Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

КИПРИАН

ок. 1330—16.IX.1406) — митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Южный славянин, болгарин или серб, свой путь он начал в Болгарии, в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, где сблизился с Евфимием Тырновским; ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон, там познакомился с Филофеем Коккином — константинопольским патриархом (1353— 1354, 1364—1376). Став впоследствии келейником патриарха, около 1373 г. был им послан в Литву и на Русь для примирения литовского и тверского князей с митрополитом всея Руси Алексеем. 9 марта 1374 г. он присутствовал в Твери на посвящении тверского епископа Евфимия, затем с митрополитом отправился в Переславль-Залесский, город великого князя Московского. Из Великой Руси вернулся в Литву. В 1375 г., когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья отправили К. с грамотой в Константинополь, прося патриарха посвятить К. в митрополита Литовского. Патриарх Филофей рукоположил его 2 декабря 1375 г. в митрополита “Киевского, Русского и Литовского”, дал ему право объединить после смерти митрополита Алексея обе части митрополии, став митрополитом “Киевским и всея Руси”. 6 июня 1376 г. К. прибыл в Киев и оттуда через послов тщетно пытался добиться признания этого своего права от московского князя, Новгорода и Пскова. Летом 1378 г. (митрополит Алексей умер 12 февраля 1378 г.), списавшись с игуменами СЕРГИЕМ РАДОНЕЖСКИМ и Феодором Симоновским, К. сделал попытки вступить в свои права наследования вопреки воле князя, но был схвачен около Москвы, провел ночь в заточении, а затем был выдворен за пределы Великой Руси. Сохранились три его послания к игуменам Сергию и Феодору, из которых и известно об этом событии. Второе из них, написанное сразу после изгнания, представляет собой публицистическое произведение, рассчитанное на то, чтобы читатели — под угрозой церковного отлучения — сохраняли его и распространяли. В нем К. обосновывает свои права и предает проклятию князя Дмитрия ивановича, которого тем не менее продолжает рассматривать как князя всероссийского. Зимой 1378/79 г. К. отправился в Константинополь и пробыл там до июня 1380 г., когда собор патриарха Нила поставил в митрополиты “Киевские и Великой Руси” Пимена, а за К. оставил звание митрополита “Малой Руси и Литвы”, но в случае его смерти дал Пимену право распространить свою власть на Малую Русь и Литву и стать таким образом митрополитом “Киевским и всея Руси”. Князь Дмитрий Донской, изменив после гибели Мамая свое отношение к К., весной 1381 г. вызвал его из Киева в Москву. Возможно, к этому времени (если не к 90-м гг.) относится отрывок “От иного послания о повинных”, атрибутируемый теперь К. В том же 1381 г. К. создал Службу митрополиту Петру, написав при этом, как ее составную часть, свою редакцию Жития митрополита Петра. В уста Петра К. вложил здесь пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки ею православия. В качестве рассказа о чуде, совершенном Петром, К. присовокупил к Житию автобиографическое повествование о своих злоключениях в Константинополе и о том, как — с чудесной помощью Петра — он был принят в Москве и смог там занять некогда принадлежавший Петру престол митрополитов всея Руси. К первому периоду пребывания К. митрополитом в Москве должны относиться и его “Ответы” игумену Афанасию, касающиеся монастырской жизни. Во время нашествия на Москву Тохтамыша (26 августа 1382 г.) только что вернувшийся из Новгорода митрополит и великая княгиня с трудом успели выбраться из города, будучи при этом ограблены горожанами. К. отправился в Тверь, оттуда съездил в Новгород. В начале октября князь Дмитрий Иванович вызвал его из Твери в Москву и той же осенью изгнал, а сосланного по возвращении на Русь Пимена перевел из Чухломы, места его ссылки, сначала в Тверь, а затем на место К. в Москву. Около 1385—1386 гг. К. послал на Русь письмо, адресованное, по всей вероятности, Феодору Симоновскому. В нем он ставит адресата в известность, что отправляется в Царьград, и выражает уверенность в скорой победе над “лживым человеком и льстивым”. 27 апреля 1837 г. в константинопольском Студийском монастыре К.закончил переписывать “Лествицу” Иоанна Синайского. А 29 мая того же года был послан императором Иоанном V Палеологом в Малую Русь с обязательством возвратиться в течение года. В феврале 1389 г. патриарх Антоний низложил великорусского митрополита Пимена и восстановил К. в звании митрополита Киевского и всея Руси. 1 октября 1389 г. К. покинул Константинополь и, переплыв Черное море (попав при этом в бурю), через Белград (Аккерман) и Киев 6 марта 1390 г. возвратился в Москву. Вероятно, к следующему за этой датой периоду (если не к 1381 г.) относится упомянутое выше послание К. великому князю, сохранившееся под заглавием “От иного послания о повинных”: при такой датировке послания слова о “совращении” “от злобы на добро” отца адресата возможно отнести к великому князю Дмитрию Ивановичу и связать их с содержащимся в “СЛОВЕ О ЖИТЬИ И О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА, ЦАРЯ РУСЬСКАГО” намеком на какое-то совершенное тем зло. Со “Словом” послание роднит также неоднократное, почти назойливое величание здесь адресата царем, а его владений царством. В дальшейшем К. занимался разграничением церковных и светских прав и владений, старался добиться восстановления утраченного в 1385 г. при Пимене митрополичьего права на апелляционный суд в Новгороде. Судя по грамотам К. в Псков, он добился включения в церковные “многолетия” на Руси имен византийских императоров (преодолеть сопротивление этому великого князя ему помог своей грамотой патриарх Антоний), а в Синодник — такие же, какие провозглашались в Константинополе, поминания защитников православия и анафематствования еретиков. 26 августа 1395 г., во время приближения к Москве Тимура (Темир-Аксака), по инициативе К. из Владимира в Москву была перенесена икона Богоматери Владимирской, а затем, после ухода Тимура, на месте ее встречи основаны церковь и монастырь Сретения. В 1398 г. по совету К. русские князья послали в Византию 20 тысяч рублей, в ответ на что получили икону “Спас в белоризицех”, которую поставили в церкви Благовещения. Большое внимание К. уделял подвластным Литве и Польше западным землям своей митрополии, стараясь связать их духовно с восточными, подолгу жил в Киеве (1396—1397, 1404— 1406 гг.), неоднократно встречался с литовским князем и польским королем, вел с королем Ягайло переговоры об унии православной и римско-католической церквей и писал об этом патриарху Антонию (1396 г.), предлагая созвать общецерковный собор на Руси. Примерно в конце 90-х гг. распространил свою власть на Молдовлахию и Галицию. По-видимому, в последний годы своей жизни К. сделал незначительные дополнения к своему Житию митрополита Петра. Несомненно влияние К. на оживившиеся при нем местные и общерусское летописания. С его именем связывают, в частности, завершенную уже после его смерти (статьей 1408 г.) Троицкую летопись. К. атрибутируется ряд литургико-поэтических произведений и переводов таких произведений с греческого языка на славянский. При К. в русскую практику входит Учительное Евангелие, Иерусалимский богослужебный устав и литургия в редакции патриарха Филофея. За четыре дня до смерти К. продиктовал Духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении. При К. стала быстро увеличиваться в своем составе за счет переводов с греческого (часто южнославянских) русская книжность; активизировалась монастырская колонизация русского Севера, церковное строительство и украшение церквей на Руси. На его время Приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути АНДРЕЯ РУБЛЕВА. При К. же была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления с “мартовского” года на “сентябрьский”. Изд.: Прохоров Г. М.; 1) Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.— Л., 1978; 2) Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ.— 1983.-Т. 37.— С. 186—304. Лит.: Глубоковский Н. Н. Св. Киприан. митрополит всея Руси (1374—1406), как писатель // Чтения в обществе любителей духовного просвещения.— 1892.—Февраль.—С. 358— 424: Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: К истории русско-болгарских литературных связей XIV—XV вв.//ТОДРЛ.— 1963.—Т 19.—С. 215—254: Прохоров Г. М.; 1) Древнейшая рукопись с произведениями митрополита Киприана // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1978 г.—Л., 1979.—С. 17—30; 2) Киприан//Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 1.— С. 464—473. Г. М. Прохоров

  1. киприанлатинский эпический поэт. Родился вероятно в Галлии. Воссоздал большей частью в гекзаметрах первые книг Ветхого Завета Пятикнижие Моисея Книгу Иова Книгу Судей. Поэтому ...Античные писатели. Словарь
  2. киприансв. митрополит всея Руси уроженец Литвы с. .Венгеров Киприанепископ Пермский и Вологодский участн. Стоглав. собора после .Венгеров Киприанс. крестьян. после инок Вал...Большая биографическая энциклопедия
  3. киприаноколо . митрополит всея Руси с . По национальности болгарин. В константинопольский патриарх назначил К. митрополитом киевским и литовским. В результате борьбы и интриг...Большая Советская энциклопедия II
  4. киприанимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. киприанУстюжский ум. архимандрит основатель и первыйнастоятель МихайлоАрхангельского монастыря близ Устюга друг святогоблаженного Прокопия Устюжского. Память в Православной ц...Большой энциклопедический словарь II
  6. киприанКиприан около митрополит Московский и Всея Руси в и с . Выходец из Болгарии. Активный сторонник великого князя Василия I. Способствовал приобщению Древней Руси к куль...Большой Энциклопедический словарь V
  7. киприанРасций Цецилий после в Карфагене . при имп. Валериане обезглавлен происходил из богатой языч. семьи внач. был ритором в принял крещение и в стал епископом Карфагена ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. киприанРасций Цецилий после в Карфагене . при имп. Валериане обезглавлен происходил из богатой языч. семьи внач. был ритором в принял крещение и в стал епископом Карфагена ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. киприанКИПРИАН ок. болгарский и русский церковный деятель писатель. В и митрополит московский. Инициатор создания первого общерус. летописного свода сохранившегося в Троиц...Литературный энциклопедический словарь
  10. киприанНачальная форма Киприан слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. киприанКиприанstrong а м. разг. Куприян а. Отч. Киприанович Киприановна разг. Киприаныч. Производные Куприянка Куприяша Купря. [От греч. Kypros ов Кипр.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  12. киприанум. священномученик память октября епископ Никомидийский. В молодости был могущественным волшебником чародеем и очень богатым человеком. Обретя великую силу призывания н...Православный энциклопедический словарь
  13. киприанCyprinus Thascius Caecilius из Африки сначала языческий ритор а в г. от Р. X. епископ карфагенский умер мучеником при императоре Валериане в или г. Он воспитал себя на...Реальный словарь классических древностей
  14. киприанок. митр. Киевский и всея Руси писатель переводчик. По нац. болгарин или серб. Постригся в Келифаревском мон. В е гг. в. сблизился с Константинопольским патр. Филофеем...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  15. киприанКИПРИАН ок. митрополит Московский и Всея Руси в и с . Выходец из Болгарии. Активный сторонник великого князя Василия I. Способствовал приобщению Древней Руси к культуре...Русская энциклопедия
  16. киприанКиприан Киприанович Киприановнаem Синонимы имя...Русский орфографический словарь
  17. киприанРасций Цецилий род. после в Карфагене . . при императоре Валериане был обезглавлен. К. происходил из богатой языч. семьи вначале был ритором в принял крещение и в сга...Словарь античности
  18. киприанМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  19. киприанпервый Архиепископ Сибирский и Тобольский посвященый в сей Сан из Архимандритов Новгородского Хутыня Монастыря года Сентября . В году Декабря переведен он был на Крути...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)
  20. киприанКиприан а муж.em разг.em Куприян а.Отч.strong Киприанович Киприановна разг.em Киприаныч. Производныеstrong Куприянка Куприяша Купря. Происхождениеstrong От греч.em Kypros...Словарь личных имен
  21. киприанкиприан сущ. колво синонимов имя Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы имя...Словарь синонимов II
  22. киприанум. митрополит всея Руси. По национальности болгарин из Тырнова. Был митрополитом киевским и литовским. В стал московским митрополитом но вскоре после бегства К. из М...Советская историческая энциклопедия
  23. киприанКИПРИАН Устюжский ум . архимандрит основатель и первый настоятель МихайлоАрхангельского монастыря близ Устюга друг святого блаженного Прокопия Устюжского. Память в Прав...Современный энциклопедический словарь
  24. киприанКИПРИАН Коринфский ум . между христианский мученик пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция ученик Кодрата. Память в Православной церкви марта....Современный энциклопедический словарь
  25. киприанКИПРИАН ок . русский митрополит в и с активный сторонник князя Василия I. Послания Сергию Радонежскому Житие митрополита Петра. Инициатор составления Троицкой летописи...Современный энциклопедический словарь
  26. киприанКИПРИАН Сyprianus Фасций Цецилий ум . христианский писатель и богослов епископ Карфагенский мученик отец Церкви. Казнен в гонение Валериана. В полемике с карфагенскими и...Современный энциклопедический словарь
  27. киприанRzeczownik Киприан Kiprian Cyprian...Универсальный русско-польский словарь
  28. киприанПарк Парик Пари Панк Панир Пани Пан Паки Пак Ника Нии Нарк Накр Крип Крин Крап Кран Кнр Кирин Кира Киприан Кипр Кипа Кина Карп Кап Кан Каир Парник Каин Пиан Ирка Иринка И...Электронный словарь анаграмм русского языка
  29. киприанI. Киприан Cyprianus начало V в. н.э. латинский эпический поэт. Родился вероятно в Галлии. Воссоздал большей частью в гекзаметрах первые книг Ветхого Завета Пятикнижие М...Энциклопедия античных писателей
  30. киприанок. митрополит Киевский и всея Руси в и с . Рукоположен в до смерти митрополита Алексия пребывал в Киеве с в Москве в изгнан и пребывал в Киеве. В Москве вторично с...Энциклопедия История отечества
  31. киприанок. митрополит Киевский и всея Руси в и с . Рукоположен в до смерти митрополита Алексия пребывал в Киеве с в Москве в изгнан и пребывал в Киеве. В Москве вторично ...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия