Литература и язык. Современная энциклопедия

ГОНЧАРОВЫ

Иван Александрович (1812, Симбирск – 1891, Санкт-Петербург), русский прозаик, критик, цензор. Родился в семье купца. Первоначальное образование получил в домашних условиях. В 1831–34 гг. учился на словесном отделении Московского ун-та. На короткое время вернувшись в Симбирск в 1834 г., Гончаров в 1835 г. переезжает в Петербург, где устраивается на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Вскоре завязывает знакомство с семейством Майковых, куда устраивается учителем к двум сыновьям, Аполлону и Валерию, впоследствии известным литературным деятелям. В литературном салоне Майковых Гончаров впервые заявляет о себе как о писателе. Только в тридцать пять лет, с написанием «Обыкновенной истории» (опубл. в журнале «Современник», 1847), Гончаров достиг всеобщей известности. В. Г. Белинский познакомился с произведением еще в рукописи и дал ему восторженную оценку (прежде всего художественной стороне романа, притом, что был не совсем согласен с его главной идеей). В центре внимания автора «Обыкновенной истории» находится процесс социально-психологического превращения Александра Адуева из юного романтика в бюрократического дельца – типичная биография молодого человека, приезжающего из провинции в столицу. Основу системы персонажей романа составляет оппозиция Александра Адуева и его дядюшки, преуспевающего чиновника и богатого фабриканта, холодного и ироничного прагматика, отвергающего и осмеивающего наивные романтические представления племянника о жизни, о любви, о дружбе, но всегда приходящего к нему на помощь в трудные минуты, которые отрезвляют Александра и наделяют его горьким, но необходимым жизненным опытом. «Обыкновенная история», с одной стороны, продолжает и развивает традиции натуральной школы, с другой – перерастает ее и поднимается до серьезных философских обобщений о всеобщем человеческом жизненном пути. Из сопоставления двух противоположных человеческих типов – Адуева и его дядюшки – читатель должен прийти к выводу о необходимости гармоничного совмещения в душе человека поэтической сердечности и духовной трезвости, не переходящих в односторонние крайности. В 1852 г. Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Первая остановка была в Англии, затем – мыс Доброй Надежды, Сингапур, Гонконг, Шанхай и, наконец, Япония. Крымская война прервала плавание, и Гончаров сухопутным путем через Сибирь в 1855 г. вернулся в Петербург. В 1858 г. вышел двухтомник путевых очерков Гончарова «Фрегат „Паллада”». Замысел следующего романа – «Обломов» – писатель вынашивал долго, из-за размеренности его творческого процесса: «То, что не пережито, не выношено мной, то не доступно моему перу». Еще в 1847 г. в журнале «Современник» появилась глава «Сон Обломова». Через 10 лет, в 1857 г., на курорте Мариенбад он «как будто под диктовку», за месяц написал почти весь роман. Главный герой романа – Илья Обломов – предстает символическим обобщением как характерных черт рус. дворянства, так и рус. национального характера вообще. Патриархальный помещичий жизненный уклад обуславливает как положительные, так и отрицательные черты его личности. Спокойствие, независимость, патриархальная гармония с миром и природой, царящие в его родной Обломовке, помогают ему сохранить благородство, душевную чистоту, способность к сильному и искреннему чувству, трезвый и ясный ум, способность к философскому созерцанию и осмыслению мира. Но праздный образ жизни, привычка к покою порождают порок, сводящий на нет все его достоинства, – бесконечную инерцию духа, пассивность, полное отсутствие воли, неспособность к саморазвитию и ежедневному созидательному труду. Обломовка и ее духовное порождение – «обломовщина» символизируют в романе всю крестьянскую Россию с ее патриархальным укладом, все больше отстающую в своем развитии от Европы. Образ Обломова рисуется не сатирически, а скорее с мягким, грустным юмором, хотя его лень и инертность часто предстают гротескными, например, когда в первой части романа описывается день Обломова, в течение которого герой долго и мучительно не может собраться с силами, чтобы встать с дивана. Все силы и все положительные качества Обломова раскрываются во время его романа с Ольгой Ильинской, который, однако, завершается разрывом из-за неспособности Обломова в корне переменить свой образ жизни и сделать серьезные практические шаги. Обломову противопоставляется в романе Андрей Штольц, немец по отцовской линии, отличающийся удивительной деловой активностью и целеустремленностью. Труд для него – естественный образ жизни, а мировоззрение зиждется на вере в прогресс. За антитезой Штольца и Обломова просматривается противопоставление Запада и России. Штольц изображается Гончаровым как гармоничная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе немецкий прагматизм и рус. духовность. Он явно идеализируется автором, который видит за Штольцем и ему подобными будущее России, возможность ее прогрессивного развития, это сюжетно подчеркивается тем, что именно Штольцу Ольга Ильинская отдает свою руку. Когда роман был опубликован в 1859 г., он захватил все внимание общества. Критики и собратья по перу называли роман «знамением времени» (Н. А. Добролюбов), «капитальнейшей вещью, какой давно не было» (Л. Н. Толстой), в обиходе появилось новое слово: «обломовщина». И. С. Тургенев однажды заметил:«Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова». В 1867 г. Гончаров выходит в отставку. Вскоре, в 1869 г., он публикует последний роман «Обрыв» (1869, журнал «Вестник Европы»). В этот роман писатель «вложил чуть не полжизни», обдумывая его замысел около 20 лет. «Обрыв» – роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его собственным словам, показал «род артистической обломовщины», «русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку»: Райский «восприимчив, впечатлителен, с сильными задатками дарований, но он все-таки сын Обломова». Символично название романа, которое заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В отличие от «Обломова», «Обрыв» вызвал много негативных откликов в критике. Писателя обвиняли в создании карикатуры на молодое поколение, новых людей (образ Волохова), а Ф. М. Достоевский заявил, что образ Райского – это «клевета на русский характер». Тем не менее читателям роман понравился. Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного. С романом «Обрыв» связан очень важный эпизод в жизни Гончарова: он судится с И. С. Тургеневым, заподозрив последнего в плагиате. Историю своих взаимоотношений с Тургеневым Гончаров описал позже в статье «Необыкновенная история». Доводилось Гончарову выступать и в роли критика. Известнейшей из его критических работ стал разбор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова «Мильон терзаний» (1872). Написанная живым и ярким языком, полная верных наблюдений и характеристик, статья до сих пор является одним из лучших анализов пьесы. Творческую манеру Гончарова характеризует эпически замедленное, изобилующее бытовыми и психологическими подробностями повествование о частной жизни отдельных героев, взятой в ее повседневном течении. Писатель избегает прямой авторской оценки героев и стремится к документальной объективности: «…я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал ее и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления, обобщают мои образы». Внешнее следование повседневному течению жизни сочетается у Гончарова с масштабностью ее философского и художественного осмысления, что выражается, в частности, в исключительной четкости композиционного строения романов, в сюжетной основе которых всегда лежит сопоставление противоположных нравственно-психологических типов. Произведения Гончарова стали достоянием не только рус. культуры. Наравне с Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуаном и Тартюфом Обломов стал вечным образом мировой литературы.

  1. гончаровыГончаровы из целого ряда дворянских родов Гончаровых утвержденного в древнем дворянстве нет ни одного. Наиболее старый из них ведет начало от калужского купца Афанасия А...Биографический словарь
  2. гончаровырусские дворянские роды. Один из них происходит от калужского купца Афанасия Абрамовича Г. в г. который за заведение и размножение парусных и полотняных фабрик пожалова...Большая биографическая энциклопедия
  3. гончаровырусские заводчики в. Афанасий Абрамович Г. [р. по другим сведениям или умер ] посадский человек Калуги в за распространение фабрик получил чин коллежского асессора ...Большая Советская энциклопедия II
  4. гончаровыкорень ГОНЧАР суффикс ОВ окончание Ы Основа слова ГОНЧАРОВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ГОНЧАР ОВ Ы Слово Гончаровы содержит следующие морфем...Морфемный разбор слова по составу
  5. гончаровыРод Г. ведет свое начало от посадских людей г. Калуги. Основателем благосостояния Г. явился Афанасий Абрамович наследниками его маиората были сын Николай правнук Афанасий...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  6. гончаровырус. дворянский род здесь о Наталье Сергеевне Г. рус. художница Она из Гончаровых их Пастернака и Асеева общая знакомая! П...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  7. гончаровыГОНЧАРОВЫ рус. дворянский род здесь о Наталье Сергеевне Г. рус. художница Она из Гончаровых их Пастернака и Асеева общая знакомая! П I...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  8. гончаровырус. заводчики в. Самый выдающийся представитель рода Афанасий Абрамович р. по другим сведениям или ум. посадский человек г. Калуги предприниматель в за распрост...Советская историческая энциклопедия