Литература и язык. Современная энциклопедия

НАБОКОВ

Владимир Владимирович (1899, Санкт-Петербург – 1977, Кларанс, Швейцария), русско-американский писатель, писал на русском и английском языке. Многогранное творческое наследие Набокова охватывает все литературные роды и жанры (лирику, драматургию, критику, эссеистику), однако с наибольшей силой и яркостью его творческая индивидуальность реализовалась в жанре романа. Отпрыск богатейшего аристократического семейства, проведший «сказочное оранжерейное детство» и получивший превосходное образование (помимо русского, в совершенстве владел английским и французским языками), Набоков покинул Россию в апреле 1919 г. и долгое время вел в Европе жизнь бедного литератора-эмигранта, вынужденного зарабатывать репетиторством и уроками тенниса. Перебравшись в США Набоков почти 20 лет преподавал литературу в различных американских университетах и вплоть до сенсационного успеха романа «Лолита» (1955) не был известен массовой читательской аудитории. Свою литературную карьеру Набоков начал как поэт: в 1916 г., еще будучи учеником Тенишевского училища, на собственные деньги издал книгу стихотворений, ее, как потом чистосердечно признавался в автобиографии «Другие берега» (1954), «по заслугам немедленно растерзали те немногие рецензенты, которые заметили ее». Схожая участь постигла выпущенные уже в эмиграции лирические сборники «Гроздь» и «Горний путь» (оба – 1923), вызвавшие обвинения немногочисленных рецензентов в творческой незрелости и подражательности (прежде всего А. А. Фету и А. А. Блоку). Не прекращая писать стихи, Набоков обратился к прозе и уже в рассказах второй пол. 1920-х гг., позже вошедших в сборник «Возвращение Чорба» (1930), обрел неповторимый стиль и выработал новаторскую повествовательную технику, в основе которой лежит принцип варьирования лейтмотивов, складывающихся в изящные «тематические узоры», и утонченной авторской игры с читательскими ожиданиями; благодаря парадоксальным развязкам, введению «ненадежного» повествователя или воспроизведению нескольких, порой противоречащих друг другу, субъективных точек зрения на происходящее, в набоковских произведениях создается атмосфера смысловой зыбкости и амбивалентности, которая позволяет с равной степенью убедительности предлагать взаимоисключающие версии описываемой действительности. Уже дебютный роман «Машенька» (1926), показывающий безрадостное прозябание русских беженцев и внешне выдержанный в духе традиционного социально-бытового повествования, содержит черты новой поэтики: трепетный лиризм, одухотворенный ностальгией по утраченной России и угасшей первой любви, совмещается с ироничной отстраненностью автора от большинства персонажей (поданных в комически сниженном плане и противопоставленных романтичному герою); «тонкий и глубокий психологизм, подчеркнутый внешний реализм описаний, любовная зоркость к мельчайшим подробностям жизни причудливо сочетаются с овевающей весь роман символической призрачностью» (Г. Струве). Эти же художественные особенности ярко проявились в последующих романах: построенном на любовно-криминальной интриге «Короле, даме, валете» (1928) и «Защите Лужина» (1930), выдвинувших Набокова в первый ряд писателей русского зарубежья. В романе, рассказывающем о трагической судьбе гениального шахматиста, отгородившегося от «живой жизни» и раздавленного собственным даром, прозвучали темы, которым (при всем многообразии их воплощений и полифонии порождаемых ими смысловых обертонов и ассоциаций) суждено было пройти через все творчество писателя: наряду с ключевой для Набокова романтической темой «двоемирия» (противопоставления земной жизни и потусторонности, мира мечты и повседневной реальности), это темы творческого дара, трагического одиночества художника и удушающей человеческой пошлости (представленной у Набокова целым выводком нарочито окарикатуренных персонажей). Важными вехами в русскоязычном творчестве Набокова стали повесть «Соглядатай» (1930), в основе которой лежит философская проблема самоидентификации человеческой личности, ее многогранности, неравенства себе самой и тем более стереотипам, складывающимся в сознании других людей, и роман «Отчаяние» (1934), заставивший говорить о Набокове с уважением даже его литературных недругов, в т. ч. и самого влиятельного из них – Г. В. Адамовича, который долгое время обвинял писателя в «нерусскости», отрыве от традиций и бездушном формализме. Использовав криминальную фабулу и традиционный мотив двойничества, Набоков затронул в «Отчаянии» фундаментальные темы русской классической литературы: преступление и наказание, гений и злодейство, гений и ущербность, давящая власть эгоизма, приводящая человека сначала к отрицанию экзистенциальной ценности «других», а затем – к неизбежной потере собственного «я» и полному распаду личности. (Этот же идейно-тематический комплекс во многом определяет содержание «Лолиты», лучшего англоязычного романа писателя.) Итоговым произведением русскоязычного Набокова, вобравшим в себя все основные художественные открытия и достижения его предыдущих сочинений, стал роман «Дар» (закончен в 1938, но полностью опубл. лишь в 1952). Насыщенный литературными аллюзиями и пародийными вставками, «Дар» представляет собой уникальный жанрово-тематический симбиоз. Это и литературная энциклопедия – произведение, главной героиней которого, по словам Набокова, является «русская литература», – и своеобразный роман воспитания, воссоздающий процесс творческого роста художника; вымышленная биография, базирующаяся на несметном количестве документальных источников о русских путешественниках, и хлесткий памфлет, направленный против Н. Г. Чернышевского и утилитарных концепций искусства; история идеальной любви и едкая сатира на литературные нравы. С переездом Набокова в США в мае 1940 г. русскоязычный период его творчества в целом завершился: писатель перешел на английский язык и, начав с нуля, к концу 1950-х гг. приобрел репутацию выдающегося мастера англоязычной прозы. Бестселлером стал роман «Лолита», повествующий о чувственной любви сорокалетнего мужчины к двенадцатилетней девочке – «нимфетке». Произведение сочетает глубокий психологизм, смелое проникновение в сферы подсознательного, эротику и социально-критическое нравоописание. После перевода всех довоенных произведений на английский, выхода романов «Бледный огонь» (1962) и «Ада, или Страсть: Семейная хроника» (1969) Набоков уже при жизни был признан классиком, чье творчество, формально не принадлежащее к какому-либо направлению и синтезировавшее различные эстетические концепции и литературные традиции, оказало огромное влияние на мировую литературу.

  1. набоковНабоков В. Д. политик один из организаторов и лидеров партии кадетов товарищ председателя ее ЦК. Принимал активное участие в редактировании юридических журналов Вестник...1000 биографий
  2. набоковсост. Отчета директ. комиссариатского департамента Морск. министерства за г.Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  3. набоковвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. набоковNabokov Владимир Владимирович русский ианглоязычный с писатель. Сын В. Д. Набокова. В эмигрировал изРоссии жил в Кембридже Берлине Париже с в США с вШвейцарии с г...Большой энциклопедический словарь II
  5. набоковвидный политический деятель юрист принимал активное участие в редактировании юридических журналов Вестник Права Право и др. Со дня основания журнала Освобождение состоял ...Исторический справочник русского марксиста
  6. набоковВладимир Владимирович СанктПетербург Кларанс Швейцария русскоамериканский писатель писал на русском и английском языке. Многогранное творческое наследие Набокова охват...Литературная энциклопедия
  7. набоковВладимир Владимирович русский поэт романист драматург литературный критик находившийся в эмиграции с г. и закончивший Тринитиколледж Кембридж писал как на русском псе...Мировая художественная культура. Словарь
  8. набоковприставка НА корень БОК суффикс ОВ нулевое окончаниеОснова слова НАБОКОВВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный НА...Морфемный разбор слова по составу
  9. набоковНачальная форма Набоков единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  10. набоков.strong НАБОКОВ Nabokov Владимир Владимирович псевдоним до В. Сирии русский писатель переводчик литературовед с писал на английском языке. Сын В. Д. Набокова. В эмигр...Русская энциклопедия
  11. набоковПапа Лолиты...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  12. набоковНАБОКИН НАБОКОВ НАБОКАНабокий кривобокий припадающий на один бок. Ф. Набокин вероятно от прозвища Набока с тем же значением.Источник Словарь русских фамилий. Ономастикон...Словарь фамилий
  13. набоковВладимир Дмитриевич .III. один из основателей конституционнодемократической партии товарищ пред. ЦК и редакториздатель ее органа Вестник партии нар. свободы. Окончив ю...Советская историческая энциклопедия
  14. набоковНАБОКОВ Nabokov Владимир Владимирович русский и англоязычный с писатель. Сын В. Д. Набокова. В эмигрировал из России жил в Кембридже Берлине Париже с в США с в Швей...Современный энциклопедический словарь
  15. набоковНАБОКОВ Владимир Дмитриевич один из лидеров кадетов юрист публицист. Депутат й Государственной думы. Редакториздатель Вестника партии народной свободы. В управляющий де...Современный энциклопедический словарь
  16. набоковNabokovВолодимир Володимировичstrong використовував псевдонм В. Срн америк. письменник рос.em походження писав вишуканою рос.em а вд англ. мовами вд в емграц лукавий м...Універсальний словник-енциклопедія
  17. набоковNabokov Володимир Володимирович використовував псевдонм В. Срн америк. письменник рос. походження писав вишуканою рос. а вд англ. мовами вд в емграц лукавий моралст ан...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  18. набоковКова Коан Кон Наб Квна Ква Набок Каон Кан Кабо Каб Вона Набоков Вон Ново Нок Оао Обнова Обновка Обок Вбок Ока Вак Бон Боков Банко Банк Бак Аон Анк Акно Авок Оон Акво Боа ...Электронный словарь анаграмм русского языка