Литература и язык. Современная энциклопедия

ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД

в литературоведении, общность идейных установок, принципов и приемов анализа, ориентированных на изучение «имманентных» законов литературы, присущих ей как художественному творчеству: «Предметом науки о литературе является не литература, а литературность, т. е. то, что делает данное произведение литературным произведением» (Р. О. Якобсон). Формальный метод позволил выделить в качестве объекта исследования литературный текст, который приобрел самостоятельную научную ценность. Вопреки традиционному представлению о том, что литературное произведение важно не само по себе, а благодаря его «отражающей» способности, сторонники формального метода совершили кардинальный поворот к литературе как словесному искусству, желая получить ответ на вопрос, как оно устроено. Отсюда характерное убеждение в том, что литературоведение должно стать строгой и точной наукой. Ему следует обращаться непосредственно к произведениям литературы, а не к условиям и обстоятельствам их создания. Этот исследовательский аскетизм ограничивал предметную область литературы изучением формы и приема, исключая из сферы рассмотрения мировоззренческие, социальные и нравственные проблемы. Писание стихов, считал В. Б. Шкловский, – это «танец артикуляционных органов». Поэтическая речь, утверждал Б. В. Томашевский, отличается от практической тем, что в ней коммуникативная функция отходит на второй план, а языковые структуры приобретают самостоятельное значение. Сосредоточив усилия на изучении художественной формы, последователи формального метода в то же время настойчиво опровергали представление о форме как о готовой «оболочке», в которую облекаются те или иные идеи. В пылу полемики с традиционным литературоведением русские формалисты эпатировали академические и обывательские круги, утверждая, что формальный метод «не отрицает идеологического содержания искусства, однако рассматривает так называемое содержание как один из аспектов формы» (В. Б. Шкловский). Возражая на упреки в том, что формальный метод сводит сущность литературы к сумме приемов, Томашевский писал: «Можно не знать, что такое электричество, и изучать его. Да и что значит этот вопрос: “что такое электричество?” Я бы ответил: “это такое, что если ввернуть электрическую лампочку, то она загорится”. Таким образом, по мнению адептов формального метода, для успешного изучения явлений „вовсе не нужно априорного определения сущностей. Важно различать их проявления и осознавать их связи“ (В. П. Руднев). В России формальный метод получил самое яркое воплощение. Он приобрел организационные формы и дал целое созвездие блистательных имен. Душой нового направления стал В. Б. Шкловский – оригинальный мыслитель, яркий полемист, талантливый стилист, автор программных работ по поэтике «Воскрешение слова», «Искусство как прием» и др. В Петрограде формальная школа была представлена ОПОЯЗом (Общество изучения поэтического языка), куда входили Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов и Государственным институтом истории искусств, где работали В. М. Жирмунский, В. В. Виноградов, С. И. Бернштейн, Б. В. Томашевский. В Москве возник Московский лингвистический кружок: Г. О. Винокур, Р. О. Якобсон, Б. И. Ярхо и др. Участники формальной школы успешно занимались проблемой поэтического языка, изучали сюжет и эпические жанры, стиль и композицию, интересовались пародией, литературным бытом и литературной эволюцией. Один из постоянных объектов внимания – стихотворная речь, структура стиха, отличающая его от прозы. Конструктивным принципом поэзии Тынянов считал «деформацию значения ролью звучания», а конструктивным принципом прозы – «деформацию звука ролью значения». Ему же принадлежит понятие «единства и тесноты стихового ряда», объясняющее поведение слова в стихе, значение которого преобразовано ритмом и контекстом. Отношения с властью у русских формалистов всегда складывались напряженно. Изучение литературной формы в советской России не поощрялось, а работы представителей формальной школы подвергались суровой и незаслуженной критике, которая велась со всех сторон. Помимо конструктивной научной критики в книге П. Н. Медведева «Формальный метод в литературоведении», где утверждалось, что «формализм… сыграл плодотворную роль. Он сумел поставить на очередь существеннейшие проблемы литературной науки», – была и крайне враждебная позиция, призывающая, по сути, к расправе над талантливыми учеными. Любые формы признания формализма истолковывались как измена марксизму. Формалистов называли «раскаявшимися врагами» и считали, что их следует послать «на принудительные работы под бдительным присмотром» (В. Эрлих). Русский формализм как научная школа к концу 1920-х гг. был фактически разгромлен. Многие литературоведческие идеи формального метода были впоследствии восприняты и продолжены структурализмом.

  1. формальный методФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД в литературоведении теоретич. концепция утверждающая взгляд на художеств. форму как категорию определяющую специфику литературы и способную к саморазвити...Большая советская энциклопедия
  2. формальный методФормальный метод в литературоведении теоретическая концепция утверждающая взгляд на художественную форму как категорию определяющую специфику литературы и способную к сам...Большая Советская энциклопедия II
  3. формальный методв литературоведении утверждает взгляд нахудожественную форму как на категорию определяющую специфику литературы испособную к имманентному развитию или подчиненную логико...Большой энциклопедический словарь II
  4. "формальный метод"ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД в литературоведении утверждает взгляд на художественную форму как на категорию определяющую специфику литературы и способную к имманентному развитию или...Большой энциклопедический словарь III
  5. формальный методФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД в литературоведении утверждает взгляд на художественную форму как на категорию определяющую специфику литературы и способную к имманентному развитию ил...Большой Энциклопедический словарь V
  6. формальный методв литературоведении Возник в России в гг. Отличался новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Представители Ф. м. придавали боль...Лексикон нонклассики
  7. "формальный метод"в литературоведении общность идейных установок принципов и примов анализа ориентированных на изучение имманентных законов литературы присущих ей как художественному творч...Литературная энциклопедия
  8. формальный методformal approach...Русско-английский политехнический словарь
  9. формальный методФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД в литературоведении утверждает взгляд на художественную форму как на категорию определяющую специфику литературы и способную к имманентному развитию или...Современный энциклопедический словарь
  10. формальный методв литературоведенииметод изучения литературы сторонники которого придерживались взгляда на художественную форму как на категорию определяющую специфику литературы способн...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  11. "формальный метод"ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД в литературоведении утверждает взгляд на художественную форму как на категорию определяющую специфику литературы и способную к имманентному развитию ил...Энциклопедический словарь естествознания
  12. формальный методФормальный метод в литературоведении Возник в России в гг. Отличался новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Представители Ф. ...Энциклопедия культурологии