Лермонтовская энциклопедия

ДЕМОНИЗМ

ДЕМОН́́ИЗМ, восходящее к библ. мифологии обозначение отношения к миру, предельная цель к-рого — разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто. Д. основывается на абсолютной свободе воли его носителя, к-рый воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждает ее как свободу проявления его собств. волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идеи тотального скептицизма. Мысль о необходимости разрушить и пересоздать мир на основании свободы воли, обусловленная личной обидой носителя Д. на мироустройство, обосновывается им путем доказательств того, что мир «не состоялся» и что бессмыслица переполняет мир.К проблеме демонизма Л. обратился с первых самостоят. шагов. Внимание к ней обусловлено обществ. ситуацией 30-х гг. 19 в., а также развитием романтич. традиций с присущим им влечением к обостренной парадоксальной постановке кардинальных вопросов нравственности, морали и миропорядка в целом. Лермонт. Д. проявляется многообразно, хотя явственно прослеживаются два типа его интерпретации. Во-первых, Д. изображается как явление общечеловеческое, облеченное в тона высокой филос. рефлексии (образ Демона в разных редакциях одноим. поэмы, стих. «Мой демон», «1831-го июня 11 дня», в значит. степени роман «Вадим» — видимо, об этом романе Л. писал как о «произведении, полном отчаяния...», — и далее, вплоть до баллады «Тамара»). Во-вторых, Д. представляется в сниженном, подчеркнуто конкретном виде, в условиях совр. поэту России (юношеская драма «Два брата», «Маскарад», «Герой нашего времени»). Но в обоих случаях все действия демонич.героя Л. являются результатом его единоличного суда над миром; зло, несомое в мир, выступает как ответ на людскую несправедливость, а в пределе — на несправедливость бога (см. Богоборческие мотивы). Изначальная движущая сила поступков демонич. героя, повод для их совершения — личная месть, к-рая имеет в виду и более дальнюю цель, выступая как месть судьбе, творцу. Д. поэтому всегда стремится принять филос. окраску. Однако в основе вселенского демонич. философствования — апелляция к эмпирич. доказательствам несостоятельности мира. Отсюда —эксперименткак форма интеллектуального самоутверждения; и жизнь Демона в одноим. поэме, и жизнь Печорина в романе «Герой...» становятся цепью последовательно проводимых экспериментов. Эксперимент требует смелости, риска, отваги, на них-то и держится обаяние Д. Зиждется оно и на принципиальном бескорыстии эксперимента, ибо экспериментирующий демонич. герой не требует от жизни ничего, кроме искомой им эмпирически доказуемой истины.Начиная с драмы «Маскарад», в центре к-рой стоит ярко выраженный демонич. герой Арбенин, в творчестве Л. преобладает изображение Д., нашедшего себе место в реальном быту, в повседневности. Драма построена как ряд картин быта и нравов высшего петерб. света, однако изображенная в ней реальность имеет и своеобразный второй план: убийство Арбениным Нины — следствие его общего, мировоззренч. заблуждения, неверия в душевную чистоту его жертвы, вина к-рой почти бесспорно доказана фактами, уликами. Здесь вырисовывается осн. противоречие Д. и его носителя: будучи импозантен и обаятелен в своем скептич. отношении к миру, в ореоле принятого на себя страдания, Д. принципиально неконструктивен, безынициативен (при всей активности исповедующего Д. героя). Он всегда лишь ответ на нечто, созданное не им, но им судимое произвольно, вслепую. И с «Маскарада» начинается преодоление Л. этого нигилистич. явления. В «Сказке для детей», воздав должное красоте и искушающему обаянию собирательного демонич. героя, Л. говорит: «...И этот дикий бред / Преследовал мой разум много лет. / Но я, расставшись с прочими мечтами, / И от него отделался — стихами!».Впрочем, борьба Л. с Д. имеет свои подъемы и спады. «Демонический характер в изображении Лермонтова всегда имеет одну и ту же предысторию: он начинает либо верой в добро и высокие идеалы, либо необузданной жаждой жизни и кончает холодным ожесточением» [Гинзбург(1), с. 37]. Но ожесточение приносит страдания не только другим людям, но и самому демонич. герою, ибо совершая зло, он хочет при этом, чтобы его любили, и нелюбовь воспринимает как тяжелую обиду («За что они все меня ненавидят?» — спрашивает Печорин). Поэтому демонич. герой постоянно обращается к своим «лучшим годам». «Погибшее прошлое» для него — время полноты бытия и веры в возможность познания мира, не отравленной сомнением. Восстановление первонач. идиллии — острое желание героя, причем речь, разумеется, идет о высокой философской идиллии: «Хочу я с небом примириться, / Хочу любить, хочу молиться, / Хочу я веровать добру» («Демон»).Однако подобное желание неосуществимо: идиллия есть конечный результат созидания, гармонич. единения людей друг с другом, с природой, а демонич. герой устранился от какого бы то ни было сотворчества, отрезал себе пути к нему. Отсюда — его попытки возвратиться в мир, от к-рого он отрекся, тщетность этих попыток и еще большее озлобление против мира.Демонич. герой — постоянное действующее лицо поэм, драм и романов Л.: Демон и Измаил-бей, Ангел смерти и Азраил (герои юношеских одноим. поэм), Кирибеевич в «Песне про...купца Калашникова» и Вадим, Боярин Орша и Печорин в «Герое...» — все они в той или иной степени носители Д. Демонич. мотивы постоянно возникают и в лирике Л. Слишком ранняя искушенность в мире, познание жизни и людей «до срока», отъединенность от людей и одновременно тоска по живому человеческому контакту («И скучно и грустно»), невозможность осуществить этот контакт, противоречие между жаждой действия, к-рое могло бы оставить память о человеке, и сознанием бесплодности и бессмысленности действия, ощущение неполноты своего бытия и невозможность наполнить его вызывают у демонич. героя скуку («Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!» — «Герой...»).Пути выхода из Д. различны: это и изображение цельных нар. героев в «Бородине» и «Песне про...купца Калашникова», и введение в позднюю лирику «простого сознания» (Д. Максимов), воспроизведение другого «голоса» [«Завещание» («Наедине с тобою, брат»)] или ориентация на него («Сон», «Спор», «Три пальмы»), и возможность пристального «всматривания», созерцания того, что не мог охватить разум; стих. «Родина» полнится именно таким «всматриванием»: «Взороммедленным пронзая ночи тень...», «Явижу...», «Смотретьдо полночи готов...».Родина воспринимается как мир утраченной идиллии, а «странная любовь» к ней, как вероятный путь выхода из ожесточенного индивидуализма.

Лит.:Турбин(1), с. 207—16, 230; см. также Лит. при статьях «Демон», «Мой демон».

А. М. Песков, В. Н. ТурбинЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.,1981

Синонимы:
обаяние, сатанизм, сатанинство


  1. демонизмсущ. муж. рода только ед. ч.демонзм уem...Большой русско-украинский словарь
  2. демонизмДЕМОНИЗМ а м. dmonisme m. strong. Демонизм или проще говоря чертовщина в истории человеческой культуры занимает одно из первостепенных мест. Дело . Она ampLTдуэльampGT...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  3. демонизмДЕМОНИЗМ явление литой сюжетики построенное на функциональном перемещении традиционных в частности установленных богословской традицией см. Сатана отрицательных и положи...Литературная энциклопедия
  4. демонизмявление литой сюжетики построенное на функциональном перемещении традиционных в частности установленных богословской традицией см. Сатана отрицательных и положительных ха...Литературная энциклопедия II
  5. демонизмДЕМОНИЗМ явление литой сюжетики построенное на функциональном перемещении традиционных в частности установленных богословской традицией см. Сатана отрицательных и положи...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. демонизма м.em Свойство по знач. прил.em демонический.[Мичман] вычитывал из книг разные словечки в надежде произвести эффект и показаться оригинальным напускал на себя демонизм....Малый академический словарь
  7. демонизмкорень ДЕМОН суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ДЕМОНИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДЕМОН ИЗМ Слово Демонизм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  8. демонизмНачальная форма Демонизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  9. демонизмдемонизм м. Отвлеч. сущ. по знач. прил. демонический ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  10. демонизмдемонизм демонизм а...Орфографический словарь
  11. демонизмдемонизм демонизмы демонизма демонизмов демонизму демонизмам демонизм демонизмы демонизмом демонизмами демонизме демонизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  12. демонизмОрфографическая запись слова демонизм Ударение в слове демонизм Деление слова на слоги перенос слова демонизм Фонетическая транскрипция слова демонизм [диманизм] Характе...Полный фонетический разбор слов
  13. демонизмдемонзм р. му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  14. демонизмдемонизм аСинонимы обаяние сатанизм сатанинство...Русский орфографический словарь
  15. демонизмМ мн. нет . demonizm iblislik iblis xasiyyti . mc. qeyriadilik mkr....Русско-азербайджанский словарь
  16. демонизмм....Русско-английский психологический словарь
  17. демонизмДэманзм...Русско-белорусский словарь
  18. демонизмдэманзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  19. демонизмдемони Синонимы обаяние сатанизм сатанинство...Русско-ивритский словарь
  20. демонизмм. зезлдк перлк свойства сила приписываемые демонам зезл перлерге тн асиет кш....Русско-казахский словарь
  21. демонизмдемонизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  22. демонизмdmoniskums...Русско-латышский словарь
  23. демонизмдемонизм азозилият...Русско-таджикский словарь
  24. демонизмДЕМОНИЗМ греч. от daimon демон дух. вера в злых духов. свойство демонических натур. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ДЕМОНИЗМ ...Словарь иностранных слов русского языка
  25. демонизмдемонизм сатанинство сатанизм обаяние Словарь русских синонимов. демонизм сущ. колво синонимов обаяние сатанизм сатанинство Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . С...Словарь синонимов II
  26. демонизмдемонизм сатанинство сатанизм обаяние...Словарь синонимов
  27. демонизмИ ведь нимало не прельщает Армейский демонизм его героя. АБ обаяние сатанизм сатанинство...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  28. демонизмДЕМОНИЗМ И ведь нимало не прельщает Армейский демонизм его героя. АБ III...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  29. демонизмДЕМОНИЗМ демонизма мн. нет м. книжн. Отвлеч. сущ. к демонический....Толковый словарь русского языка II
  30. демонизмДЕМОНИЗМ м. см. демонический ....Толковый словарь русского языка
  31. демонизмУдарение в слове демонизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове демонизм...Ударение и правописание
  32. демонизмRzeczownik демонизм m demonizm m lucyferianizm m...Универсальный русско-польский словарь
  33. демонизмдемонизм демонизмы демонизма демонизмов демонизму демонизмам демонизм демонизмы демонизмом демонизмами демонизме демонизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  34. демонизмМедио Мед Ион Иомен Инд Изм Изд Идо Мезим Зонд Зенд Земно Мезон Менд Мид Мим Езид Дон Мимо Мио Миоз Модем Монизм Немо Неодим Низом Дно Ном Дим Диен Диез Демонизм Демон Де...Электронный словарь анаграмм русского языка