Лингвистический энциклопедический словарь

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА

— одна из школ социологического направления в языкознании, непосредственно опирающаяся на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра и развивающая научные традиции Женевского университета (самоназвание существует с 1908). Первое поколение ученых Ж. ш. представляют ученики Соссюра Ш. Балли и А. Сеше, С. О. Кар-цевский, второе — А. Фрей, Р. Гёдель и др. В центре интересов Ж. ш.— проблемы общего яз-знания, решаемые на материале разных языков, преим. французского, соотношение индивидуального и социального в явлениях языка и речи, связь языка и мышления, проблемы семиологии, семантики и синтаксиса. Работа Соссюра «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» (1879) принесла автору всемирную славу крупнейшего специалиста по этим языкам, т. к. в ней был введен в науку новый принцип реконструкции фонологич. системы праязыка по данным морфологии. В работах по литое, акцентологии (1894—96) Соссюр определил (одновременно с Ф. Ф. Фортунатовым, но независимо от него) характер ударения и интонации слова в балт. языках в соотношении с аналогия- ЖЕНЕВСКАЯ 151 ными явлениями в слав, языках (Фортунатова — Сосаора закон). В 1916 был издан «Курс общей лингвистики», составленный Баллн н Сеше по записям студентов, трижды слушавших курс. В нем сформулированы взгляды на язык, оказавшие огромное влияние на яэ-зна-ние 20 в., в частности на развитие структурной лингвистики, т. к. впервые в яз-знании рассмотрение языка как системы (структуры) было положено в основу теории (см. Система языковая). В разнородных проявлениях речевой деятельности Соссюр выделил: язык — систему знаков, социальное и психич. явление, пассивно усваиваемое (принимаемое) говорящими,— изучается лингвистикой языка; речь — индивидуальное и психофизиологич. явление, активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего — изучается лингвистикой речи. Лингвистику Соссюр определил как часть новой науки, изучающей жизнь знаков внутри общества, к-рую он назвал семиологией (см. Семиотика), но включил в социальную психологию. Лингвистич. знак (слово, его значимая часть ) — двусторонняя сущность, единство означаемого (понятие) и означающего (акустнч. образ), связанных по принципу произвольности (отсутствия мотивированности). Вторая особенность лингвистич. знака — линейность означающего — последоват. развертывание языковых единиц (слов, аффиксов) в акте речи и строгие законы их расположения (соположения) относительно друг друга. Соссюр сформулировал понятие ценности (значимости) лингвистич. знаков, т. е. совокупности их реляционных свойств, существующих наряду с абсолютными свойствами (значение, звуковые черты и т. д.). Реляционные свойства устанавливаются по ассоциативным (общность корней, аффиксов, фонем) и синтагматическим (смежность использования) отношениям знаков как членов системы к др. членам и служат основой отождествления языковых единиц. Язык — предмет изучения синхронической (статической) лингвистики (см. Синхрония), а речь — диахронической (эволюционной') лингвистики (см. Диахрония). Язык как предмет внутр. лингвистики рассматривается 2; е г о же. Общеязы-коведч. проблематика в концепции лингвистов Женев. школы, «Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза», 1975, в. 93; Соссюр Ф. д е, Труды по яэ-энанию, пер. с франц., М.. 1977; Sechehaye A., L'ecole genevoise de linguistique generate, IF, 1927, t. 44; F r.e i H.. La linguistique saussurienne a Geneve depuis 1939, «Acta linguistica», 1945/49, v. 5; G о d e 1 R., L'ecole saussurienne de Geneve, в сб.: Trends in European and American linguistics. 1930— 1960, Utrecht — Antw.. .1963; A Geneva school reader in linguistics, Bloomington — L., 1969; Koerner E. F. K., Bibliographia SausAreana. 1870—1970, Metuchen (N, J.), 1972; Engler R., European structuralism: Saussure, CTL, 1975, v. 13; A m а с к е г R., Linguistique «aussurienne, Gen., 1975. H. А. Слюсарева.

  1. женевская школаЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА в лингвистике направление структурного языкознания непосредственно опирающееся на идеи Курса общей лингвистики Ф. де Соссюра. iВедущими представителями Ж....Большая советская энциклопедия
  2. женевская школав лингвистике направление структурного языкознания непосредственно опирающееся на идеи Курса общей лингвистики Ф. де Соссюра. Ведущими представителями Ж. ш. с в первом е...Большая Советская энциклопедия II
  3. женевская школаПсихологическая школа основанная Жаном Пиаже. Более подробно см. генетическая эпистемология и Пиаже....Оксфордский толковый словарь по психологии
  4. женевская школаПсихологическая школа основанная Жаном Пиаже. Более подробно см. генетическая эпистемология и Пиаже....Оксфордский толковый словарь по психологии
  5. женевская школаоснованная Ж. Пиажеem Genevan school...Русско-английский психологический словарь