтике», на материалах поэзии и драмы, А. исследует условия эстетического впечатления. Условия эти частью определяются организацией воспринимающего, отчасти уже коренятся в структуре самого художественного объекта. Субъективный источник эстетического впечатления — в удовольствии, к-рое мы необходимо получаем при восприятии продуктов подражательной активности. Ближайшей причиной этого удовольствия А. считает узнавание воспроизводимых предметов. При этом, если предмет нам известен, удовольствие определяется мерой сходства, если же изображенный предмет встречается нам впервые, только в эстетическом восприятии, то удовольствие определяется формальными качествами воспроизведения. Так. обр. субъективный источник эстетического впечатления связан, по А., с нашими познавательными интересами. На этом — интеллектуальном — характере эстетического впечатления основывается, по А., возможность введения в эстетический объект предметов, к-рые в реальной действительности кажутся нам отвратительными. Но и конструктивные условия прекрасного, лежащего в художественном объекте, А. ставит в конечном счете в зависимость от интересов воспринимающего. Центральный из этих интересов — принцип экономии сил восприятия. Т. к. прекрасное проявляется в величине и порядке, то эстетический объект не может быть ни слишком малым, ни чрезмерно большим. В первом случае его образ, занимая незначительное пространство, был бы недоступен восприятию, казался бы недифференцированным, как звук, раздающийся в недоступный ощущению промежуток времени. Во втором случае, будучи доступным восприятию, объект не мог бы быть обозреваем сразу; его единство и цельность уходили бы из кругозора наблюдающего. Поэтому в художественном воспроизведении как неодушевленные предметы, так и живые существа должны иметь определенную и легко обозримую величину. Принцип экономии сил восприятия А. распространяет не только на изображаемый в искусстве объект, но также и на все формальное строение произведения. Так, по А., фабула трагедии должна иметь определенную и притом легко запоминаемую длину: необходимо иметь возможность вместе обозревать ее начало и конец. Однако при определении композиционных пропорций произведения центр тяжести лежит, по А., не в механическом расчете временной продолжительности воспроизведения, но скорее в органическом членении самой композиции. Так для драмы достаточен такой предел величины, в границах к-рого, при последовательном развитии событий, могут происходить по вероятности или по необходимости переходы от несчастья к счастью и наоборот. При этом части событий должны быть соединяемы так. обр., чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое. Характерная для различных родов поэзии степень экономной концентрации воспроизводимых действий или событий и есть критерий для сравнительной оценки эстетического значения эпоса, комедии и драмы. Исходя из этих положений, А. определяет категории трагического, смешного, безобразного, а также исследует эстетические нормы трагедии, комедии и эпоса. В учении о родах поэзии А. выступает как родоначальник тех эстетических теорий, к-рые стремятся к разграничению искусств, к установлению между ними твердых формальных границ, соответствующих специфической природе удовольствия, доставляемого каждым родом искусства. Так, по А., «от трагедии должно требовать не всякого удовольствия, а только ей свойственного». По той же причине в трагедии следует, по А., избегать композиции, характерной для эпоса. При установлении границ между родами искусства, а также при определении свойственных каждому роду формальных признаков, А. опирается на опыт предшествующего развития искусств, выводя из этого опыта нормы каждого рода. Так, по А., героический метр «приурочен к эпосу на основании опыта». Однако стремясь к установлению границ между искусствами, А. исследует также и то общее, что может быть открыто в различных искусствах. Наличием общих черт обусловливается, по А., возможность применения в различных искусствах одних и тех же методов формального построения вещи. Так эпос при всех своих специфических особенностях имеет те же виды, что и трагедия, а трагический поэт в стремлении к идеализации изображаемых характеров может подражать мастерам портретной живописи в их уменьи сохранять сходство и типические черты даже при максимальной идеализации объекта. Критерий, определяющий соответствие каждого частного произведения его эстетическому роду, лежит, по А., в эстетическом впечатлении от произведения. Поэтому А. подчеркивает необходимость наблюдений «над впечатлениями, неизбежно вызываемыми поэтическим произведением», а также отмечает возможность частых ошибок в этом вопросе. Исследованию эстетического восприятия А. придавал такое значение, что даже посвятил ему специальное место в одном до нас не дошедшем сочинении. Все эти исследования А. ведет, привлекая к делу огромный исторический материал, внимательно изучая при помощи сравнительного метода формальную структуру эпических и драматических произведений, их состав, композицию, членение частей, строение фабулы, особенности языкового материала. Стремление А. к конкретности и объективности смягчает нормативизм конечных выводов. Хотя последнюю цель «Поэтики» А. составляет предписание формальных канонов и норм, вытекающих из сущности каждого рода искусства, однако нормы эти, равно как и способы изображения, не имеют, в глазах А., абсолютно непреложного значения. При обсуждении и оценке правдоподобности художественных изображений необходимо, по А., принимать во внимание индивидуальные особенности воспроизведения. Так в «Одиссее» несообразности в рассказе о высадке Одиссея на берег Итаки неоспоримы и стоят в явном противоречии с действительностью, однако здесь нарушение нормы эпического правдоподобия искупается другими индивидуальными достоинствами изображения. В конечном итоге искусство всегда право, если только достигает цели. Цель же эта — во внушаемом впечатлении действительности, а не в точности изобразительных приемов, к-рыми это впечатление порождается. Поэтому критерий художественной оценки состоит, по А., не в абстрактном принципе соответствия действительности, но скорее в соответствии тому конкретному впечатлению, к-рое художник имел в виду выразить своим произведением. По той же причине достоинство или недостаток примененных художником методов изображения измеряется только степенью достижения поставленной им перед собою цели. Художника нельзя порицать за неверное изображение, ибо мера достоверного определяется целевой задачей самого художника. «Если поэта порицают за то, что он изобразил (предмет) неверно, то можно сказать, что так, быть может, следует изображать». Историческое значение эстетики А. столь велико, что не поддается точному учету. А. — основатель научной эстетики и научного искусствоведения. В своей эстетической теории А. охватил крупнейшие вопросы искусствоведения, положил начало едва ли не всем отделам позднейшей эстетики. Анализ предметного художественного процесса, анализ художественного произведения, исследование его формального строя, анализ эстетического восприятия, вопросы отношения искусства к действительности, вопросы об эстетических категориях, характерные для каждого искусства законы воспроизведения и выражения, принципы художественной организации материала, вопросы классификации искусств, вопросы происхождения искусства и его различных видов, даже социологическая проблема зависимости художника от вкусов и суждений потребителей его продукции — все эти вопросы, в той или иной мере, поставлены, разрешены или намечены Аристотелем. Непреходящая заслуга А. — в установленном им взгляде на искусство как на особый вид человеческой деятельности, имеющий специфические задачи и требующий специфических условий для их осуществления. Не менее ценно и указание А., что эстетическое удовольствие отвечает в сущности познавательным интересам — потребности «узнавания». Здесь — зародыши последующей идеи об искусстве как об особом, образном роде мышления. До настоящего времени удивляют данные А. образчики анализа художественного произведения. Особенно примечательно, что, несмотря на общую рационалистическую установку, эстетика А. чрезвычайно конкретна как раз в вопросе о соотношении между идейными и формальными моментами произведения. Так в градации элементов трагедии А. на первое место выдвигает фабулу, на второе — характеры и лишь на третье — мысли действующих лиц, подчиняя так. обр. тенденцию фактуре, доказательство — художественному показу вещи. Наконец гениальным следует признать диалектическое по сути учение А. о подвижности эстетических норм, об их подчинении меняющимся индивидуальным задачам выражения, а не натуралистической указке мнимо адэкватного копирования. Даже восходящее к Платону и метафизическое по идее учение А. об объективном существовании формы как самобытного организующего начала смягчается у А. указаниями, согласно к-рым форма есть не застывший и неизменный образец, но вечно деятельный и подвижный принцип творческой деятельности. Наконец ошибочное по сути стремление А. к установлению твердых формальных границ между искусствами оправдывалось в его эпоху необходимостью впервые внести различия в объекты эстетического исследования. Указанные черты эстетики А. создали ей мировую славу, а «Поэтику» сделали едва ли не наиболее распространенным и изучаемым из всех трактатов по искусству. О деталях «Поэтики», относящихся к истории и теории драмы, см. в статьях: «Драма», «Катарсис», «Поэтика». Библиография: I. Переводы «Поэтики»: Захаров В. И., Варшава, 1885; Аппельрот В. Г., М., 1893; Новосадский Н. И., Л., 1927. II. Об эстетике А.: Шустер П., Поэтика А., журн. МНП., I, 1875; Амфитеатров Е., Исторический обзор учений о красоте и искусстве, «Вера и разум», XV, 1889; Чернышевский Н., Эстетика и поэзия, СПБ., 1893; Аверкиев Д. В., О драме, Критическое рассуждение, СПБ., 1893; Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; Zeller E., Die Philosophie der Griechen, 3 Bde, Lpz., 1892–1909; Ueberweg, Grundriss der Geschichte der Philosophie (в обработке Prachter’а), I B., Berlin, 1926–1928. В. Асмус

  1. аристотельдо н. э. Древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах в году до н. э. основал Ликей или перипатетичекую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Арист...100 великих мыслителей
  2. аристотельДревнегреческий ученый Аристотель философ энциклопедист и основоположник логики первым в систематическом виде изложил воззрения на душу. Жил Аристотель в гг. IV в. до н....100 великих психологов
  3. аристотельАристотель г.г. до нашей эры великий греческий философ систематически разработавший все отрасли знания своего времени впервые установивший законы так называемой форма...1000 биографий
  4. аристотельг.г. до нашей эры великий греческий философ систематически разработавший все отрасли знания своего времени впервые установивший законы так называемой формальной логики и...1000+ биографических данных - словарь
  5. аристотельАристотель до н. э.Греческий ученый и философ родился во Фракии учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по Восточному Средиземноморью и некоторое в...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  6. аристотельгреч.u Aristoteles до н.э. греческий философ ученыйэнциклопедист ученик Платона и его великий противник Платон мне друг но истина дороже. Выходец из халкидского г. Стаг...Античный мир. Словарь-справочник
  7. аристотельдо н.э. др.греч. философ и ученыйэнциклопедист. Ученик Платона А. выступил с критикой его учения об идеях как о чемто первичном по отношению к вещам. Его критика платонов...Атеистический словарь
  8. аристотельдо н.э. др.греч. философ и ученыйэнциклопедист. Ученик Платона А. выступил с критикой его учения об идеях как о чемто первичном по отношению к вещам. Его критика платоно...Атеистический словарь II
  9. аристотельдревнегреческий мыслитель. Его основными сочинениями в которых содержатся размышления по экономическим вопросам являются Никомахова этика и Политика. Рассматривая способы...Бизнес-словарь
  10. аристотельдо н. э. Древнегреческий философ и учный. Родился в Стагире. В отправился в Афины и став учеником Платона в течение лет вплоть до смерти Платона был участником платоно...Биографический словарь Зарубежные экономисты
  11. аристотельАристотель до н.э. древнегреческий философ учныйэнциклопедист. В области биологии систематизировал значительный естественнонаучный материал собранный его предшественника...Биологический энциклопедический словарь
  12. аристотельгг. до н. э. древнегреческий философ создатель психологической системы интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных нап...Большая психологическая энциклопедия
  13. аристотельАРИСТОТЕЛЬ Aristoteles до н. э. древнегреческий философ и учный. Род. в Стагире. В отправился в Афины и став учеником Платона в течение лет вплоть до смерти Платона б...Большая советская энциклопедия
  14. аристотельAristotls до н. э. древнегреческий философ и учный. Родился в Стагире. В отправился в Афины и став учеником Платона в течение лет вплоть до смерти Платона был участни...Большая Советская энциклопедия II
  15. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до н. э. величайший древнегреч. философ впервые давший функциональное определение души душа есть не тело но и неотделимая от тела сущность это форма функции ...Большой психологический словарь
  16. аристотельимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  17. аристотельAristotle гг. до н.э. основной греческий философ и наставник Александра Македонского оказавший значительное влияние на европейскую мысль заметное в развитии естественны...Большой толковый социологический словарь
  18. аристотельAristotle гг. до н.э. основной греческий философ и наставник Александра Македонского оказавший значительное влияние на европейскую мысль заметное в развитии естественны...Большой толковый социологический словарь II
  19. аристотельвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  20. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до н. э. древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах в основал Ликей или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Арист...Большой Энциклопедический словарь V
  21. аристотельдо н.э. величайший древнегреческий философ создавший свое оригинальное учение составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры поэтому его часто называют Стагирито...Великие философы
  22. аристотельдо н. э. древнегреческий философ и учный....Даты рождения и смерти известных людей
  23. аристотельдо н.э. др.греч. философ и ученый. Род. в г. Стагире греч. колонии во Фракии. В лет А. приехал в Афины и вступил в Академиюem Платона в крой оставался лет сначала учен...Древний мир. Энциклопедический словарь
  24. аристотельдо н.э. др.греч. философ и ученый. Род. в г. Стагире греч. колонии во Фракии. В лет А. приехал в Афины и вступил в Академию Платона в крой оставался лет сначала ученик...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  25. аристотельрр. до н. е. грецький флософ. Аристотель народився в мст Стагр що на пвноч Грец. Мати його була заможною. Батько був лкарем царя Македон. року вн перехав до Афн вступи...Енциклопедія політичної думки
  26. аристотельгреческий философ и политический мыслитель. С именем Аристотеля связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал что человек будучи политическим животным несет ...Именной словарь-справочник политических деятелей
  27. аристотельвеликий греческий философ систематически разработавший все отрасли знания своего времени впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало ...Исторический справочник русского марксиста
  28. аристотельг. до н.э ок. г. до н.э. древнегреческий философэнциклопедист создатель первого систематизированного учения о психике. Его главный психологический труд трактат О душе....История психологии в лицах
  29. аристотельг. до н.э ок. г. до н.э. древнегреческий философэнциклопедист создатель первого систематизированного учения о психике. Его главный психологический труд трактат О душе....История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  30. аристотельАРИСТОТЕЛЬstrong до н.э. древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики астрономии биологии и ряда других дисциплин. Явился о...История философии II
  31. аристотельгг. до н. э. величайший из древних философовнатуралистов основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии в городе Стагире отец его был врачом при дворе македонско...Краткий словарь античности
  32. аристотельученик Платона воспитатель Александра Македонского энциклопедист. Труды Аристотеля охватывают всю сумму существовавшего тогда знания. Развивал идею государственного образ...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  33. аристотельaristoteles Стагирит до н. э. Стагир полуостров Халкидика Македония до н. э. Халкида о. Эвбея древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист первый систематизатор антич...Литература и язык. Современная энциклопедия
  34. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до христ. эры греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. Р в Стагире близ Афона. С лет учился в ...Литературная энциклопедия
  35. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до христ. эры греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. Р в Стагире близ Афона. С лет учился в ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  36. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до н. э. древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист первый систематизатор античной литературной теории. Ученик Платона воспитатель Александра Македонского ...Литературный энциклопедический словарь
  37. аристотельНачальная форма Аристотель единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  38. аристотельAristotelns до н. э. Стагир пов Халкидика до н. э. Халкида о. Эвбея др.греч. философ естествоиспытатель социолог психолог эстетик муз. теоретик. Оказал влияние на раз...Музыкальная энциклопедия
  39. аристотельAristotle гг. до н.э. др.греч. философ ученик и критик Платона самый знаменитый философ своей эпохи. А. впервые поставил целый ряд филос. вопросов крые и ныне не утратил...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  40. аристотельАРИСТОТЕЛЬstrong гг. до н.э. греческий философ и энциклопедист. Разработал представление о Вселенной на основе четырех стихий земля воздух вода огонь и системы концентри...Научно-технический энциклопедический словарь
  41. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до н.э. древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист. Родился в Стагире во Фракии. В до н.э. переехал в Афины и стал учеником Платона. В до н.э. основал с...Новейший философский словарь
  42. аристотельдо н.э. древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист. Родился в Стагире во Фракии. В до н.э. переехал в Афины и стал учеником Платона. В до н.э. основал собственную ш...Новейший философский словарь II
  43. аристотельгреческий философ Стагир Македония Халкида на Эвбее гг. до Р.Х. Сын врача царя Филиппа в течение лет ученик Платона основатель школы перипатетиков. Трактаты Аристотел...Новый философский словарь
  44. аристотельАристотель Aristotle г. до н.э. один из самых почитаемых греч. философов. В возрасте лет он поступил в Академию Платона крую покинул после смерти последнего до н.э. Вп...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  45. аристотельАристотель менник чоловчого роду стота мя...Орфографічний словник української мови
  46. аристотельдо н. э. древнегреческий философ крый систематизировал все области знания своего времени. Мысли высказанные им по вопросам воспитания целью крого считал формирование дея...Педагогический словарь
  47. аристотельдо н .э. греческий философ и политический мыслитель. С именем Аристотеля связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал что человек будучи политическим животн...Политическая наука - Словарь-справочник
  48. аристотельдо н. э. древнегреческий ученый один из величайших философов античности ученик Платона воспитатель Александра Македонского автор термина политика. Первым в истории научн...Политологический словарь-справочник
  49. аристотельАРИСТОТЕЛЬ Aristotle ок. г. до н.э. Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В г. до н. э. Аристотель приехал в Афины где учился и преподавал ...Политология. Словарь.
  50. аристотельгг. до н. э. древнегреческий философ создатель этики как науки. Основные труды в области этики Большая этика Никомахова этика Эвдемова этика. А. впервые употребил терми...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  51. аристотельАристотель до н.э. древнегреческий философ автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души растительную животную и разумную или человеческую имеющую божестве...Психологический словарь
  52. аристотельСтагир до н. э. Халкида древнегреческий философ ученыйэнциклопедист. Биография. В гг. находился в Академии Платона сначала в качестве слушателя затем преподавателя. ...Психологический словарь II
  53. аристотельAristoteles знаменитый основатель школы перипатетиков самый глубокий и всеобъемлющий ум древности родился в Стагире отсюда о Стагирит на македонском полуострове Халкиди...Реальный словарь классических древностей
  54. аристотельдо н.э. древнегреческий философэнциклопедист идеи которого оказали огромное влияние на развитие духовной культуры Европы и Азии в том числе на иудаистскую христианскую м...Религиоведческий словарь
  55. аристотельAristoteles eo Aristotelo...Русский-африкаанс словарь
  56. аристотельАристо философ...Русско-ивритский словарь
  57. аристотельгреческий философ Стагир Македония Халкида на Эвбее гг. до Р.Х. Сын врача царя Филиппа в течение лет ученик Платона основатель школы перипатетиков. Трактаты Аристотел...Сверхкраткий философский словарь
  58. аристотельАристотель гг. до н.э. ученик Платона воспитатель Александра Македонского основатель школы перипатетиков из Стагиры пов ХалкидикаОб избрании на государственные посты все...Сводная энциклопедия афоризмов
  59. аристотельлат.em Aristoteles Стагирит род. в Стагир ум. в до н. э. Халкида о. Эвбея др.греч. философ и ученыйэнциклопедист основагель перипатетич. школы из семьи врачей при дворе...Словарь античности
  60. аристотельвеликий греческий философ IV в. до Р.Х. один их самых разносторонних мыслителей древности сын Никомаха врача македонского царя Аминты II. Родился в Стагире в г. умер в Х...Словарь античных историков
  61. аристотельАРИСТОТЕЛЬ греческий философ и ученый до Р. Х. ученик Платона воспитатель Александра Великого основатель школы перипатетиков хороший физик и математик. Полный словарь ...Словарь иностранных слов русского языка
  62. аристотельдо н. э древнегреч. философ и ученыйэнциклопедист крого Маркс назвал величайшим мыслителем древности. Основал собственную школу Ликей. Подвергнув критике теорию своего уч...Словарь по этике
  63. аристотельаристотель сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  64. аристотельдо н.э. греческий философ ученик Платона основатель школы перипатетиков. Его труды разделяются на четыре группы логику наиболее значительное произведение Органон где Ар...Словарь-справочник по философии
  65. аристотельAрistotelns до н. э. др.греч. философ и ученый .величайший мыслитель древности Маркс К. Капитал т. с. . Родился в городе Стагире греческой колонии во Фракии. лет А. ...Советская историческая энциклопедия
  66. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до нашей эры древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист. Учился у Платона в Афинах. В основал Лицей перипатетическую школу. Воспитатель Александра Макед...Современная энциклопедия
  67. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до н . э. древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах в основал Ликей или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Арист...Современный энциклопедический словарь
  68. аристотельг. до н.э. древнегреческий ученый и философ. Считал источником движения и изменения бытия вечный и неподвижный ум нус перводвигатель. Ступени природы неорганический мир р...Справочник по зоопсихологии
  69. аристотельAristotle Aristotelianism. Греческий философ Аристотель гг. до н.э. был сыном врача служившего при дворе македонского царя. В семнадцать лет Аристотель вступил в платон...Теологический энциклопедический словарь
  70. аристотельгг. до н.э. древнегреческий философ ученыйэнциклопедист основатель перипатетической школы из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет вступил в Академию П...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  71. аристотельRzeczownik Аристотель Arystoteles...Универсальный русско-польский словарь
  72. аристотельгг. до н. э. систематизатор всего античного знания. Основатель Ликея Лицея создатель универсальной системы знания которая включает логику в средние века логические работ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  73. аристотельгг. до н. э. древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист родившийся в Стагире. Его отец Никомах придворный лекарь македонского царя. В лет будущий философ становится...Философия науки и техники
  74. аристотельдо н. э. ученик Платона. Происходил из македонского города Стагира откуда он прибыл в Афины для обучения философии в Академии у Платона. Позднее он организовал в Афинах ...Философия политики - словарь персоналий
  75. аристотельАРИСТОТЕЛЬ Aristoteles до н.э. великий др.греч. философ и ученый создатель логики основатель психологии этики политики поэтики как самостоятельных наук. Родившись на се...Философская энциклопедия
  76. аристотельдо н.э. древнегреч. философ и ученый. А. жил и действовал в эпоху когда рабовладольч. демократия в Афинах клонилась к упадку и когда внутри афинского полиса происходила ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  77. аристотельдревнегреч. философ н энциклопедический ученый основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Маркс называл его величайшим мыслителем древности. Р. в Ст...Философский энциклопедический словарь
  78. аристотельдив. Аристотель Стагрит...Філософський енциклопедичний словник
  79. аристотельдо н. э. античный мыслитель. Имел обыкновение рассуждать о мироздании прогуливаясь с учениками в саду. Учение А. поэтому называют школой перипатетиков прогуливающихся. С...Экономика от А до Я
  80. аристотельдо н. э. античный мыслитель. Имел обыкновение рассуждать о мироздании прогуливаясь с учениками в саду. Учение А. поэтому называют школой перипатетиков прогуливающихся. С...Экономика от А до Я - Тематический справочник
  81. аристотельТитор Титло Тит Тис Тирс Тироль Тире Тир Тетрил Тетр Тетис Тета Тесть Тесто Тест Тесло Тес Теор Тель Тело Теист Театр Тать Таро Тарель Таль Талес Талер Таить Таис Таир Ст...Электронный словарь анаграмм русского языка
  82. аристотельАристотель один из величайших философов Греции творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки основатель истинного естествознания и глава перипатетичес...Энциклопедический словарь
  83. аристотельодин из величайших философов Греции творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы ро...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  84. аристотельАристотель Aristoteles из Стагиры гг. до н. э. греческий философ. Сын Никомаха врача македонского царя Аминты II. По месту рождения его иногда называли Стагиритом. В теч...Энциклопедия античных писателей
  85. аристотельАРИСТОТЕЛЬ до н.э. древнегреческий философ и ученыйэнциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики астрономии биологии и ряда других дисциплин. Явился осново...Энциклопедия История философии
  86. аристотельАРИСТОТЕЛЬок. до н.э. древнегреческий философ и педагог родился в Стагире в или до н.э. умер в Халкиде в до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Плато...Энциклопедия Кольера II
  87. аристотельАристотельAristoteles . Величайший из древних философовнатуралистов и основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии в г. Стагире в г. отец его был врачом при дв...Энциклопедия мифологии
  88. аристотельгг. до н.э.один из наиболее известных древнегреческих мыслителей философ и ученый энциклопедист основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона. А. родился в э...Энциклопедия юриста
  89. аристотельAristoteles до н. э.древнегреч. философ ученыйэнциклопедист ученик Платона а затем его критик. Учение А. принадлежащего к т. наз. поздней классике является дальнейшим р...Эстетика
  90. аристотельдо н.э. древнегреческий философ создатель античной концепции политической науки. А. учился а затем преподавал в платоновской Академии. Был воспитателем Александра Македо...Юридическая энциклопедия