Литература и язык. Современная энциклопедия

ДИККЕНС

dickens) Чарлз (1812, Лендпорт – 1870, Гейдсхилл), английский прозаик. Его отец был служащим в морском ведомстве. Над жизнью семьи все время висела угроза разорения и нищеты. В 1821 г. они переехали в Лондон, этот период жизни описан в романе «Крошка Доррит»: нужда, заключение отца в долговую тюрьму и спасительный исход – получение небольшого наследства от дальнего родственника. Вскоре после ареста отца десятилетний Диккенс пошел работать: наклеивать ярлыки на банки с ваксой. Воспоминания об этой поре своей жизни проявятся в романе «Дэвид Копперфильд». Школьное образование Диккенса было неполным, своими знаниями он был больше обязан чтению и службе в адвокатской конторе и работе судебного и парламентского репортера. Творчество Диккенса принято делить на четыре периода. К начальному относятся первые публикации очерков в сборнике «Очерки Боза» (1833–36), которые рассказывают о жизни различных слоев лондонского общества; особое внимание автора привлекают беднейшие и обездоленные жители. В предисловии к сборнику автор заметил, что его цель – изобразить «повседневную жизнь и обычных людей». Впервые на страницах литературных журналов простой народ был изображен столь сочувственно и с таким уважением и мастерством. В 1837 г. вышли «Посмертные записки Пиквикского клуба», принесшие Диккенсу заслуженную славу. Роман появился в результате сотрудничества молодого Диккенса с известным художником Сеймуром, к комическим рисункам которого писатель должен был делать подписи. Но позже автор отказался от первоначального плана создания романа как серии комических зарисовок и сцен и построил его как описание судебного процесса, возбужденного против мистера Пиквика его квартирной хозяйкой. Это позволило ему нарисовать широкую картину современной жизни и выступить с критикой судейского чиновничества. Книга изобилует комичными ситуациями, описанными с искрометным юмором. Далее следуют романы «Оливер Твист» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Барнаби Радж» (1840) и «Лавка древностей» (1841). Первый, ранний, период творчества отличается оптимизмом и юмором в изображении героев и критикой буржуазного парламентаризма и системы выборов. В романах, посвященных жизнеописаниям героев, Диккенс углубляет критику современного ему буржуазного общества, отражает тяжелую жизнь неимущих слоев населения, надеясь исправить нравы и восстановить несправедливость миропорядка. Второй период творчества относится к 1840-м гг. Немалая заслуга в дальнейшем углублении реализма писателя принадлежит его наблюдениям за жизнью в Англии и путешествиям в Италию, Швейцарию, Францию и Северную Америку. Диккенс, подобно многим европейцам, видевший в Америке «страну свободы», несмотря на пышный прием, оказанный ему в США, хорошо разглядел все недостатки этого «свободного» общества с его цинизмом, невежеством, наглостью и высокомерием. «Американские заметки» (1842) и роман «Мартин Чезлвит» (1844) рисуют истинную картину американской цивилизации. Ко второму периоду творчества относятся также «Рождественские рассказы», где автор мечтает о классовом мире и гармонии, прославляет добро и отзывчивость человеческого сердца, и роман «Домби и сын» (1846–48), лучшее произведение 1840-х гг. В нем все подчинено единству замысла. Идейно-художественный центр романа, в котором сходятся все сюжетные линии, – образ Домби, крупного английского негоцианта, главы фирмы «Домби и сын». Повествуя об истории крушения семьи и честолюбивых надежд мистера Домби, автор показывает, что деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и превращают в бессердечных гордецов и эгоистов. В. Г. Белинский писал о романе: «Такого богатства фантазии на изобретение резко, глубоко, верно нарисованных типов я и не подозревал не только в Диккенсе, но и вообще в человеческой натуре. Много написал он прекрасных вещей, но все это в сравнении с последним его романом бледно, слабо, ничтожно». В романе «Домби и сын» меняется характер юмора Диккенса: вместо мягкой иронии, веселой и добродушной насмешки писатель стал пользоваться гротеском. Создавая образы лицемеров, эгоистов и скупцов, он показывает их нравственными уродами, утрируя их уродство и обличая его гневным смехом. Третий период творчества – романы 1850-х гг.: «Дэвид Копперфильд» (1850), «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857) и «Повесть о двух городах» (1859). Писатель постепенно теряет иллюзии, понимает, насколько расколото общество, но все еще надеется на то, что литература может помочь сгладить кричащие противоречия существующего миропорядка, пробудить совесть в консервативной английской буржуазии, привести к изменениям в страшной рутине, царящей в суде и др. государственных учреждениях. Так, в романе «Холодный дом» Диккенс выражает убеждение в том, что высшие классы несут ответственность за положение народа, выступает против бессмысленной жестокости, царящей в суде. Недаром канцлерский суд сравнивается на страницах романа с лавкой старьевщика, а лорд-канцлер – с выжившим из ума старьевщиком. Роман «Дэвид Копперфильд» и особенно «Тяжелые времена» не заканчиваются традиционным для Диккенса «хеппи-эндом», даже диккенсовский смех приобретает гневные интонации, юмор все чаще сменяется обличительной сатирой и более пессимистичным взглядом на мир. Но писатель навсегда сохранил веру в народ, продолжавшую питать его творчество и в 1860-е гг. В речи 1869 г. он сказал: «Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна. Моя вера в людей, которыми правят, говоря в общем, беспредельна». К последнему периоду творчества писателя относятся романы «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864) и неоконченный детективный роман «Тайна Эдвина Друда», работу над которым прервала смерть писателя в 1870 г. Поздний Диккенс трезво смотрит на мир и беспощадно разоблачает зло, ложь и бесчеловечность буржуазного общества. Стиль Диккенса отличается юмором, реализм в описании деталей сочетается в нем с авторской фантазией. Он охотно пользуется фольклором: пословицами, поговорками, балладами, песнями, сказками. В его книгах четко проводится граница между добром и злом. Часто диккенсовские характеры напоминают карикатуры, т. к. он преувеличивает их основные характеристики, но никогда не теряет логики, не доводит свои преувеличения до абсурда. Характеры Диккенса всегда однозначны: герои – это герои, а злодеи – это злодеи. Но они разнообразны так же, как и жизнь, из которой он берет их. Сам автор говорит о своей искренности в изображении персонажей: «Никто не верил в это повествование больше, чем я верил в него, когда писал». Его персонажи – это реалистически убедительные типы, многие из которых стали нарицательными (Урия Хип – символ ханжеского смирения, Домби – черствости и эгоизма). Новаторство Диккенса проявилось в том, что он впервые с большим уважением, любовью и глубиной изобразил простых людей в своих произведениях, он создал новый тип социального реалистического романа и, кроме того, был первым из европейских писателей 19 в., обратившимся к изображению детей и мира детства.

  1. диккенсДИККЕНС Dickens Чарлз . Лендпорт близ Портсмута. Гейдсхилл английский писатель. Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Д. ...Большая советская энциклопедия
  2. диккенсимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. диккенсДИККЕНС Чарльз Charles Dickens английский писатель. Эпоха когда творил Д. ее обыкновенно называют викторианской по имени долго царствовавшей английской королевы часто х...Литературная энциклопедия
  4. диккенсЧарльз [Charles Dickens ] английский писатель. Эпоха когда творил Д. ее обыкновенно называют викторианской по имени долго царствовавшей английской королевы часто характер...Литературная энциклопедия II
  5. диккенсДИККЕНС Чарльз Charles Dickens английский писатель. Эпоха когда творил Д. ее обыкновенно называют викторианской по имени долго царствовавшей английской королевы часто х...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. диккенсЧарльз английский писательреалист переходного периода являвшийся для своих современников совестью Англии защитником неимущих и обездоленных. Трагизм конфликтов в ранних...Мировая художественная культура. Словарь
  7. диккенсНачальная форма Диккенс неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  8. диккенсДиккенс Dickens Диккенс Чарлз Dickens Charles strong Английский писательроманист. Афоризмы цитаты Есть ложь на которой люди как на светлых крыльях поднимаются к небу ес...Сводная энциклопедия афоризмов
  9. диккенсАнглийский писатель в...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  10. диккенсЧарльз Д. англ. писатель см. тж ПОДИККЕНСОВСКИ У Чарльза Диккенса спросите Что было в Лондоне тогда Контора Домби в старом Сити И Темзы желтая вода. ОМ Тот год! Как час...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  11. диккенсДИККЕНС Чарльз Д. англ. писатель см. тж ПОДИККЕНСОВСКИ У Чарльза Диккенса спросите Что было в Лондоне тогда Контора Домби в старом Сити И Темзы желтая вода. ОМ Тот год...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  12. диккенсДИККЕНС Dickens Чарлз английский писатель. Юмористические нравоописательные Очерки Боза посвящены обитателям различных слоев лондонского общества. В сентиментальном р...Современная энциклопедия
  13. диккенсДИККЕНС Dickens Чарлз английский писатель. Юмористические нравоописательные Очерки Боза посвящены обитателям различных слоев лондонского общества. В сентиментальном ром...Современный энциклопедический словарь
  14. диккенсRzeczownik Диккенс Dickens...Универсальный русско-польский словарь
  15. диккенсКиек Кен Кекс Кек Кик Кед Кикс Кси Иск Инк Ндс Индекс Нед Некк Сек Денис Син Дек Скин Скид Ден Скен Сени Дениск Диен Диккенс Дин Диск Днк Дск Икс Сеид Седи Никс Инд...Электронный словарь анаграмм русского языка
  16. диккенсДиккенс Чарльз Dickens знаменитый английский романист род. февраля г. в Портси предместье Портсмута. х лет от роду будущий писатель переселился с семьей в Чатам где пр...Энциклопедический словарь
  17. диккенсЧарльз Dickens знаменитый английский романист род. февраля г. в Портси предместье Портсмута. х лет от роду будущий писатель переселился с семьей в Чатам где провел сч...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона