Литература и язык. Современная энциклопедия

МАЯКОВСКИЙ

Владимир Владимирович (1893, с. Багдади, Грузия – 1930, Москва), русский поэт. Родился в семье лесничего; после смерти отца семья переехала в Москву. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих поэтических пристрастиях Маяковский близок к модернистским направлениям, ближе всего к футуризму. В 1912 г. в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» опубликованы стихотворения «Ночь» и «Утро», в которых выразилась склонность к радикальным взглядам на мир и искусство и безудержному экспериментаторству. Центральными произведениями стали поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» (обе – 1915), «Война и мир» и «Человек» (обе – 1917). В них поэт бросает вызов обществу, низвергает его фальшивые условности, за которыми, как за маской, скрываются подлость и расчет. Поэма «Облако в штанах» является манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение, его идейный смысл Маяковский определил как четыре крика «долой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лирический герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны. Буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесет счастья человечеству. В 1916 г. поэт познакомился с М. Горьким. Вскоре Маяковский был призван на военную службу и назначен чертежником в автомобильную школу. В этом же году вышел стихотворный сборник «Простое, как мычание». Маяковский с воодушевлением воспринял революцию. Он видел в ней дорогу ко всему новому и прогрессивному, к социальной справедливости и гуманизму. Свой поэтический талант поэт решил посвятить борьбе за нового человека, новую общественную мораль. После революции в его творчестве выделяются две основных линии: одну составляют произведения, воспевающие строителей коммунизма (поэма «150000000», 1921), в других развенчиваются приспособленцы, для которых за революционными лозунгами и призывами стоит стремление к власти, попытка устроить собственную карьеру и свить себе мещанское гнездышко: «О дряни» (1920–21), «Прозаседавшиеся» (1922), где поэт рисует гротесковые картины в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1919–21 гг. Маяковский работает в Российском телеграфном агентстве в качестве поэта и художника. В 1922–29 гг. совершает поездки за границу: восемь раз в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, Соединенные Штаты). Создаются поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин», сборник стихотворений «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (1926). Среди крупных произведений зрелого Маяковского выделяется поэма «Хорошо!» (1927), имеющая не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический портрет эпохи. Написанное к десятилетней годовщине Октябрьской революции, произведение рассказывает о предреволюционной эпохе, о самой революции, о трудностях и победах Советского государства. Поэму отличает оптимистический пафос – прославление строителя нового общества. Симпатии Маяковского находятся на стороне большевиков, но в поэме отразились не только бравурные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика, столкнувшаяся с процессом передела собственности, прежде всего кровопролитная гражданская война. Эту лирическую поэму с четко прописанным сюжетом можно назвать поэмой-хроникой. В разное время Маяковский был членом литературных группировок ЛЕФ и РАПП, что свидетельствует о тщательных и мучительных поисках поэтом своего творческого «я», своего собственного стиля, об изменении его запросов и эстетических воззрений. Взгляды автора на задачи поэтического творчества, на место поэта в обществе ярко отражает вступление к неоконченной поэме «Во весь голос» (1930), которое можно назвать поэтическим завещанием. В нем Маяковский критикует мелкотемье и сентиментальные вирши-однодневки. Вклад Маяковского в развитие русской литературы не ограничивается поэзией. Его комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) явились вершинами русской драматургии 1920-х гг. Феерическая комедия «Клоп» содержит сокрушительную критику мещанства. Вычурные, непривычные для русского языка имена Пьера Скрипкина, Эльзевиры Давидовны и Розалии Павловны подчеркивают их неуместность в новом обществе. Центральным положительным образом в пьесе является образ простой работящей девушки Зои Березкиной, контрастно противопоставленный перечисленным выше персонажам. Чтобы подчеркнуть несостоятельность Пьера Скрипкина, Маяковский использует фантастический сюжет: герой попадает в будущее, где обнажается его сущность, и он превращается в мерзкого клопа. Аналогичный прием с перемещением в будущее поэт использует в пьесе «Баня», показывая, что двуличные бюрократы и приспособленцы не нужны обществу. Философские взгляды поэта были утопическими, как и строительство идеального общественного строя. Прошлое и настоящее оценивалось Маяковским с позиции будущего. Все прогрессивное с этой точки зрения приветствовалось, а остальное безжалостно отвергалось. Маяковский вошел в историю русской литературы 20 в. как экспериментатор. Он привнес в русскую лирику образцы тонического (акцентного) стиха, породив тем самым мощную поэтическую традицию. Одним из последователей Маяковского стал Н. Н. Асеев. Огромное влияние творчество Маяковского оказало на поэтов-шестидесятников, наследовавших публицистический накал, приверженность к отражению в поэзии общественно значимой проблематики, а также многие приемы поэтической техники Маяковского.

  1. маяковскийМаяковский Владимир Владимирович . Русский поэтфутурист известная фигура в мировой литературе. В молодости склонялся к анархизму и был арестован за революционную деятельн...1000 биографий
  2. маяковскийМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [. с. Багдади ныне пос. Маяковский Груз. ССР. Москва] русский советский поэт. Род. в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в...Большая советская энциклопедия
  3. маяковскийМАЯКОВСКИЙ до Багдади послок гор. типа центр Маяковского рна Груз. ССР. Расположен на р. Ханисцкали приток Риони в км iк Ю.В. от ж.д. станции Риони на линии СамтредиаХа...Большая советская энциклопедия
  4. маяковскийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. маяковскийВладимир Владимирович русский поэт. Вдореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэтавоспринимающего действительность как апокалипсис трагедия ВладимирМ...Большой энциклопедический словарь II
  6. маяковскийМАЯКОВСКИЙ название г. Багдати в ....Большой энциклопедический словарь III
  7. маяковскийМАЯКОВСКИЙ название г. Багдати в ....Большой Энциклопедический словарь V
  8. маяковскийВладимир Владимирович Поэт реформатор поэтического языка. В представлениях о том что составляет основу поэтического языка чем разговорный язык отличается от литературног...Лексикон нонклассики
  9. маяковскийМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях к...Литературная энциклопедия
  10. маяковскийВладимир Владимирович [] крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях курса однак...Литературная энциклопедия II
  11. маяковскийМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях к...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  12. маяковскийНачальная форма Маяковский единственное число женский род именительный падеж одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  13. маяковскийМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович русский поэт. В дореволюционном творчестве эксцентричная исповедь поэта воспринимающего действительность как апокалипсис трагедия Влади...Русская энциклопедия
  14. маяковскийМаяковскийИсточник фамилии великого советского поэта затерялся на географической карте. Родоначальник Маяковского скорее всего был выходцем из селения по названию Маяк ил...Словарь фамилий
  15. маяковскийВладимир Владимирович рус. поэт см. тж ВЛАДИМ ВЛАДИМИР ВОВА ВОЛОДИМИР ВЭВЭ Детка! ampLT.ampGT Не бойся что снова в измены ненастье прильну я к тысячам хорошеньких ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  16. маяковскийМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович рус. поэт см. тж ВЛАДИМ ВЛАДИМИР ВОВА ВОЛОДИМИР ВЭВЭ Детка! ampLT.ampGT Не бойся что снова в измены ненастье прильну я к тысячам х...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  17. маяковскийМАЯКОВСКИЙ название г. Багдати в ....Современный энциклопедический словарь
  18. маяковскийМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта воспринимающего действительность как апокалипсис трагед...Современный энциклопедический словарь
  19. маяковскийМАЯКОВСКИЙ проникнутый им то же что покойный в знач. Неописуемо выражение его глаз внимательных и спокойных. М. Горький. . Не нарушающий спокойствия не причиняющий забот...Толковый словарь русского языка II
  20. маяковскийСовка Совик Совий Сова Смоква Сми Смак Сма Скок Сковка Сков Скак Ска Симка Сим Сивко Сивка Свояк Свая Сакм Сак Ося Осмий Оса Омский Омск Окский Оксим Окк Ока Мясо Мяско М...Электронный словарь анаграмм русского языка
  21. маяковскийМАЯКОВСКИЙ название г. Багдати в ....Энциклопедический словарь естествознания
  22. маяковскийМаяковский Владимир Владимирович Поэт реформатор поэтического языка. В представлениях о том что составляет основу поэтического языка чем разговорный язык отличается от л...Энциклопедия культурологии