Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

СЛУЖБА КАБАКУ

Праздник кабацких ярыжек”) — произведение демократической смеховой литературы XVII в., написанное в форме пародии на церковную службу. Композиционно С. К. состоит из частей, пародирующих церковные песнопения (в основном тексты Всенощного богослужения), паремии и житие. Изложение истории обобранного в кабаке пропойцы в виде церковной службы мученику нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и кабака. Д. С. Лихачев отметил специфику средневековой пародии в С.К., где осмеивается не объект, а сам текст пародийного произведения. С. К. сохранилась в трех списках, древнейший из которых датируется 1666 г. и содержит текст, наиболее близкий к первоначальному. Вероятно, С. К. была создана в Сольвычегодском крае, во владениях Строгановых, так как в тексте упоминаются географические названия "Вычеготского Усолия” — реки Вычегда, Лала и Виледь; примечательно также, что во владельческой записи на списке 1666 г. назван Прилуцкий монастырь, находящийся около Великого Устюга. В С.К. сильно влияние разговорного языка, устно-поэтической речи; его образная система отразила категории и символы народной культуры, искусство скоморохов. В то же время автор опирался и на традицию учительной проповеди, используя сюжеты молитвы и лексику обличительных слов против пьянства. До наших дней дошло несколько свидетельств о бытовании С.К. в XVIII в. в Москве и Нижнем Тагиле. В Сибири произведение было известно вплоть до начала XX в., о чем свидетельствует письмо М. Горького к В. Анучину от 4 октября 1912 г.: “Не поскупитесь на время и напишите подробнее, что это за “Служба кабаку” и “Праздник кабацких ярыжек”, которую поют Ваши сибирские семинаристы? Будущие попы и такое великое кощунство!! Показательная для Руси штука” (Труды Самаркандского Гос. пед. ин-та им. А. М. Горького.— Т. II. Вып. 3.— Письма М. Горького к В. И. Анучину.—Самарканд, 1941.—. С. 16). Изд. :Адрианова-Перетц В.П.1) Праздник кабацких ярыжек: Пародия-сатира второй половины XVII века // ТОДРЛ.- 1934 — Т. 1.— С 171—247; 2) Праздник кабацких ярыжек// Русская демократическая сатира XVII века.— Л., 1936.— С. 50—80; 3) Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века.— М., 1937—С 27—96; 4) Русская демократическая сатира XVII века / Подг. текстов, статья и комм В. П Адриановой-Перетц — М.; Л., 1954.— С. 46—64, 2-е изд., доп.— М„ 1977— С 37—50, Лихачев Д. С., Панченко А М., Поныр-ко Н. В. Смех в Древней Руси.—Л., 1984.— С. 224—237; Служба кабаку / Подг текста, перевод и комм. В. К. Былинина // Сатира XI—XVII вв.—М., 1987.—С. 172—215; Служба кабаку / Подг текста и комм. Н В. Понырко// ПЛДР: XVII век.— М., 1989.— Кн. 2.— С. 196— 210. Лит.: Лихачев Д. С. Древнерусский смех // Проблемы поэтики и истории литературы: Сб. ст в честь 75-летия М.М.Бахтина.—Саранск, 1973.— С. 73—90; Панченко А.М Литература “переходного” века // История русской литературы — Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века.—Л., 1980.—С 367—368, Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII—XVIII в.).—Свердловск, 1987—С 187—189; Ромодановская Е К. “Служба кабаку” перед церковным судом XVIII в.//Общественное сознание, книжность, литература эпохи феодализма.— Новосибирск, 1990— С. 189—195 А. Г Бобров