Лермонтовская энциклопедия

КИНЕМАТОГРАФИЯ

КИНЕМАТОГР́́АФИЯиЛермонтов. Обращение к творчеству Л. характерно для рус. кинематографа с самого начала его существования. В 1909 пионер моск. кинопроизводства А. А. Ханжонков «сценировал» «Песню про... купца Калашникова» (реж. В. Гончаров, в роли Калашникова — П. Чардынин, Алены Дмитриевны — А. Гончарова). Одночастный фильм состоял из четырех эпизодов, скрепленных пояснит. надписями. Съемка производилась в павильоне, в театр. декорациях, с одной точки. Оператор В. Сиверсен и худ. В. Фестер пытались воспроизвести рис. В. М. Васнецова и К. Е. Маковского. К немой ленте М. М. Ипполитов-Иванов написал музыку, ноты и граммофонная запись к-рой рассылались вместе с копиями фильма. Успех картины был велик; после демонстрации в моск. кинотеатрах она была показана на масленичных нар. гуляньях в Манеже, вмещавшем 10 тыс. человек. С именем П. Чардынина как режиссера связаны фильмы: «Боярин Орша» (1909), «Маскарад» (1910) и «Вадим» (1910). Постепенно совершенствовались методы постановок. «Песню...» еще можно было сравнить с «движущейся фотографией». В след. фильмах, особенно в «Вадиме», Чардынин переходит от театрализованных приемов игры на сценич. площадке к съемкам на натуре и стремится к сюжетноцелостному построению картины.В 1913 в студии Ханжонкова экранизируется «Бэла». Фильм поставил А. Громов, он же играл Печорина. Несмотря на мелодраматич. разработку сюжета, фильм выгодно отличался от лубочных киноиллюстраций начального периода кинематографии. Вследствие роста технич. и худож. возможностей кино снятые ленты быстро устаревали и казались примитивными. Нек-рые фильмы по произв.Л. в короткие сроки переснимались по 2—3 раза, постепенно увеличиваясь в метраже и обретая более высокий худож. уровень. Дважды снимался «Демон» (1910 — фирма «Тиман и Рейнгардт»; 1917 — фирма «Кинетофон Эдисона»), однако оба фильма были лишь серией илл. к опере «Демон». Немую ленту сопровождала граммофонная запись музыки А. Г. Рубинштейна. В 1914 появился второй вариант «Маскарада» (фирма «Т-во Дранков и К°»; реж. А. Долинов, в гл. ролях В. Кривцов и В. Гофман). Третий «Маскарад» (реж. В. Висковский, оператор Л. Форестье; в ролях Е. Боронихин, М. Третьякова, Н. Рыбников) был завершен в 1919, но на экраны не вышел (перед национализацией кинопроизводства владелец фирмы «Экран» А. Талдыкин уничтожил негатив). В 1913—14 в связи с юбилеем Л. выходят короткометражные фильмы «Беглец» и «Измаил-Бей» (производство «Тиман и Рейнгардт», реж. А. Волков, оператор Н. Ефремов, в гл. роли А. Шахатуни); на сюжет поэмы «Аул Бастунджи» ставится фильм «Поруганная честь Акбулата» (фирма «Дранков и Талдыкин», реж., предположительно, Н. Петров). В 1916 Скобелевский комитет выпускает фильм «Тамань» (реж. и оператор В. Старевич, в гл. ролях Н. Броницкий, Е. Чайка). В 1917 появляется фильм «На паперти божьего храма» по мотивам стих. «Нищий» (фирма «Орел» К. Филиппа, реж. А. Чаргонин). Всего в 1909—18 на лермонт. темы поставлено св. 15 фильмов. Значение их исчерпывается гл. обр. популяризацией лермонт. сюжетов.В сов. годы лермонт. тема в кино развивается в трех направлениях: экранизация произв., биографич. фильмы и научно-популярные фильмы о Л. и лермонт. местах. В 1926—27 на студии «Госкинпром Грузии» реж. В. Барский по своему сценарию поставил картины «Княжна Мери», «Бэла» и «Максим Максимыч» (операторы А. Поликевич и Ф. Гегеле; в ролях: Н. Прозоровский — Печорин, Т. Балквадзе — Мери, Т. Мачавариани — Бэла, Г. Давиташвили — Грушницкий, В. Оболенский — Максим Максимыч, Б. Белецкая — Вера). Барский не сумел дать убедительную социальную трактовку романа Л. Критика писала о превращении «Героя нашего времени» в великосветскую мелодраму из кавк. жизни с роковой любовью, блестящими офицерами и дуэлью и в то же время выделяла актерское мастерство Прозоровского и Белецкой.В эпоху звукового кино к «Герою...» дважды обращалась студия им. М. Горького; роман был экранизирован не полностью. В 1955 вышел цветной фильм «Княжна Мери» (реж. и сценарист И. Анненский, оператор М. Кириллов, в ролях: А. Вербицкий — Печорин, К. Шмаринова — Мери, Л. Губанов — Грушницкий, М. Астангов — Вернер). Если в повести Л. рассказана история «души» Печорина, то в кино психол. анализ остался за пределами экрана. Фильм передает фабулу, воспроизводит внешние приметы места и времени, но персонажи его лишены психологич. и историч. сложности. Печорин превратился в вариант Грушницкого, трагедия поколения обернулась заурядной историей «на водах».В 1967 вышел фильм «Герой нашего времени» (реж. и сценарист С. Ростоцкий, оператор В. Шуйский, в ролях: В. Ивашов — Печорин, С. Бероева — Бэла, А. Чернов — Максим Максимыч, С. Светличная — Девушка, Н. Бурляев — Слепой). Зритель увидел три новеллы (по повестям «Бэла», «Тамань» и «Максим Максимыч»), связанные единством героя, но откровенная иллюстративность экранизации помешала убедительно воссоздать его характер. Печорин представлен здесь своенравным и эгоистичным светским фатом.Изображение внутр. мира героев отступает на второй план и нередко подменяется картинами экзотич. природы, сценами джигитовки, танцев. Нравственно-филос. содержание романа оставалось нераскрытым.Значит. событием в истории сов. кино стал «Маскарад» С. Герасимова (1941; операторы: В. Гарданов, М. Магид, Л. Сокольский; консультанты: Б. Эйхенбаум и В. Глинка. В ролях: Н. Мордвинов — Арбенин, Т. Макарова — Нина, С. Герасимов — Неизвестный, С. Магарилл — баронесса Штраль, М. Садовский — Звездич). Успех фильма обусловлен прежде всего глубиной режиссерского замысла и точным выбором исполнителя гл. роли. Строится фильм на контрасте романтически незаурядного Арбенина и тусклого или враждебного бытового окружения. Особенно остро этот контраст ощущается в сценах с Неизвестным, к-рого Герасимов играл в подчеркнуто сниженной, прозаич. манере. Конфликт Арбенина с миром пошлости и бездуховности обрел в фильме четко выраженный гражд. смысл. Кинематографич. насыщенность каждого кадра придала фильму необходимую динамичность и естественность, а острые монтажные переходы позволили столкнуть контрастные куски: вихревой ритм бала сменяется тишиной пустого дома Арбенина с холодной парадностью бесконечной анфилады комнат. Традиционные для стилистики Герасимова длинные панорамы создают иллюзию непрерывности действия. В финальной сцене Арбенин, прячась от преследующих его глаз Неизвестного, в смятении бежит по комнатам, захлопывая за собой створки дверей, на каждой из к-рых повязан траурный бант. Натурные съемки велись в тех местах Ленинграда, к-рые «сохранили эпоху» (С. Герасимов): на Дворцовой набережной, возле «Медного всадника», у Адмиралтейства. «Маскарад» Герасимова дал новое прочтение лермонт. текста.Первый биографический фильм о Л. «Кавказский пленник» (др. назв. «Гибель Лермонтова») поставлен в 1930 на Ленфильме (реж. А. Ивановский, сценарий П. Щеголева и В. Мануйлова, оператор Н. Аптекман; в ролях: Б. Тамарин — Л., Г. Кравченко — Жанна Омер де Гелль, Л. Добровольский — Бенкендорф, П. Подвальный — Мартынов, К. Каренин — А. Столыпин). Фильм рассказывает о последнем годе жизни Л. Биографич. эпизоды поданы в связи с социально-историч. событиями лермонт. времени. В сценарий вошла и авантюрно-любовная линия Л. — Жанна, прообразом к-рой явилась франц. писательница А. Омер де Гелль. Для фильма характерны острые монтажные переходы и стремит. смена эпизодов. Действие переносится из рус. воен. лагеря на Кавказе в светлую гостиную, а отсюда в одесский порт, из редакции «ОЗ» — в кабинет Бенкендорфа. Крупно выделенные детали получили значение неких символов: отлакированный ботфорт Бенкендорфа топчет листок со стихами Л. Тамарин стремился создать образ мятежного поэта, противостоящего двору и «свету». Фильм не свободен от нек-рых схематич. построений, распространенных в 20-е гг. Однако несмотря на однозначные характеристики героев, многое в этой кинокартине казалось новым: остросюжетная форма, толкование образа самого Л., его связей с ссыльными декабристами, преследование светской чернью. Фильм пользовался успехом и неоднократно возобновлялся в последующие годы. Во время Великой Отечеств. войны лента погибла.В 1943 киностудия «Союздетфильм» выпустила картину «Лермонтов» (реж. А. Гендельштейн, сценарий К. Паустовского, операторы М. Магидсон и А. Шеленков; в ролях: А. Консовский — Л., А. Файт — Столыпин, П. Массальский — Мартынов, С. Мартинсон — де Барант, Н. Комиссаров — Бенкендорф, А. Севостьянов — Николай I, Н. Шатерникова — княжна). Действие начинается с предсмертных дней Пушкина и заканчивается гибелью Л. Авторы стремились показать Л. как преемника Пушкина, в то же время фильм нес в себе мысль о предопределенности гибели поэта — одинокого и затравленного; Л. изображался не борцом, а жертвой. Консовский играл живо и искренне, хотя с чрезмерной настойчивостью подчеркивал романтич. черты в облике поэта. Фильм отмечен высоким профессионализмом в области режиссуры, операторского иск-ва, лирич. ощущением кавк. природы, введенной в худож. ткань в качестве равноправного участника. Нек-рые эпизоды нашли интересное кинематографич. решение, напр. сцена придворного бала с круговоротом масок, посреди к-рых — одинокая фигура Л. без маски.Еще раз образ Л. возник на экране в 1951 в фильме «Белинский» (сценарий Ю. Германа, Е. Серебровской, Г. Козинцева, реж. Г. Козинцев). В исполнении Н. Афанасьева эпизодич. роль Л. стала творч. удачей, хотя актер не смог полностью преодолеть дидактичность и декларативность, характерные для фильма в целом.В 1940 был снят первый научно-популярный фильм о Л. «Гибель поэта» по сценарию А. Листовского. В фильме использован иконографич. материал и натуральные съемки кавк. природы. В фильм вошло синхронное интервью Е. А. Шан-Гирей, внучатой племянницы Л. Со слов своей матери Э. А. Клингенберг, она рассказала о гибели и похоронах Л. Лермонт. стихи читал за кадром М. Царев.В 1959 на «Ленфильме» поставлена картина «Загадка Н. Ф. И.» (сценарий И. Андроникова и С. Владимирского, реж. М. Шапиро, оператор В. Фастович), представляющая экранизацию трех устных рассказов Андроникова: «Н. Ф. И.», «Подпись под рисунком» и «Земляк Лермонтова», снятых в откровенно условных, плоскостных декорациях (худ. В. Улитко). Все персонажи озвучены рассказчиком. Использованы натурные съемки Кавказа на местах «лермонтовских» разысканий Андроникова.В 1964 к 150-летию со дня рождения Л. сделаны три короткометражные картины. На Груз. студии научно-популярных и документальных фильмов — «Л. в Грузии» (сценарий Андроникова, реж. Ш. Чагунава, операторы Н. Нагорный и Б. Крепс). Драматургия фильма о пребывании Л. в Тифлисе, Кахетии, Мцхете, его путешествии по Военно-Грузинской дороге подчинена закадровому эмоциональному и документированному рассказу Андроникова. Пейзажи лермонт. мест сопоставлены со стихами и рисунками Л. На студии «Леннаучфильм» — два фильма по сценариям Н. Дунаевой и Г. Шабельской: «Глазами поэта» (реж. Г. Бруссе, оператор Л. Колганов), по рисункам Л., и «Последняя дорога» (реж. Б. Шрейбер, оператор Э. Ратнер), построенный как цепь воспоминаний опального поэта, отправляющегося в последнее изгнание в апр. 1841 на Кавказ.В 1975 Центр. телевидением снят телеспектакль «Страницы журнала Печорина» (пост. А. Эфроса, оператор В. Полухин, в ролях: О. Даль — Печорин, А. Миронов — Грушницкий, Л. Броневой — Вернер, И. Печерникова — Мери, О. Яковлева — Вера).

Лит.:ВишневскийВ., Произв. М. Ю. Л. в кино, «Кино», 1939, 17 окт.;ЛеонидовО., Фильм о Л., «Огонек», 1943, № 30, с. 14;ЛебедевН. А., Очерк истории кино СССР, т. 1, М., 1947, с. 19—23, 215, 229;ВишневскийВ., Худож. фильмы дореволюц. России. (Фильмографич. описание), М., 1945;ФорестьеЛ., «Великий немой». (Воспоминания кинооператора), М., 1945, с. 29—30, 97—98;ПогожеваЛ., Худож. фильмы, в кн.: Ежегодник кино. 1955, М., 1956, с. 24—26; Очерки истории сов. кино, т. 2, М., 1959, с. 485—91; т. 3, М., 1961, с. 379—81;ИгоревМ., Загадка Н. Ф. И., «Сов. экран», 1959, № 5, с. 6—7;СоболевР., Люди и фильмы рус. дореволюц. кино, М., 1961, с. 19, 63—64, 119; Сов. худож. фильмы. Аннотированный каталог, т. 1—4, М., 1961—68 (т. 1, с. 142, 181—82, 207—08, 375—76; т. 2, с. 270—71, 317—18, 454—55, 575; т. 3, с. 277);ФрейлихС., Драматургия экрана, М., 1961, с. 56—57;ГинзбургС., Кинематография дореволюц. России, М., 1963, с. 91—92, 121—23, 125, 141—42;ГловацкийБ., Л. и кино, «Сов. экран», 1964, № 19, с. 14;его же, Л. на сов. экране, «Сов. кино», 1964, 24 окт.;ПогостинаВ., Глазами поэта, «Лит. Россия», 1964, 21 авг.; А б Е., Глазами поэта, «Ленингр. правда», 1964, 4 сент.; [ХанжонковА. А.], Первый фильм по Л., «Сов. экран», 1965, № 3, с. 16—17;БенашвилиН., Л. в Грузии, «Сов. фильм», 1965, № 9, с. 11; [РостоцкийС.], Герой нашего времени, «Сов. фильм», 1965, № 10, с. 18—20;КравченкоГ., Загадка двух кинокадров, «Сов. экран», 1965, № 4, с. 19;ее же, Мозаика прошлого, М., 1971, с. 90—98;АндрониковИ., Занявшись Кавказом..., «Правда», 1967, 19 марта;БлейманМ., О «Герое нашего времени», «Иск-во кино», 1967, № 5, с. 46—52;ДубровинаИ., И это Печорин?, в кн.: Экран. 1966—1967, М., 1967, с. 202—03; История сов. кино, т. 1, М., 1969, с. 443—44, 618—19; т. 2, М., 1973, с. 265;РудницкийК., Игра портретами, «Сов. экран», 1975, № 20;ЛатынинаА., «Не тот» Печорин?, «ЛГ», 1975, 1 окт.;ВартановА. С., Проблемы телевизионного фильма, М., 1978, с. 24—25;МарченкоТ., Телевизионный театр..., М., 1978, с. 113—14;СабашниковаЕ., А. Эфрос. Поэтика фантазии, в кн.: Режиссер на телевидении, М., 1978; Библиография. Сост. О. В. Миллер (по указат., с. 516).

Е. С. АбЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.,1981

Синонимы:
большой экран, десятая муза, искусство кино, кинематограф, кино, киноискусство, микрокинематография, экран


  1. кинематографияот греч. knema род. падеж kinematos движение и. графия См. .графия отрасль культуры и хозяйства осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю. Как наиболее ...Большая Советская энциклопедия II
  2. кинематографияж. cinematografia Итальянорусский словарь. Синонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. кинематографияжFilmkunst f Kinematographie f Filmindustrie f как промышленность большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. кинематографиякинематография ж Filmkunst f Kinematographie f Filmindustrie f как промышленностьСинонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрок...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. кинематографияж.cinematografa f...Большой русско-испанский словарь
  6. кинематографиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. кинематографияж. cinmatographie...Большой русско-французский словарь
  8. кинематографияж. большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  9. кинематографияотрасль культуры и промышленности осуществляющаяпроизводство фильмов и показ их зрителю вид искусства см. Киноискусство....Большой энциклопедический словарь II
  10. кинематографияКИНЕМАТОГРАФИЯ отрасль культуры и промышленности осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю вид искусства см. Киноискусство....Большой энциклопедический словарь III
  11. кинематографияКИНЕМАТОГРАФИЯ отрасль культуры и промышленности осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю вид искусства см. Киноискусство....Большой Энциклопедический словарь V
  12. кинематографиякинематография....Киргизско-русский словарь
  13. кинематографияи ж.em Искусство съемки и воспроизведения на экране движущихся изображений создающих впечатление живой действительности.Достижения советской кинематографии.Отрасль культу...Малый академический словарь
  14. кинематографиякорень КИНЕМ соединительная гласная О корень ГРАФ окончание ИЯ Основа слова КИНЕМОГРАФВычисленный способ образования слова Сложение основ КИНЕМ соединительная гласна...Морфемный разбор слова по составу
  15. кинематографияНачальная форма Кинематография единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  16. кинематографиякинематография ж. То же что киноискусство. Отрасли деятельности связанные с производством кинофильмов и показом их зрителю....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  17. кинематографиякинематография кинематография и...Орфографический словарь
  18. кинематографияu жu Р.u Д.u Пр.u кинематографии большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Орфографический словарь русского языка
  19. кинематография.кинематография область культуры и искусства включающая в себя совокупность профессиональной творческой производственной научной технической образовательной деятельности...Официальная терминология
  20. кинематографияcinma cinmatographie...Политехнический русско-французский словарь
  21. кинематографиякинематография кинематографии кинематографии кинематографий кинематографии кинематографиям кинематографию кинематографии кинематографией кинематографиею кинематографиями ...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  22. кинематографияОрфографическая запись слова кинематография Ударение в слове кинематография Деление слова на слоги перенос слова кинематография Фонетическая транскрипция слова кинематогр...Полный фонетический разбор слов
  23. кинематографиякнематографя....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  24. кинематографиякинематография иСинонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Русский орфографический словарь
  25. кинематографияЖ мн. нет kinematoqrafiya kino ilri....Русско-азербайджанский словарь
  26. кинематографияcinema cinematography motion [moving] picture кинематография ж.ucinematography motion picturesСинонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноис...Русско-английский политехнический словарь
  27. кинематографиякинематография ж.icinematography...Русско-английский словарь
  28. кинематографиякинематография ж. cinematography the cinema....Русско-английский словарь II
  29. кинематографияcinema cinematography film...Русско-английский словарь по электронике
  30. кинематографияcinematography большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Русско-английский технический словарь
  31. кинематографияN...Русско-армянский словарь
  32. кинематографияКнематаграфя...Русско-белорусский словарь
  33. кинематографиякнематаграфя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  34. кинематографияискусство filmmvszet производство filmgyrtsСинонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Русско-венгерский словарь
  35. кинематографиякинематография...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  36. кинематографиякинематогра Синонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Русско-ивритский словарь
  37. кинематографияж. cinematografia f высокоскоростная кинематография документальная кинематография звуковая кинематография любительская кинематография мультипликационная кинематография н...Русско-итальянский политехнический словарь
  38. кинематографиякинематография...Русско-казахский словарь
  39. кинематографияж. кинематография фильмдерди чыгарып жана аларды демонстрациялоочу искусство....Русско-киргизский словарь
  40. кинематографияискусствоem dinyng ysh отрасль искусства и народного хозяйстваem [] dinyng[sh]yСинонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микроки...Русско-китайский словарь
  41. кинематографияkinematogrfija...Русско-латышский словарь
  42. кинематографияж. Filmkunst f Kinematographie f Filmindustrie f промышленность....Русско-немецкий словарь
  43. кинематографиякинематографияж ....Русско-новогреческий словарь
  44. кинематографияжcinematografia fu arte cinematogrfica большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Русско-португальский словарь
  45. кинематографияж sinema мировая кинематография dnya sinemas sinemaclk filmcilik быстрое развитие кинематографии sinemacln hzl gelimesi большой экран десятая муза искусство кино кинема...Русско-турецкий словарь
  46. кинематографиятехн. физ. кнематографя стереоскопическая кинематография стереоскопчна кнематографя Синонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство ми...Русско-украинский политехнический словарь
  47. кинематографияfemelokuva[ala] elokuvataide...Русско-финский словарь
  48. кинематографияfilm kinematografie...Русско-чешский словарь
  49. кинематографиясущ.жен.кинематографи кинофилъмсем укерес йсталйх...Русско-чувашский словарь
  50. кинематография.strong filmikunst.strong filmindus kinematograafia...Русско-эстонский словарь
  51. кинематографиякинематография иСинонимы большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Русское словесное ударение
  52. кинематографиякинематография большой экран десятая муза искусство кино кинематограф кино киноискусство микрокинематография экран...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  53. кинематографиякинематография гр.em kinema kinsmatos движение .графия отрасль культуры в народного хозяйства осуществляющая производство кинофильмов и демонстрацию их зрителю искусст...Словарь иностранных слов русского языка
  54. кинематографиякинематография см. кино Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. кинематография сущ. кинематограф киноискусство ...Словарь синонимов II
  55. кинематографияA сущu см. _Приложение IIСведения о происхождении словаСлово пришло в русский язык из немецкого ср.u Kinematographe через посредство французского ср.u cinmatographie об...Словарь ударений русского языка
  56. кинематографияобласть культуры и искусства включающая в себя совокупность профессиональной творческой производственной научной технической образовательной деятельности направленной на ...Словарь юридических понятий
  57. кинематографияКИНЕМАТОГРАФИЯ отрасль культуры и промышленности осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю вид искусства см. Киноискусство....Современный энциклопедический словарь
  58. кинематографиякинематография [гр. kinema kinsmatos движение .графия] отрасль культуры в народного хозяйства осуществляющая производство кинофильмов и демонстрацию их зрителю искусс...Толковый словарь иностранных слов
  59. кинематографияКИНЕМАТОГРАФИЯ и ж. Искусство воспроизведения на экране заснятых насветочувствительную пленку движущихся изображений создающих впечатлениеживой действительности а также о...Толковый словарь Ожегова
  60. кинематографияКИНЕМАТОГРАФИЯ кинематографии мн. нет ж. Производство фильм для кинематографа и их демонстрация как искусство и как отрасль промышленности. Заниматься кинематографией. Ки...Толковый словарь русского языка II
  61. кинематографиякинематография кинематография и ж. Искусство воспроизведения на экране заснятых на светочувствительную плнку движущихся изображений создающих впечатление живой действител...Толковый словарь русского языка II
  62. кинематографияКИНЕМАТОГРАФИЯ и ж. Искусство воспроизведения на экране заснятых на светочувствительную плнку движущихся изображений создающих впечатление живой действительности а также ...Толковый словарь русского языка
  63. кинематографияУдарение в слове кинематографияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове кинематография...Ударение и правописание
  64. кинематографияRzeczownik кинематография f Kino kinematografia f kino n...Универсальный русско-польский словарь
  65. кинематографияКинематография Кинематография по законодательству РФ область культуры и искусства включающая в себя совокупность профессиональной творческой производственной научной те...Финансовый словарь
  66. кинематографиякинематография кинематографии кинематографии кинематографий кинематографии кинематографиям кинематографию кинематографии кинематографией кинематографиею кинематографиями ...Формы слова
  67. кинематографияГермания Герман Герма Геркон Герина Гера Геофит Геофак Генри Геномика Генка Ген Геминя Геминат Гемин Гемикрания Гемиатрофия Гематин Гем Гектор Гектар Гекат Гаф Гата Гарт ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  68. кинематографияКИНЕМАТОГРАФИЯ отрасль культуры и промышленности осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю вид искусства см. Киноискусство....Энциклопедический словарь естествознания
  69. кинематографияКинематография греч.em kinematos движение и графия отрасль культуры и промышленности осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю наиболее массовый вид искусст...Энциклопедия культурологии