Лермонтовская энциклопедия

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Ѓ́ОГОЛЬНиколай Васильевич (1809—52), рус. писатель. О личных взаимоотношениях Л. и Г. известно немного, зафиксировано лишь присутствие Л. на именинах Г. 9 мая 1840 (в Москве, в саду у М. П. Погодина), где поэт читал Г. отрывок из поэмы «Мцыри», а также их встреча на следующий день на вечере у Е. А. Свербеевой. Однако, поскольку первый эпизод имел место на другой же день по прибытии Л. в Москву (по пути на Кавказ), надо полагать, что писатели познакомились раньше, в период пребывания Г. в Петербурге в ноябре — 1-й пол. декабря 1839. Вероятность этого факта подкрепляется общностью мн. петерб. связей Л. и Г.: с кругом «Совр.», «ОЗ» и др. В творчестве Л. сохранились следы серьезного внимания к прозе Г. 30-х гг. В «Княгине Лиговской» усвоены нек-рые особенности гоголевского сказа, сатирич. портрета; близок к манере Г. ряд жанровых сцен; имеются прямые реминисценции из «Невского проспекта» и «Портрета» Г. В отрывке «Штосс» очевидны приметы чтения «Портрета» и «Записок сумасшедшего».

Н. В. Гоголь. Рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова. Карандаш. 1839.
Резкие различия в характере писательских индивидуальностей Л. и Г. не позволяют придавать большого значения проблеме непосредств. влияния одного на другого, но тем существеннее соответствия более широкого плана. Передовая критика, начиная с В. Г. Белинского, связала имена Л. и Г., назвав их первыми представителями «послепушкинского» периода в рус. лит-ре. Классич. уравновешенность Пушкина у Л. и Г. сменяется трагически напряженным голосом личности, не желающей принимать страдательной роли в историч.процессе. У Л. выражением протеста нередко становится «с небом гордая вражда»; у Г. он выливается в сатиру на пассивных «существователей», превратившихся в «мертвые души». В основе неприятия действительности у обоих писателей лежит представление о свободе человеческого духа, вера в его творч. потенции. От осмысления конфликта между личностью и обществ. средой в духе руссоист. и романтич. традиций и Л., и Г. идут к его реалистич. раскрытию. «Подлой современности» (Г.) у обоих противостоят идеалы человеческого братства, дух «русского богатырства», нар. героика 1812. Близок был Г. и обличительный пафос «Думы» (упомянутой в его «Учебной книге словесности»), хотя мировоззренч. истоки его у Г. и Л. различны. В одной из редакций речи генерал-губернатора (2-й т. «Мертвых душ») содержатся строки: «Страшным, оскорбительным упреком и праведным гнев поразнас негодующее потомство...» (вариант: «упреком оскорбит нас») — Гоголь, VII, 280; VIII, 484.К 1839—40 относится первый из известных отзывов Г. о творчестве Л., приведенный С. Т. Аксаковым: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца». В развернутом виде та же мысль содержится в статье Г. «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846). В прозе Л., по словам Г., «видно больше углубления в действительность жизни», чем в его стихах; в Л. «готовился будущий великий живописец русского быта». Без сомнения, исходя из того же критерия эпич. объективности и жизненной конкретности, Г. признал (вслед за Белинским) «Сказку для детей» лучшим стихотв. произв. Л. С оценкой критика перекликается и характеристика Г. «Песни про... купца Калашникова» в наброске «Учебной книги словесности для русского юношества». Автор «Тараса Бульбы» определяет «Песню» как «созданье значительное, когда содержание создано все поэтом, но в духе народном отгаданы дух и время». Проявления субъективного начала в поэзии Л. (преобладание эмоц. выразительности над лексич. точностью, жанровая нечеткость) были восприняты Г. как недостаток. Отводя Л. первое место среди поэтов послепушкинского поколения, Г. в статье о рус. поэзии тем не менее упрекает его за «излишество и многоречие», к-рые кажутся ему признаком небрежного отношения поэта к своему труду. Между тем принцип муз. экспрессивности роднит поэзию Л. с прозой самого Г. Однако в 40-е гг. искания Г. в области прозы имели иное направление. Он стремится придать своему повествованию эпич. объективность и точность. Отсюда его восхищение Л.-прозаиком: «Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой». Выдвинув в качестве гл. обществ.-эстетич. задачи нравств. преобразование человека и об-ва, Г. в период создания «Мертвых душ» подошел к проблеме исследования человеческой души в ее реальном психологич. аспекте. Здесь он не мог миновать того, что было сделано в этой области Л. В «Авторской исповеди» Г. сказано: «Все, где только выражалось познанье людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало». Сведения о круге чтения Г. позволяют предположить, что под «исповедью светского человека» подразумевался роман Л.Глубокие различия в мировоззрении обоих писателей, вера Г. в нравств. очищение человека сделали неприемлемым для него скепсис Л. Приближаясь к наивно-реалистич. трактовке демонич. темы в поэзии Л., Г. пишет, что лермонт. демон «вырос... не от собственной силы, но от усталости и лени человека сражаться с ним». Пафосу лермонт. «Поэта» в статье Г. о рус. поэзии противостоит призыв: «Другие дела наступают для поэзии. Как во время младенчества народов служила она к тому, чтобы вызывать на битву народы, возбуждая в них браннолюбивый дух, так придется ей теперь вызывать на другую, высшую битву человека — на битву... за нашу душу». Уклонением Л. от этих высших обязанностей поэта Г. мотивирует его безвременную гибель. Близкими своей нравств.-эстетич. программе Г. считал такие стих. Л., как «Молитва» и «Ангел»; в последнем его, возможно, привлек родств. ему мотив «воспоминаний души».Соч. Полн. собр. соч., т. 8, М. — Л., 1952, с. 401—04, 408, 443, 474, 483—87.
Лит.:РозановВ. В., М. Ю. Л. (К 60-летию кончины), «Новое время», 1901, № 9109;Эйхенбаум(3), с. 18;Эйхенбаум(12), с. 71;ВиноградовВ. В., с. 541, 545—550;МихайловаЕ. Н. (2), с. 138—41;НейманБ. В., Л. и Гоголь, «Уч. зап. МГУ. Труды каф. рус. лит-ры», 1946, в. 118, с. 124—38;Герштейн(3), с. 420;АксаковС. Т., История моего знакомства с Гоголем, М., 1960, с. 38, 43;ЛотманЮ. М., Истоки «толстовского направления» в рус. лит-ре 1830-х гг., «Уч. зап. Тартус. ун-та», 1962, в. 119, с. 3—76;СоллертинскийЕ. Е., Л. и Гоголь, в кн.: Вопросы рус. и заруб. лит-ры, т. 2, Куйбышев, 1966, с. 24—45;Федоров(2), с. 200—08, 222—27.

Е. А. СмирноваЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.,1981

  1. гоголь николай васильевичОбо мне много толковали разбирая коекакие мои стороны но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда что еще ни у одного п...100 великих писателей
  2. гоголь николай васильевичРусский писатель. Автор сборников повестей Вечера на хуторе близ Диканьки ч. и ч. Миргород Арабески повестей Шинель Нос Коляска Страшный кабан поэмы Мертвые души пьес Рев...Афоризмы русских писателей
  3. гоголь николай васильевичГоголь Николай Васильевич один из величайших писателей русской литературы . Он родился марта г. в местечке Сорочинцах на границе Полтавского и Миргородского уездов и...Биографический словарь
  4. гоголь, николай васильевичодин из величайших писателей русской литературы которого влияние определяет ее новейший характер и достигает до настоящей минуты. Он родился марта года в местечке Сороч...Большая биографическая энциклопедия
  5. гоголь николай васильевичГогольstrong Николай Васильевич [. с. Большие Сорочинцы ныне Полтавской обл. . Москва] русский писатель. Родился в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. ГогольЯновских...Большая Советская энциклопедия II
  6. гоголь николай васильевичодин из величайших писателей русской литературы . Он родился марта г. в местечке Сорочинцах на границе Полтавского и Миргородского уездов и происходил из старинного м...Большой российский биографический словарь
  7. гоголь николай васильевичГОГОЛЬ Николай Васильевич русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник Вечера на хуторе близ Диканьки насыщенный украинским этнографическим и фольк...Большой Энциклопедический словарь V
  8. гоголь, николай васильевичНиколай Васильевич русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник Вечера на хуторе близ Диканьки насыщенный национальным колоритом украинский этно...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. гоголь николай васильевичроссийский и украинский писатель. Первое произведение Ганц Кюхельгартен опубликованное под псевдонимом В. Алов успеха не имело. Литературную известность принесли писател...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  10. гоголь николай васильевичГОГОЛЬ Николай Васильевич русский писатель. Сбки повестей Вечера на хуторе близ Диканьки ч. Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала опубл. под назв. Басаврюк ...Литературный энциклопедический словарь
  11. гоголь николай васильевичГоголь Николай Васильевич местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии Москва писатель автор всемирно известных произведений комедии Ревизор поэ...Москва (энциклопедия)
  12. гоголь николай васильевич. . . м. Великие Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ. . Москва писатель творчество крого оказало огромное воздействие на дальнейшее развитие всей отечественной кул...Русская философия
  13. гоголь николай васильевичГоголь Николай Васильевич писатель. В Петербурге с декабря . В Г. канцелярский служащий в Департамента государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутр...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  14. гоголь николай васильевич. . . великий русский писатель прозаик драматург критик историк публицист. Родился в благочестивой патриархальной дворянской семье. По воспоминаниям одного из гоголевски...Святая Русь - энциклопедический словарь
  15. гоголь, николай васильевичГоголь Николай Васильевич известный русский писатель. Начало литературной деятельности опубликованная в г. поэма Ганс Кюхельгартен. Идиллия в картинках. Критика приня...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  16. гоголь николай васильевичГоголь Николай Васильевич марта в д. Васильевка Полтав. губ. февр. в М. писательПсевдонимыi Алов В.u Глечик П.u Н. Г.u доп. ООООu Пасичник Рудый Панькоu Рудый Пань...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  17. гоголь, николай васильевичГоголь Николай Васильевич один из величайших писателей русской литературы которого влияние определяет ее новейший характер и достигает до настоящей минуты. Он родился ...Энциклопедический словарь
  18. гоголь николай васильевичодин из величайших писателей русской литературы которого влияние определяет ее новейший характер и достигает до настоящей минуты. Он родился марта года в местечке Сороч...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  19. гоголь николай васильевич.III.IV. м. Великие Сорочинцы Миргород. у. Полтав. губ. .II.III. Москва писатель.В творч. и эпистоляр. наследии Г. нет прямых ссылок на С. однако исследователи имеют ос...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
  20. гоголь, николай васильевичГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ великий русский прозаик и драматург. Родился марта в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Отец его помещик родом из казацкого шляхетства был др...Энциклопедия Кольера II