Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

КАРИОН ИСТОМИН

сер. XVII в.— 1717 или 1722)—Поэт, автор проповедей и педагогических сочинений. Родился в Курске, вероятно, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался невысоко: “Малочастне падающая крушицы учения приях”. В 1670-х гг. К. И. направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество. В 1676 г. К. И. впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. С 1679 г. К. И. стал служить на Московском Печатном дворе, сначала писцом, а с 1682 г.—справщиком. Довольно быстро К. И. вошел в круг лиц, близких к патриарху Иоакиму, последний обратил внимание на трудолюбивого монаха, и с 1679 г. К. И. стал исполнять при нем секретарские обязанности: вел переписку, составлял проповеди, писал грамоты. При содействии Сильвестра К. И. получил доступ и к царскому двору, в 1683 г. он поднес царевне Софье стихотворный панегирик “Книга желателно приветство мудрости”. С того времени в течение 20 лет К. И. выступал в роли придворного поэта и ритора, стараясь не обойти вниманием ни одного события в жизни каждого члена царской семьи, в частности, в 1682 г. он сочинил “Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы” Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1689 г.—“Книгу любве знак в честен брак” Петра Алексеевича с Евдокией Лопухиной и др. В Москве К. И. активно подвизался на педагогическом поприще. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Но в историю педагогики К. И. вошел как создатель учебно-педагогических сочинений. В 1692 г. он составил.свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.). В 1696 г. вышло незначительным тиражом новое, значительно расширенное издание Букваря, предназначенное для царевича Алексея Петровича, чьим учителем К. И. мечтал стать. К этим трудам примыкает книга “Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость” (1694), излагающая в стихах свод светских и церковных знаний (космография, церковные таинства и пр.). Одновременно с работой над Букварями К. И. изложил в стихах нормы детского поведения в сочинении, известном в науке под названием “Домострой” и восходящем к некоторым положениям о детском воспитании Эразма Роттердамского. К. И. всячески внедрял стихи в московский быт и оставил огромное число панегирических стихотворений и “стихов на случай”, которые он писал не только для двора, но и для московской знати; он сочинял подписи под иконы и эпитафии, пробовал себя в духовной лирике и в жанре победной оды, попытавшись воспеть крымский поход кн. В. В. Голицына. Ему принадлежит сборник проповедей “Веселеил, си есть Скиния Божия”, а составленная им “Служба и житие Иоанна Воина” была издана в 1695 г. К. И. подвизался также как историограф и переводчик, в частности, он переводил Блаженного Августина (“Боговидная любовь”, 1687) и римского сенатора Секста Юлия Фронтина (“О случаях военных”, 1692). Последнее десятилетие XVII в. было для К. И. временем наибольших успехов. Он был первым и по положению, и по таланту московским поэтом. При этом его политические симпатии зависели от того, кто брал верх в московских распрях, и когда в 1689 г. Сильвестр Медведев был арестован по делу о Федоре Шакловитом, то К. И. участвовал в составлении обвинения против него. По этим причинам события того бурного года почти не отразились на его карьере. При новом патриархе Адриане он завоевал себе его расположение, а в марте 1698 г. стал начальником Печатного двора. Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера К. И. окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял Федор Поликарпов. К. И. до самой смерти продолжал писать, но его литературная активность снизилась, к тому же его потеснили литераторы нового типа, более соответствовавшие духу петровских преобразований. Изд.: Карион Истомин // Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв.—Л., 1970.—С. 203—215, 381—382; Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII в.: Литературные панегирики.—М., 1983.—С. 49— 131, 189—214, 220—232, 242—243; Карион Истомин. Книга любви знак в честен брак.— М., 1989. Лит.: Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия.—СПб., 1902; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в.— Л., 1973; Сазонова Л. И.; 1) Карион Истомин// ТОДРЛ.— 1983.— Т. 39.—С. 45—53; 2) Поэзия русского барокко.—М., 1991. С. И. Николаев

  1. карион истоминКарион Истомин иеромонах московского Чудова монастыря справщик московской духовной типографии позже игумен. Жил в конце XVII и начале XVIII столетия. Ученик братьев Лиху...Биографический словарь
  2. карион (истомин)поэт дух. писат. и перев. иеромонах Чудовск. мон. в сент. .Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  3. карион истоминиеромонах Чудовского монастыря ум. в сентябре г. Он был в числе первых учеников шкоды Лихудов. В г. в сане иеродиакона назначен был справщиком печатного двора с окладом...Большая биографическая энциклопедия
  4. карион истоминиеромонах московского Чудова монастыря справщик московской духовной типографии позже игумен. Жил в конце XVII и начале XVIII столетия. Ученик братьев Лихудов родственник ...Большой российский биографический словарь
  5. карион истоминпросветитель педагог поэт переводчик. Автор ряда учебных книг со стихами и иллюстрациями к сведениям из различных наук. Учитель цесаревича Петра Алексеевича....Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  6. карион истоминКАРИОН ИСТОМИН после русский поэт педагог переводчик монах. С справщик редактор в нач. Печатного двора. Силлабич. стихи на случай панегирики эпитафии послания молитв...Литературный энциклопедический словарь
  7. карион истоминконец х гг. в. не ранее один из первых московских просветителей поэт и переводчик педагог. С конца х гг. монах Чудова монастыря. С писец затем чтец и справщик в нач...Педагогический терминологический словарь
  8. карион истоминне ранее монах писатель переводчик педагог. Постригся в монахи в Молченской Путивльской обители где в это время находился Сильвестр Медведев земляк и свойственник. С с...Святая Русь - энциклопедический словарь
  9. карион истоминИеромонах Московского Чудова Монастыря и Московской Духовной Типографии Справщик обучался в Московской Академии у Греков Лихудов. Он составил в г. Букварь в лицах предст...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)
  10. карион (истомин)Карион Истомин иеромонах московского Чудова монастыря справщик московской духовной типографии позже игумен живший в конце XVIII и начале XVIII ст. Ученик братьев Лихудов...Энциклопедический словарь
  11. карион (истомин)иеромонах московского Чудова монастыря справщик московской духовной типографии позже игумен живший в конце XVIII и начале XVIII ст. Ученик братьев Лихудов последователь А...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. карион (истомин)иеромонах московского Чудова монастыря справщик московской духовной типографии позже игумен живший в конце XVIII и начале XVIII ст. Ученик братьев Лихудов последователь А...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. карион истомине гг. или просветитель поэт переводчик. Иеродиакон затем иеромонах Чудова монастыря в Москве. Справщик смотритель Печатного двора. Продолжатель традиций Симеона Полоц...Энциклопедия История отечества
  14. карион истомине гг. или просветитель поэт переводчик. Иеродиакон затем иеромонах Чудова монастыря в Москве. Справщик смотритель Печатного двора. Продолжатель традиций Симеона Поло...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия