Литература и язык. Современная энциклопедия

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

базовые литературоведческие понятия, позволяющие разграничить внешнюю и внутреннюю стороны литературного произведения. Необходимо иметь в виду, что, говоря о форме и содержании, мы имеем дело с научными абстракциями; в реальном произведении форма и содержание существуют в единстве. Расчленить их можно только умозрительно, в ходе анализа, но при этом следует помнить об условности подобной операции. Никакой «чистой» формы без содержания не существует, так же как не может быть содержания, взятого вне формы. Содержание стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…» вне его поэтической формы предстает как тривиальная история сердечных взаимоотношений. Форму вне содержания можно сравнить с упорядоченной сменой сильных и слабых слогов с чередованием ритмических окончаний и созвучий на концах строк, объединенных в стиховые группы (строфы). При таком понимании разрыв между формой и содержанием неустраним. В современном литературоведении отношения формы и содержания не являются предметом актуальных научных дискуссий, но до сих пор сохраняют свое значение прежние споры об отношениях этих категорий. Для одних погружение в содержание позволяет обнаружить форму: «кажущееся содержание есть лишь порядок в расчленении формы» (А. Белый), поэтому «постигать содержание значит разлагать смутно заданную материю в идеальную формальность» (Г. Шпет). Другие предлагают, «говоря о созданиях поэзии, переставить значение этих слов. То, что обычно называется формой в поэзии, есть, в сущности, ее “содержание”, а то, что называется содержанием (сюжет, мысли, образы), – только “форма”» (В. Я. Брюсов). Для третьих при переносе акцента с проблемы познания на ценностный мир художественная форма противопоставляется внешнему упорядочению словесного материала: с помощью формы личность в искусстве «занимает ценностную позицию вне содержания», что «делает возможным завершение и вообще осуществление всех эстетических функций формы по отношению к содержанию» (М. М. Бахтин). Четвертые утверждают, что «любая художественная форма есть… не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание» (Г. Гачев, В. Кожинов). Отсутствие единодушия в подходах говорит о том, что в решении этого вопроса поставить точку практически невозможно. Единственное, в чем солидарны большинство авторов, – это в том, что «мы не можем подойти к содержанию… произведения иначе, как через его форму» (М. Гаспаров).

  1. форма и содержаниеform and content различие проводимое в частности Зиммелем между универсальными повторяющимися абстрактными и априорными формами социальной интеракции например конфликтом...Большой толковый социологический словарь
  2. форма и содержаниеразличие проводимое в частности Г. Зиммелем между универсальными повторяющимися абстрактными и априорными формами социальной интеракции например конфликтом или конкуренци...Глобальная экономика. Энциклопедия
  3. форма и содержаниеI. Исторический очерк.strong Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений борьбы материализма и идеалилизма борьбы реалистического...Литературная энциклопедия
  4. форма и содержаниеI. Исторический очерк. Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений борьбы материализма и идеалилизма борьбы реалистического и иде...Литературная энциклопедия II
  5. форма и содержаниеI. Исторический очерк. Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений борьбы материализма и идеалилизма борьбы реалистического и иде...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. форма и содержаниеmanner and matter...Русско-английский словарь по электронике
  7. форма и содержаниеforma a obsah...Русско-чешский словарь
  8. форма и содержаниеФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ филос. категории во взаимосвязи крых содержание будучи определяющей стороной целого представляет совокупность частей элементов предмета и их взаимодейс...Философская энциклопедия