Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

ум. после 1164)—митрополит Киевский, автор Послания и других, не дошедших до нас сочинений; очевидно, по происхождению смолянин; был ставленником великого князя киевского Изяслава Мстиславича, по инициативе которого в 1147 г. К. С. без участия Константинопольского патриарха, одним собором русских епископов, был возведен в Киевские митрополиты (второй на Руси случай после митрополита Илариона). В то время русская церковь еще не достигла автокефальности и являлась митрополией Константинопольского патриархата; поэтому часть русских епископов протестовала против такого поставления К. С. как неканоничного. Это было время обострившихся княжеских усобиц; будучи креатурой Изяслава, К. С. делил с князем его политическую судьбу: когда в 1149 г. Изяслав был изгнан с Киевского стола Юрием Долгоруким и бежал в свой родовой удел Владимир Волынский, вместе с ним принужден был покинуть Киев и К. С.; после же того, как Изяслав вернул себе Киевское княжение, К. С. тоже вернулся в Киев. После смерти Изяслава Мстиславича, когда великим князем сделался его родной брат Ростислав Мстиславич Смоленский, К. С. оставался на митрополии; но в 1155 г. Киевский стол снова занял Юрий Долгорукий и К. С. снова пришлось бежать. Юрий Долгорукий с честью принял присланного из Царьграда митрополита-грека Константина, который проклял К. С. и даже запретил к служению тех попов и дьяконов, что были рукоположены им. Несмотря на это, К. С. еще дважды имел шанс вернуться на митрополию. После смерти Юрия Долгорукого, когда дети Изяслава Мстиславича позвали на Киевский стол своего дядю, Ростислава Мстиславича, они отстаивали перед Ростиславом кандидатуру К. С. Но Ростислав Мстиславич считал, что в Киеве должен оставаться митрополит Константин. Тем временем митрополит Константин умер, и по обоюдному решению князей решено было просить нового ставленника у Константинополя, который вскоре и прибыл на Русь. В 1163 г., после смерти митрополита-грека Феодора, уже сам великий князь Ростислав Мстиславич хотел сделать К. С. митрополитом, ради чего посылал посольство в Константинополь; но на пути в Византию русские послы встретили шедшего на Русь со свитой нового митрополита-грека и принуждены были вернуться назад. Князь Ростислав, задобренный многими дарами цареградцев, отказался от своего замысла; право поставлять на Русь митрополитов осталось за Константинопольским патриархом. С этого момента русские летописи перестают упоминать о К. С; дальнейшая судьба его неизвестна. От К. С. дошло обширное Послание к смоленскому священнику Фоме (“Послание, написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру, истолковано Афонасием мнихом”). Это сочинение убеждает нас в том, что летописные характеристики К. С. как человека ученого и философа (“бысть книжник и философ так, якоже в Русской земле не бяшеть”) были совершенно справедливы. Из содержания Послания можно понять, что пресвитер Фома укорил К. С. в том, что он тщеславится своей ученостью, и, возможно, даже в излишней учености. В ответ К. С. обрушил на своего адресата целый поток аллегорических толкований текста Священного писания, доказывая необходимость их постижения для духовного воспитания христианина. Со времен возникновения в Византии на заре христианства Александрийской школы богословия христианская культура продолжала разрабатывать аллегорический метод понимания библейской священной истории, заключающийся в том, что свершившееся во времени событие понималось как иносказание о смысле, пребывающем вне времени. По Посланию К. С. видно, что его автор прошел хорошую школу византийской образованности и вполне владел аллегорическим методом толкования Священного писания. Об адресате К. С., смоленском пресвитере Фоме, известно только то, что дает контекст Послания. Он был смолянином и приближенным смоленского князя, каковым, судя по времени написания письма, должен был быть не кто иной, как князь Ростислав Мстиславич Смоленский, будущий великий князь Киевский. Очевидно, знакомство К. С. с князем Ростиславом было долгим и давним, ибо К. С. называет смоленского князя своим “напрьсным” (т. е. присным) господином. Примечательно, что К. С. ссылается на какое-то свое “писание” к этому князю, которое стало известно пресвитеру Фоме. Возможно, К. С. каким-то образом задел в этом “писании” Фому; возможно, это был давний его оппонент. Дошедший до нас фрагмент переписки между князем, К. С. и пресвитером Фомой дает нам представление о существовании на Руси открытой литературно-богословской полемики между княжескими дворами, в которой участвовали целые общественные круги во главе с князьями: недаром К. С. читал полученное им от Фомы послание “пред многими послухи и пред князем Изяславом”; возможно, и Фома таким же образом был ознакомлен с “писанием” К. С. к его князю. Послание дошло до нас не в первоначальном виде, а, как видно из заглавия, с наслоением толкований некоего монаха Афанасия, о котором ничего не известно. Однако текстологический и источниковедческий анализ позволяет предполагать, что этот последователь К. С. был, всего скорее, его младшим современником, толковавшим послание лет 20 спустя после его создания; во всяком случае он жил не позже XIII в. Изд.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века.—СПб., 1892; Л о паре в X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме — неизданный памятник литературы XII века.—СПб., 1892 (ПДПИ, № 90); Послание Климента Смолятича / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР; XII век.— М„ 1980.— С. 282—289, 658—660; Послание митрополита Климента Смолятича пресвитеру Фоме // Эпистолярное наследие Древней Руси.—С. 94—148. Лит.: Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х— XII вв.—СПб., 1913.—С. 375—390; Г р а н с т р е м Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли “философом” // ТОДРЛ.— 1970.— Т. 25.—С. 20—28; Творогов О. В. Климент Смолятич // Словарь книжников.—Вып. 1.— С. 227—228. Н. В. Понырко

  1. климент смолятичКлимент Смолятич русский церковный писатель начало XII века после г. Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной каноническ...Биографический словарь
  2. климент (смолятич)изв. дух. писатель митроп. киевск. апр. .Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  3. климент смолятичЗарубский схимник а затем митрополит киевский и всея Руси первый митрополит из русских. В сан митрополита он был возведен в году июля по воле великого князя Изяслава Мс...Большая биографическая энциклопедия
  4. климент смолятичКлим Смолятич год рождения неизвестен умер после древнерусский церковный писатель монах Зарубского монастыря около Киева. В киевский князь Изяслав Мстиславич поставил ...Большая Советская энциклопедия II
  5. климент смолятичпосле киевский митрополит в древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся занезависимость русской церкви от Византии....Большой энциклопедический словарь II
  6. климент смолятичКЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ после киевский митрополит в древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от Византии....Большой Энциклопедический словарь V
  7. климент смолятичКЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ после писатель и проповедник митрополит киевский . До нас дошли Послание написано Климентом митрополитом рускым Фоме прозвитеру состоит из предисловия...Литературный энциклопедический словарь
  8. климент смолятичКЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ я пол. в. древнерусский мыслитель церковный деятель. Монах Зарубского монастыря около Киева. Известен своей эрудицией и литературным талантом. Образова...Новейший философский словарь
  9. климент смолятичпосле митр. По происхождению рус. скорее всего родом из Смоленска. Постригся в схиму. В по предложению вел. кн. Киевского Изяслава Мстиславича был избр. на митрополию ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  10. климент смолятичкон. XI нач. XII в. не ранее религиозный писатель и мыслитель. Судя по прозвищу К. С. Мог быть уроженцем Смоленской земли. Ко времени назначения его митрополитом Киевски...Русская философия
  11. климент смолятичск. после митрополит Киевский и всея Руси писатель мыслитель. В Ипатьевской летописи говорится о Клименте Смолятиче что он книжник и философ подобного которому не бы...Русская энциклопедия
  12. климент смолятичск. после митрополит Киевский и всея Руси писатель мыслитель. В Ипатьевской летописи говорится о Клименте Смолятиче что он книжник и философ подобного которому не быва...Святая Русь - энциклопедический словарь
  13. климент смолятичКлимент Смолятичstrong ум. после г. церковный деятель автор Послания и других не дошедших до нас сочинений. Судя по прозвищу Смолятич К. был родом из Смоленской земли. ...Словарь книжников и книжности Древней Руси
  14. климент смолятичкон. ХIок. религиозный писатель и мыслитель монахсхимник затем митрополит Киевский. Рассматривал три стержневые темы отношение к античному наследию и ветхозаветной тради...Словарь-справочник по философии
  15. климент смолятичКлим Смолятич ум. после монах Зарубского монастыря древнерус. церк. писатель очевидно смолянин. В киев. кн. Изяслав Мстиславич поставил К. С. киевским митрополитом без...Советская историческая энциклопедия
  16. климент смолятичКЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ после киевский митрополит в древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от Византии....Современный энциклопедический словарь
  17. климент смолятичКЛИМЕНТ СМОЛЯemТИЧ КЛИМЕuНТ СМОЛЯр. н. м. см. невд. псля письменник церк.осв. дяч Кив. Рус. Ймоврно родом з Смол. земл. З кив. митрополит поставлений князем зяславо...Українська літературна енциклопедія
  18. климент смолятичКЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ кон. нач. в.не ранее митрополит Киевский религиозный писатель и мыслитель. Сведения о его биографии скупы и отрывочны. Уроженец Смоле...Философская энциклопедия
  19. климент смолятичКлимент Смолятич т. е. родом из Смоленска митрополит киевский один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о нем сохранившиеся в...Энциклопедический словарь
  20. климент смолятичт. е. родом из Смоленска митрополит киевский один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о нем сохранившиеся в летописи и извле...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. климент смолятичпосле митрополит Киевский в признан не во всех епархиях в был изгнан из Киева. Широко образованный мыслитель выступал за независимость Русской православной церкви от В...Энциклопедия История отечества
  22. климент смолятичпосле митрополит Киевский в признан не во всех епархиях в был изгнан из Киева. Широко образованный мыслитель выступал за независимость Русской православной церкви от В...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия