Лингвистический энциклопедический словарь

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

— особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8—9 лет) возраста. Первые систематич. описания Д. р. (дневниковые записи развития речи детей) появились в сер. 19 в. С 20—30-х гг. 20 в. начинается интенсивное изучение развития речи в сов. детской психологии, гл. обр. в целях обучения родному языку и развития речи в случае патологии. Собственно лингвистич. изучение Д. р. началось в психолингвистике (психолингвистике развития), рассматривающей Д. р. как речевую деятельность, к-рой свойственно употребление специфич. средств для речевого общения. Особенности языковых средств Д. р.: детерминизм формы языковых знаков, большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразит, слов, употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диф-фуэность употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами мышления детей, а также иным, по сравнению со взрослыми, уровнем обобщения. Д. р. свойствен своеобразный синтаксис. На ранних этапах наиболее употребительны однословные предложения, к-рые вместе с жестом, мимикой и интонацией оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. Двусловиые предложения (следующая ступень развития синтаксиса) знаменуют появление выраженного словесно предиката, а также появление умений ребенка программировать высказывание. К 3—5 годам Д. р. практически не отличается от взрослой ни по грамма- ДЕТСКАЯ 131 гич. признакам, ни по лексич. наполнению, ни по структуре предложения. Однако полное и завершенное развитие речи наступает только при смене житейских понятий научным» — в процессе обучения языку. Психолингвистич. подход к изучению Д. р. позволил решить вопрос о гл. закономерностях развития речи: формировании грамматич. и семантнч. обобщений в процессе предметной деятельности и общения, а также формировании на этой основе языковой способности — иерар-хич. организованной системы элементов и правил их функционального использования. Компоненты языковой способности — фонетический, лексический, грамматический, семантический — соответствуют определ. уровням языка, но не тождественны им, представляя собой результат отражения и обобщения соотв. единиц языка и правил их функционирования. Формирование компонентов языковой способности осуществляется по универсальным признакам, независимым от специфики конкретного языка. # Гвоздев А. Н., Вопросы изучения лет, речи, М.. 1961; Леонтьев А. А., Исследования дет. речи, в сб.: Основы теории речевой деятельности. М.. 1974; Н е г н е-вицкая Е. И..Шахнарович А. М., Язык и дети. М., 1981; Выготский Л. С. Мышление и речь, Собр. соч.. т. 2, М., 1982; Психолингвистика, М.. 1984; М с N е i 1 1 D.. The acquisition of language. [N. Y.J, 1970; Slob in D., Ferguson Ch. [ed.J. Studies of child language development, N. Y., [1973]. A. M. Шахнарович.

  1. детская речьДЕТСКАЯ РЕЧЬ совокупность особенностей речи ребнка преим. преддошкольника и дошкольника обусловленных возрастом и уровнем интеллектуального развития и не связанных непоср...Большая советская энциклопедия
  2. детская речьсовокупность особенностей речи ребнка преимущественно преддошкольника и дошкольника обусловленных возрастом и уровнем интеллектуального развития и не связанных непосредст...Большая Советская энциклопедия II
  3. детская речьречевая деятельность детей изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются . детерминизм формы языковых знаков то есть их обусловленн...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. детская речьВид речевой деятельности характерный для этапа развития детей до лет имеющий ряд особенностей большое количество звукоподражаний образование нерегулярных форм по регул...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  5. детская речьinfantile speech...Русско-английский психологический словарь
  6. детская речьВид речевой деятельности характерный для этапа развития детей до лет имеющий ряд особенностей strong большое количество звукоподражаний strong образование нерегулярных ф...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  7. детская речьВид речевой деятельности характеризующий этап развития детей до лет. Имеет ряд особенностей определяемых свойствами мышления детей большее число звукоподражаний образова...Словарь социолингвистических терминов
  8. детская речьВид речевой деятельности характерный для этапа развития детей до лет имеющий ряд особенностей большое количество звукоподражаний образование нерегулярных форм по регул...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник