Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь

ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ

Косой; в миру князь Василий Иванович Патрикеев) [ок. 1470—после 1531]—выдающийся русский публицист XVI в. Дед и отец В. П. были близки к великим московским князьям Василию II Васильевичу и Ивану III Васильевичу, занимали высшие государственные должности. Сам В. П. принимал участие в войне с Литвой, а затем вместе со своим отцом в мирных переговорах был воеводой во время русско-шведской войны 1495—1497 гг., совместно с отцом участвовал в высшем государственном суде. В период ссоры Ивана III с сыном Василием Патрикеевы приняли сторону внука Ивана—Дмитрия Ивановича, провозглашенного наследником престола. После отстранения Дмитрия от власти Патрикеевых постигла опала, и в 1499 г. В. П. был пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Вассиана. Познакомившись здесь с идеологом противников монастырского землевладения Нилом Сорским, он подпадает под его влияние, создает свои публицистические произведения “Собрание некоего старца” и “Ответ кирилловских старцев”. В “Собрании”, полемизируя с “Докладом собора 1503 г.” в защиту монастырского вотчиновладения, В. П. призывал иноков “сел не держати, ни владети ими, но жити в тишине и в безмолвии, питаясь своими руками”; свою точку зрения он обосно вывал ссылками на Евангелие и образ жизни первых создателей монастырей. Около 1509 г. В. П. был возвращен из ссылки и стал доверенным лицом великого князя Василия III. В 20-х гг. XVI в. великий князь меняет свою ориентацию и вступает в союз со сторонниками Иосифа Волоцкого, создавшими теорию теократического абсолютизма. Ставший в 1522 г. митрополитом Даниил, ученик и последователь Иосифа Волоцкого, доби вается в 1531 г. предания В.П. соборному суду, на котором тот был осужден по обвинению в создании новой неканонической Кормчей книги (свода церковно-юридических установлении) и ереси (В. П. будто бы отрицал учение о двойной — божественной и человеческой — природе Христа и считал, что ему свойственна только одна, божественная сущность). По приговору суда В. П. был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где, по словам А. М. Курбского, “презлые иосифляне” “по мале времени его уморили”. Помимо упомянутых произведений, В. П. принадлежат относящиеся ко времени наибольшего приближения его к великому князю “Слово ответно”, “Слово о еретиках” и “Прение с Иосифом Волоцким” (между 1511 и 1515 гг.). В “Слове ответном” соединялись обе темы, волновавшие В. П.: об осуждении церковного и монастырского вотчиновладения и. о необходимости относительно мягкого отношения к еретикам. Страстно обличая иноков за отступление от евангельских заповедей любви, нестяжания и милосердия, В. П. рисует в “Слове ответном” яркие картины жестокой эксплуатации монастырских крестьян. “Прение с Иосифом Волоцким” написано в форме прямого диалога лидеров двух противоположных течений церковной мысли, в нем подводятся итоги их многолетней поле мики. В.П. указывает, что он учил великого князя села отъимати у церквей и монастырей”, формулируя, таким образом, идею секуляризации церковных земель. В “Слове о еретиках” В. П. всесторонне рассматривает вопрос об их судьбе. Основными чертами литературной манеры В. П. являлись острота, страстность обличения и резкость, едкость, полемики. Первого он достигал путем противопоставления реальной действи тельности (например, монашеского быта) идеалам христианского учения, второго — посредством широкого применения иронии. В истории русской публицисти ки XVI в. В.П. занимает почетное место как наиболее последовательный идеолог нестяжательства — учения ... о недопустимости монастырей владеть селами, которое отвечало не только интересам централизованного государства, и светской части класса феодалов, заинтересованных в секуляризации церковных и монастырских земель, но и крестьянства, подвергавшегося нещадной эксплуатации в монастырских вотчинах. Нестяжательские идеи В. П. поддерживал впоследствии Максим Грек. Изд.: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения.— Л., 1960; Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков / Подг. текста и коми. Н. А. Казаковой; Перевод А. А. Алексеева // ПЛДР: Конец XV— первая половина XVI века.— М., 1984.—С. 358—363,711—713. Лит.: Л у р ь е Я С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV— начала XVI в-М„ Л„ 1960—С 426—449, К а з а к о ва Н А; 1) Очерки по истории русской общественной мысли Первая треть XVI в — Л., 1970— С 155—243; 2) Вассиан Патрикеев // Словарь книжников—Выл 2,4.1.—С 120—123.

  1. вассиан патрикеевВассиан Патрикеевstrong Косойstrong в миру князь Василий Иванович Патрикеев ок. г. после г. выдающийся русский публицист XVI в. Дед и отец В. П. были близки к великим...Словарь книжников и книжности Древней Руси
  2. вассиан патрикеевКосой до принятия монашества кн. Василий Иванович Патрикеев ум. до рус. церк. и политич. деятель публицист. В после разгрома княж.боярской группировки выступавшей про...Советская историческая энциклопедия