Лермонтовская энциклопедия

СОЛОГУБ ФЕДОР КУЗЬМИЧ

СОЛОЃ́УБ, (псевд.; наст. фам.Тетерников) Федор Кузьмич (1863—1927), рус. писатель. Осн. коллизия развивавшегося в русле символизма творчества С. — противопоставление иррационального мира «творимой легенды», созданной силой «лирического устремления» писателя, миру житейской пошлости, обывательскому сознанию; «заоблачной отчизны» — «отчизне тупого бессилия». Это находит выражение, с одной стороны, в широкой разработке восходящей к Л. и трансформированной С. «звездной» темы (ср., в частности, монолог Демона «На воздушном океане...» и стих. С. «Звездная даль», 1894; «Поднимаю бессонные взоры», 1896; «Над безумием шумной столицы», 1897; цикл «Звезда Маир», 1898), с другой — в создании олицетворяющей «докучную...повседневную обычность» всякого рода «нежити горькой и злой» (стих. «Тяжелые сны», 1894; «В тишине бездыханной ночной», 1896; «Докука-ворог», 1897; «Недотыкомка серая...», 1899; роман «Мелкий бес», 1905, рассказ «Соединяющий души», 1907). Эти сологубовские фантомы связаны в своем генезисе с лермонт. Демоном, являясь его до пошлости «сниженными» модификациями: действительность в творчестве обоих поэтов выявляет свою ничтожную сущность, и, отражаясь в космическом величии души лермонт. Демона и гиперболизируясь, приобретает уродливо гротескные очертания, просматриваясь сквозь универсальную пошлость сологубовской «недотыкомки». И у Л., и у С. — неприятие действительности: у первого — с позиций романтич. бунтарства, у второго — с позиций пассивно-созерцательного отстранения («удаленье от борьбы и безмолвное терпенье»). Как и у Л., «буйный демон» С. бросает богоборческий «вызов небесам» (стих.«Радость навек для тебя недоступна», 1899; «В первоначальном мерцаньи», «И я возник из бездны дикой», 1900; «Когда я в бурном море плавал», 1902; «Не смейся над моим нарядом», 1904; ст. «Демоны поэтов»). Однако утверждение всесильности творч. личности доходит у писателя до крайностей солипсизма («Я — во всем, и нет иного», «Солнце мира — только я»), до апологии «смерти-освободительницы», «вожделенного сна», сулящего «вечный мир блаженства и покоя». В отличие от Л. (стих. «Желание»), этот мотив приобретает у С. сугубо пессимистич. звучание: это «сон могильный», «непробудный». Т. о., казалось бы, вполне лермонт. признание С.: «Душа моя — мятежная душа» — не нашло подтверждения в жизненной позиции последнего.С ориентацией на лермонт. традицию С. пытался решать темы родины, войны и мира. Отношение С. к своей «мучительной Отчизне» противоречиво, оно окрашено и «безмерной печалью», и радостью отчаяния, и сыновней любовью (стих. «Время битвы», 1890; «Гимны родине», 1903; «Жестокие дни», «Соборный благовест», оба — 1904). Война в его представлении, с одной стороны, — сфера наивысшего проявления народного героизма, а с другой — «чрезмерность насилия», «зло между людьми» (ст. «Полотно и тело»). Правда, в разгар первой мировой войны С. отступил от традиций «Валерика» (см. сб. «Война», 1915).В представлении С. «великий Лермонтов» занимал неизменно высокое место. Вера в «магию» лермонт. слова утверждается в драматич. сказке «Ночные пляски», где стих. «Выхожу один я на дорогу» звучит как заклинание. Под обаянием этого стих., воспроизводя его композицию, С. написал стих. «Детский лепет мне несносен» (1902). Как реминисценция из Л. воспринимается строка «И пылит моя дорога» в стих. «Я слабею, я темнею» (1897). Стих. «Да, были битвы» (1904, о глубоко антинародном характере русско-японской войны) с подзаголовком «Подражание Лермонтову» и лермонт. эпиграфом для усиления сатирич. эффекта стилизовано под «Бородино». В худож. и литературно-критич. прозе С. неоднократно цитируются произв. Л. Влияние ритмики Л. на С. отмечал А. Белый.Соч. Собр. соч., т. 1, 3—20, СПБ, 1913—14.; Заклинательница змей, П., 1921; Стихотворения, Л., 1975.

Лит.:АндреевскийС. А., Лит. очерки, 3 изд., СПБ, 1902, с. 460—61;БелыйА., Символизм, М., 1910 с. 382;ГумилевН. С., Письма о русской поэзии, П., 1923, с. 25; О Ф. Сологубе, СПБ, 1911, с. 31—33, 287—88;ЛундбергЕ., Лирика Федора Сологуба, «Рус. мысль», 1912, кн. 4, с. 59;Голованова(3), с. 21—22.

Н. И. ХомчукЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.,1981

  1. сологуб фёдор кузьмичнастоящая фамилия Тетерников Русский писатель. Перу Ф.Сологуба принадлежат романы Мелкий бес Тяжелые сны Творимая легенда Заклинательница змей мистерия Литургия мне расск...Афоризмы русских писателей
  2. сологуб, федор кузьмичТетерников. Род. ум. . Писатель переводчик представитель Серебряного века. Произведения Пламенный круг стихи Мелкий бес роман и др....Большая биографическая энциклопедия
  3. сологуб федор кузьмичСОЛОГУБ наст. фам. Тетерников Федор Кузьмич русский писатель. Сборник стихов Пламенный круг отмечен мотивами отчаяния индивидуализма. В романе Мелкий бес гротескное и...Большой Энциклопедический словарь V
  4. сологуб, фёдор кузьмичнастоящая фамилия Тетерников Федор Кузьмич русский писатель. Символист старшего поколения. В поэзии сборник Пламенный круг и прозе сборники рассказов Жало смерти Ист...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. сологуб фёдор кузьмичСОЛОГУБ наст. фам. Тетерников Фдор Кузьмич русский писатель. Кн. стихов Политические сказочки Пламенный круг Одна любовь Соборный благовест обе мистерия Литургия мне...Литературный энциклопедический словарь
  6. сологуб, федор кузьмичПисатель. Окончил Петерб. учительский инт . С учитель математики в провинциальных школах и учительских семинариях. С постоянно жил в Петербурге в работал инспектором у...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  7. сологуб, федор кузьмичСологуб наст. фам. Тетерников Федор Кузьмич автор Мелкого беса одна из центральных фигур русского символизма. Стихи писал с редкой обдуманностью иногда по заранее наме...Русские поэты Серебряного века