Литература и язык. Современная энциклопедия

КАРАМЗИНЫ

Николай Михайлович (1766, с. Михайловка Бузулукского у. Симбирской губ., по др. сведениям – с. Богородское Симбирского у. Симбирской губ. – 1826, Санкт-Петербург), русский поэт, прозаик, журналист, критик, историк. Начал как переводчик (в 1783 перевел поэму С. Геснера «Деревянная нога», в 1786 – трагедию У. Шекспира «Юлий Цезарь» и поэму А. Галлерта «О происхождении зла», в 1788 – «Эмилию Галотти» Г. Э. Лессинга). В стихотворении «Поэт» (1787) Карамзин называет любимых авторов (Гомер, Софокл, У. Шекспир, Дж. Мильтон, Э. Юнг, показательно отсутствие образцовых для рус. классицистов французских поэтов) и таким образом определяет свои творческие ориентиры. В «Московском журнале» в 1791–92 гг. Карамзин публикует «Письма русского путешественника», являющиеся не биографическим документом, а художественным произведением (Ю. М. Лотман), где говорит о том, что все народы идут путем прогресса и, следовательно, Россия должна усвоить европейский культурный опыт. В «Московском журнале» вышла и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792), которую позднее сам автор называл «сказкой», «весьма незамысловатой», но «счастливой для молодого автора». «Бедная Лиза» воспринималась читающей публикой как действительно произошедшее событие, отсюда – сочувствие бедной Лизе как современнице и многочисленные подражания ее поступку. Карамзин – писатель-сентименталист (из статьи «Что нужно автору?» (1793) следует, что кроме «проницательного разума» и «живого воображения» писатель должен иметь «доброе, нежное сердце»). Проводимая им языковая реформа состояла в отказе от теории «трех штилей» и использовании единого для всех жанров стиля, основой которого является язык образованного дворянства. Дактилическому окончанию «томногорестной» поэмы «Илья Муромец» (1794) суждена была долгая жизнь (в текстах А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, Ф. Н. Глинки, Н. П. Огарева, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама). Теоретик сентиментализма и реформатор языка художественной литературы, Карамзин был лучшим, по мнению А. С. Пушкина (в наброске статьи «О русской прозе»), рус. прозаиком. Венцом творчества Карамзина-прозаика стала многотомная «История государства Российского» (1818).

  1. карамзиныКарамзины русский дворянский род происходящий от жившего в конце XVI в. Семена Карамзина. Сыновья его Дмитрий Томило и Курдюк служили в начале XVII в. по Нижнему Новгоро...Биографический словарь
  2. карамзиныКАРАМЗИНЫstrong семья Н.М. Карамзина. Лит.обществ. салон К. почти четверть века был одним из центров петерб. культурной жизни. Здесь собирался цвет лит. и худож. мира А....Лермонтовская энциклопедия
  3. карамзиныНиколай Михайлович русский писатель историк публицист мыслитель. Выходец из богатой дворянской семьи получил хорошее домашнее образование также слушал лекции в Московск...Мировая художественная культура. Словарь
  4. карамзиныКАРАМЗИНЫВ официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза ОГДР V с. РБС VIII с. . В XVI веке его потомки уже носили фами...Словарь фамилий
  5. карамзиныВ официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза ОГДР V с. РБС VIII с. . В XVI веке его потомки уже носили фамилию Карам...Татарские, тюркские, мусульманские фамилии
  6. карамзиныКарамзины русский дворянский род происходящий от жившего в конце XVI в. Семена К. Его сыновья Дмитрий Томило и Курдюк служили в начале XVII в. по Нижнему Новгороду. Пото...Энциклопедический словарь
  7. карамзинырусский дворянский род происходящий от жившего в конце XVI в. Семена К. Его сыновья Дмитрий Томило и Курдюк служили в начале XVII в. по Нижнему Новгороду. Потомком Семена...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона