Литература и язык. Современная энциклопедия

ДОСТОЕВСКИЙ

Федор Михайлович (1821, Москва – 1881, Санкт-Петербург), русский прозаик, критик, публицист. Отец писателя был главным врачом в московской Мариинской больнице. В мае 1837 г., после смерти матери от чахотки, он отвез двух старших братьев, Федора и Михаила, в Петербург. В 1838–43 гг. Достоевский учился в Инженерном училище; окончив его с чином подпоручика, решает оставить службу, чтобы посвятить себя литературной работе. Первый роман «Бедные люди» (1844–45, опубл. в 1846) принес писателю успех. В романе Достоевский вслед за Гоголем дает реалистические зарисовки петербургского быта и продолжает галерею «маленьких людей», возникшую в рус. литературе 1830–40-х гг. («Станционный смотритель» и «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Шинель» и «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя). Но Достоевский сумел вложить в этот образ новое содержание. Макар Девушкин, в отличие от Акакия Акакиевича и Самсона Вырина, наделяется ярко выраженной индивидуальностью и способностью к глубокому самоанализу. Достоевский входит в круг литераторов натуральной школы и сближается с Н. А. Некрасовым и В. Г. Белинским – идейным вдохновителем движения. Однако следующая повесть «Двойник» (1846), несмотря на оригинальное и изощренное по психологизму изображение раздвоения сознания, не понравилась Белинскому затянутостью и явной подражательностью Гоголю. Еще холоднее была принята критиком третья, романтическая повесть – «Хозяйка» (1847), что вместе со ссорой Достоевского с Некрасовым и Тургеневым послужило поводом к разрыву писателя со всем литературным кружком, объединившимся в это время вокруг журнала «Современник». Задетый резкими отзывами, Достоевский тем не менее продолжил активную литературную деятельность и создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849). В это же время писатель вошел в революционный кружок М. В. Буташевича-Петрашевского и увлекся социалистическими теориями Фурье. После неожиданного ареста петрашевцев Достоевский был приговорен, в числе прочих, сначала к «смертной казни расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии» Николая I, к четырем годам каторжных работ, с последующей отдачей в солдаты. На каторге писатель пробыл с 1850 по 1854 г., после чего был зачислен рядовым в пехотный полк, размещенный в Семипалатинске. В 1857 г. его производят в офицеры и возвращают потомственное дворянство, вместе с правом печататься. Достоевский работает сначала в сугубо комическом роде, чтобы избежать цензурных нареканий, так возникают две комические «провинциальные» повести – «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе – 1859). За время пребывания в Сибири коренным образом меняются убеждения Достоевского, от прежних социалистических идей не остается и следа. Во время следования по этапу Достоевский встретился в Тобольске с женами декабристов, которые подарили ему Новый Завет – единственную книгу, разрешенную на каторге, с тех пор идеал Христа стал для него на всю жизнь нравственным ориентиром. Опыт общения с каторжниками не только не озлобил Достоевского против народа, а, наоборот, убедил в необходимости для всей дворянской интеллигенции «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В 1859 г. Достоевский получает разрешение вернуться в Петербург и сразу по приезде начинает бурную общественную и литературную деятельность. Вместе со своим братом М. М. Достоевским издает журналы «Время» (1861–63) и «Эпоха» (1864–65), где проповедует свои новые убеждения «почвенничества» – теории, близкой к славянофильству, заключавшейся в том, что «русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент», по словам самого Достоевского. Образованные классы общества мыслились при этом носителями ценнейшей западной культуры, но при этом оторванными от «почвы» – нац. корней и народной веры, что лишало их правильных нравственных ориентиров. Лишь при условии соединения европейской просвещенности дворянства с народным религиозным мировоззрением стало бы возможным, по мнению почвенников, преобразование рус. общества на христианских, братских началах, упрочение будущего России и осуществление ее нац. идеи. Для журнала «Время» Достоевский пишет в 1861 г. роман «Униженные и оскорбленные», затем там же печатаются «Записки из мертвого дома» (1860–61), где писатель художественно осмыслил все увиденное и пережитое на каторге. Эта книга стала новым словом в рус. литературе того времени и вернула Достоевскому его былую литературную репутацию. В 1864 г. умирает от чахотки жена Достоевского, а через два месяца и его брат М. М. Достоевский. Достоевский вынужден прекратить издание «Эпохи». Трагические переживания этого года отразились в повести «Записки из подполья» – исповеди «подпольного парадоксалиста», неожиданной и необычной по своему мрачному, злому и насмешливому тону. В этом произведении Достоевский окончательно находит свой стиль и своего героя, характер которого станет затем психологической основой для героев всех его поздних романов. В 1866 г. Достоевский работает одновременно над двумя романами: «Игрок» и «Преступление и наказание», из которых последний, по признанию самого Достоевского, «удался чрезвычайно» и сразу выдвинул его в первый ряд рус. романистов наравне с Л. Н. Толстым, И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым. Достоевский шел в романе наперекор всей эпохе 1860-х гг. и доказывал необходимость веры во Христа, но без всякого догматизма – через изображение типичного представителя современной молодежи, охваченного идеями нигилизма и идущего в них до последней крайности – до отрицания христианской морали и разрешения себе пролить крови по совести. Но сама логика жизни и изначально христианская природа души главного героя романа – Раскольникова – приводит его к признанию Божией правды, как ни противился этому его разум. «Преступлением и наказанием» Достоевский фактически утвердил религиозно-философское направление в рус. литературе, которое избрали для себя также Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев. Центральные герои в романах Достоевского – это всегда герои-идеологи, захваченные некоей философской проблемой или идеей, в решении или осуществлении которой сосредотачивается для них вся жизнь. Причудливо сплетаются в таких натурах высокие идеалы с порочными страстями, сила и бессилие, великодушие и эгоизм, самоуничижение и гордость. «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой» – эти слова из «Братьев Карамазовых» как нельзя лучше характеризуют новое понимание человеческой души, привнесенное Достоевским в мировую культуру. М. М. Бахтин в своей статье «Проблемы поэтики Достоевского» понимает каждого персонажа как воплощение особой, самостоятельной идеи, и всю специфику философского построения романа он видит в полифонии – «многоголосье». Весь роман строится, по его мнению, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохраняется свобода с ним не соглашаться. Своеобразием психологизма у Достоевского определяется и специфика его сюжетных построений. Для активизации у героев духовного пласта сознания Достоевскому необходимо выбить их из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние. Поэтому динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, подрывая экзистенциальную стабильность и вынуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые, «проклятые» вопросы. Так, все композиционное построение «Преступления и наказания» можно описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, приведшее его на порог жизни и смерти, затем катастрофа Мармеладова; последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Ивановны и, наконец, самоубийство Свидригайлова. Во время работы над «Преступлением и наказанием» Достоевский познакомился со своей будущей второй женой – А. Г. Сниткиной, с которой он повенчался в том же 1866 г. В следующем, 1867 г. Достоевский, спасаясь от кредиторов, уезжает с женой за границу. В Женеве был написан роман «Идиот» (1868–69), главной идеей которого становится изображение «положительно прекрасного человека» в условиях современной российской действительности. Так создается образ князя Мышкина («князя-Христа») – носителя идеалов смирения и всепрощения. Но исход романа оказывается трагичным: герой гибнет под захлестнувшим его морем необузданных страстей, зла и преступлений, царящих в окружающем его мире. В 1871 г. появляются «Бесы» – антинигилистический роман-памфлет, в основу сюжета которого легло нашумевшее убийство студента Иванова, совершенное группой революционеров-анархистов под руководством С. Г. Нечаева. Достоевского потрясло это преступление, в котором он увидел знамение времени и предвестие надвигающихся социальных катаклизмов. «Пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь», – писал он по поводу своего нового романа. Именно за данный роман Достоевского назовут позже «пророком русской революции». В 1875 г. в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова печатается роман «Подросток» – «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского. Последним крупным произведением Достоевского, завершающим его великое романное «пятикнижие», стал роман «Братья Карамазовы» (1879–80), где получили окончательное художественное воплощение все важнейшие идеи зрелого творчества писателя. Он отражает эволюцию мировоззрения Достоевского в сторону воцерковления и окончательного приятия канонического православия: действие романа начинается в монастыре, положительными героями и носителями авторской позиции становятся архимандрит Зосима и его послушник Алеша. Последний становится новой попыткой писателя представить образ «положительно прекрасного человека», но без болезненных черт, присущих князю Мышкину. Семья Карамазовых олицетворяет в романе Россию, с воплощением в каждом из братьев различных черт и сторон рус. нац. характера. В Дмитрии отражена страстность, противоречивость, склонность как к унизительным падениям, так и возвышенным самоотверженным порывам; в Иване – отточенный интеллект и холодный рассудок, ставящий все под сомнение и легко доходящий до отрицания Бога во имя самоутверждения; в Алеше – смирение, любвеобилие, душевная прозорливость и исконная религиозность. Наконец, в последнем, незаконнорожденном брате – Смердякове – Россия приходит к отрицанию самой себя и своих духовных начал: ущемленный позором своего рождения, Смердяков ненавидит отца и все общественные устои России, по-лакейски рассуждая, что на Западе жить чище и выгоднее. Для того чтобы уехать в Европу и завести там свое дело, Смердяков убивает отца – так, чтобы все подозрения пали на Дмитрия. Роман строится как детектив, подобно «Преступлению и наказанию», и читатель почти до самого конца должен пребывать в недоумении по поводу истинного убийцы. Суд над невиновным Дмитрием, однако, служит его нравственному очищению и перерождению, в результате которого Дмитрий принимает несправедливый приговор как свой крест, как призвание «за всех пострадать», ибо «все за всех виноваты». Последняя мысль и становится идейным центром романа. Суд над Дмитрием превращается в символический спор о духовном пути России. Отдельное место занимает в романе глава «Pro et Contra» – философско-религиозный спор Ивана и Алеши Карамазовых. Иван Карамазов не отрицает само существование Бога, но отвергает Божественное мироустройство. Главным аргументом для него является бессмысленность и неправомерность безвинных человеческих страданий, равно как и сам факт существования зла в мире. Особенно очевидным доказательством слабости или «не благости» Бога для него кажутся страдания безгрешных детей. Иван отказывается от мировой гармонии, построенной на слезинке хотя бы одного замученного ребенка, и как следствие отрицает всю теодицею (Божественное оправдание мира). «И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла», – писал сам писатель по поводу своих контраргументов. Косвенным ответом Ивану должна была служить следующая глава – «Русский инок» – житие и предсмертные мысли старца Зосимы. Венчает главу «Поэма о великом инквизиторе» – объяснение миссии Христа на Земле и одновременно разоблачение духовного механизма любой тоталитарной идеологии, что сделало «легенду» особенно популярной в 20 в. Триумфом Достоевского стала речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г., встреченная всеми слушателями с необыкновенным энтузиазмом. Ее можно воспринимать как завещание Достоевского, последнее исповедание его заветной мысли о «всечеловечности, всепримиримости» рус. души и о великой исторической миссии России – объединении во Христе всех народов Европы. Достоевский быстро приобрел славу не только всероссийского, но и мирового романиста, и влияние его идей и художественных произведений сильно сказалось как в России, так и на Западе. Русскую мысль привлекают религиозные идеи Достоевского, которые развивает В. В. Розанов («Легенда о Великом инквизиторе») и Вл. С. Соловьев («Три речи в память Достоевского»). Так с Достоевского начинается «религиозный ренессанс» в рус. философии на рубеже 19–20 вв., представленный целой плеядой философов-богословов: Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, отца Павла Флоренского, отца Сергия Н. Булгакова, И. И. Ильина. У всех данных авторов имеются труды или статьи о Достоевском, обнаруживающие глубокую связь их с его духовным наследием. Трехтомная монография Д. С. Мережковского «Толстой и Достоевский» (с тремя разделами: Жизнь, Творчество, Религия) положила начало также и литературоведческому исследованию Достоевского, продолженному в 1910–20-е гг. фундаментальными работами В. Л. Комаровича, Вяч. И. Иванова, Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, М. М. Бахтина. В литературе рус. модернизма влияние Достоевского наиболее ощутимо было в прозе Андрея Белого (роман «Петербург») и Л. Андреева. В западноевропейской литературе первой пол. 20 в. традиции Достоевского ощутимо присутствуют в творчестве Ф. Кафки, Г. Мейринка, Т. Манна, С. Цвейга в немецкой литературе, П. Бурже, А. Жида, Ж. Бернаноса, А. Камю во французской литературе. Наследниками философии этого писателя считали себя экзистенциалисты – А. Камю, Ж. П. Сартр, а также рус. эмигрант Лев Шестов. Новую волну интерпретаций Достоевского на Западе породила статья З. Фрейда «Достоевский и отцеубийство» (1928).

  1. достоевскийДостоевский Федор Михайлович родился в семье врача служившего в Мариинской больнице в Москве. Окончив в г. инженерное училище в Петербурге поступил на военную службу. ...1000 биографий
  2. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович [. Москва . Петербург] русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского. iВ большинстве повестей Д. написанных в традициях натуральной школ...Большая советская энциклопедия
  3. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Фдор Михайлович [. Москва . Петербург] русский писатель. Род. в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в Петерб. военноинж. учще был зачислен ...Большая советская энциклопедия
  4. достоевскийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. достоевскийФдор Михайлович Москва СанктПетербург русский прозаик критик публицист.Ф. М. Достоевский. Портрет работы В. Перова. г. Отец писателя был главным врачом в московской М...Литературная энциклопедия
  6. достоевский. Михаил Михайлович [] русский писатель брат Ф. М. Достоевского. В х гг. напечатал в Отечественных записках несколько повестей Дочка Господин Светелкин Воробей [ Два стар...Литературная энциклопедия II
  7. достоевскийФедор Михайлович выдающийся русский писатель философ и мыслитель. Родился в семье лекаря больницы для бедных. Закончил Петербургское военноинженерное училище год прослу...Мировая художественная культура. Словарь
  8. достоевскийНачальная форма Достоевский единственное число женский род именительный падеж одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  9. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович русский писатель мыслительгуманист. Основные сочинения Бедные люди Записки из Мертвого дома Униженные и оскорбленные Идиот Бесы Дневни...Новейший философский словарь
  10. достоевскийФедор Михайлович русский писатель мыслительгуманист. Основные сочинения Бедные люди Записки из Мертвого дома Униженные и оскорбленные Идиот Бесы Дневник писателя ...Новейший философский словарь II
  11. достоевскийФедор Михайлович писатель и религиозный мыслитель. Автор множества прозаических произведений романов повестей рассказов Дневника писателя и других. В молодости участник р...Православный энциклопедический словарь
  12. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Фдор Михайлович русский писатель членкорреспондент Петербургской АН . В повести Бедные люди Белые ночи Неточка Незванова не окончена и др. поставил пробле...Русская энциклопедия
  13. достоевскийчеловек который всех достает....Словарь молодёжного слэнга
  14. достоевскийдостоевский жестокий талант Словарь русских синонимов. Достоевский жестокий талант Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Алекс...Словарь синонимов II
  15. достоевскийдостоевский жестокий талант...Словарь синонимов
  16. достоевскийДОСТОЕВСКИЙФамилия великого писателя напоминает о том что предки его владели селом Достоево которое до сих пор существует в Брестской области. ФИсточник Словарь русских ф...Словарь фамилий
  17. достоевскийФедор Михайлович рус. писатель К ПОРТРЕТУ ДОСТОЕВСКОГО Анне На вечерах у Анны Вревской Был общества отборный цвет. Больной и грустный Достоевский Ходил сюда на склоне л...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  18. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович рус. писатель К ПОРТРЕТУ ДОСТОЕВСКОГО Загл. Анне . На вечерах у Анны Вревской Был общества отборный цвет. Больной и грустный Достоевский Хо...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  19. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович русский писатель членкорреспондент Петербургской АН . В повестях Бедные люди Белые ночи Неточка Незванова не окончена и др. описал страда...Современный энциклопедический словарь
  20. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович русский писатель журналист. Брат Ф. М. Достоевского. Издатель журналов Время и Эпоха. Публицистика в духе почвенничества см. Почвенники. Ли...Современный энциклопедический словарь
  21. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович [ октября ноября Москва января февраля Петербург похоронен в АлександроНевской лавре] русский писатель. Я происходил из семейства русск...Современный энциклопедический словарь
  22. достоевскийДОСТОЕВСКИЙ Фдор Михайлович [. . Москва . . Петербург] рус.em писатель мыслитель публицист. Начав в х гг.em лит.em путь в русле натуральной школы как преемник Гоголя и п...Философская энциклопедия
  23. достоевскийСсек Сотский Соте Сост Сосед Сок Сойти Сойот Соед Соевод Совкий Совик Совий Советско Советский Совет Скотий Скот Скос Сков Скит Скид Скейт Сквот Сквид Сито Сист Сивко Сет...Электронный словарь анаграмм русского языка