Лермонтовская энциклопедия

АВТОБИОГРАФИЗМ

АВТОБИОГРАФ́́ИЗМ, преломление биогр. материала в худож. творчестве. В лирике Л., как и в лит-ре вообще, А. связан со стремлением к подлинности выражения переживаний, конкретности в передаче психол. движений и событий. Поскольку А. предполагает конкретность в создании образа лирич. героя или центр. персонажа (в драмах и в прозе), близкого, но не тождественного автору, в нем воплощены две противоречащие друг другу тенденции — к субъективности и к общезначимости.Творчество Л. 1830—32 носит в целом обнаженно автобиогр. характер: гл. герои лирики и драм наделены присущим самому поэту комплексом переживаний, личная подлинность к-рых удостоверяется жизненными обстоятельствами и внешними приметами его биографии. Многие лирич. и драматич. произв. сохраняют известные нам факты и события лермонт. судьбы. В драмах («Menschen und Leidenschaften», «Странный человек» и др.) развертываются конфликты, происходившие в семье Л. (распря между отцом поэта и бабушкой, в к-рую был вовлечен Л., отношения с Н.Ф. Ивановой и пр.). В лирике сильны воспоминания детства, отклики первых волнений сердца, дружеских симпатий, любовных увлечений. Л. стремится убедить в невыдуманности, неподдельности юношеских романтич. чувств и прибегает для этого то к прямым указаниям на правдивость запечатленных событий, то к форме дневника или исповеди, то к введению собственных портретных и возрастных характеристик (см. стих. «Портреты»). Той же цели — жизненной и поэтич. достоверности — служат упоминания о местах, где происходили те или иные события (напр., «Видение», «Вадим»).Биогр. реальность для Л. — не просто материал лирич.признаний: А. становится принципиальной установкой его раннего творчества, начальной ступенью личностной передачи романтич. чувств. Однако спаянность автобиогр. черт с общеромантич. идейно-эмоц. комплексом уже предопределяла выход за пределы личного опыта поэта. Единичным жизненным фактам Л. придает оттенок исключительности, «повышает» в своем значении. Лермонт. А., помимо тенденции к жизненной и худож. достоверности, к нравственной оправданности собств. переживаний, заключал в себе последоват. стремление Л. подчеркнуть личностный характер филос. размышлений своего лирич. героя (см. стих. "1831-го июня 11 дня"). Есть вместе с тем известное несоответствие самого принципа изображения образа лермонт. героя с т.з. "вечности" и стремления Л. вводить в раннюю лирику реальные приметы своей биографии, конкретные даты и адресаты (см. Прототипы).В зрелом творчестве Л. отказывается от прямого А., но последний, ослабляясь, не исчезает совсем, а изменяет свое худож. наполнение. Утрачиваются внешние автобиогр. приметы, как и видимая опора на события и факты, непосредственно извлекаемые из личного опыта. Л. находит другие худож. средства для выражения внутренней и жизненной подлинности — вне прямого обращения к биогр. деталям, что достигается либо объективацией лирич. героя [«Дума», «Сосед», «Соседка», «Завещание» («Наедине с тобою, брат»), «Валерик» и др.], либо обращением к философско-символич. образности («Тучи», «Утес», «Спор», «Листок» и др.). Л. избегает строгой фиксации и последоват. воспроизведения своих переживаний; их автобиогр. истоки остаются за рамками произв. В результате снижается романтич. патетика лирич. признаний, и сами они лишаются признаков дневниковой записи.В романе «Герой нашего времени» автобиогр. мотивы способствуют созданию обобщенного образа героя поколения. «Те, которые были в 1837 году в Пятигорске, вероятно, давно узнали, — писал Н.М.Сатин, — и княжну Мери, и Грушницкого, и в особенности милого умного и оригинального доктора Майера» [Воспоминания (2), с. 201]. Почти все персонажи романа имеют своих прототипов (Вернер, Вулич, Вера, Казбич, Грушницкий, княжна Мери и др.), но все эпизоды, с ними связанные, как и сами лица, выступают художественно преображенными. Нет сомнения, что Печорин также воплощает существ. стороны знакомого по другим произведениям духовного облика Л. Однако Печорин никак не сводим к личности Л. Против отождествления автора и Печорина протестовал сам поэт, подчеркнув в предисл. ко 2-му изд. романа, что «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Вместе с тем автобиогр. основа образа Печорина явно давала себя знать: уже Белинский заметил неполную отделенность автора от героя. А. романа, не отменяя обобщенности и типичности Печорина, свидетельствовал об авт. привязанности к центр. персонажу (ср. также поэмы «Демон» и «Мцыри»), о духовном родстве автора и героя, о созвучии их настроений и переживаний. Однако, «оправдывая» собственные духовные искания Л., образ Печорина служил не толькосубъектоманализа — как бы доверенным лицом авт. рефлексии, — но одновременно иобъектомего. А., т.о., — одна из характеристич. черт лермонт. творчества, связанная с общей эволюцией Л. — поэта и прозаика.

Лит.:Бродский(1);Гинзбург(1), с. 3—35;Гинзбург(2), с. 128—79;Эйхенбаум(7), с. 1—82;Эйхенбаум(12), с. 40—124;Максимов(2), с. 42—44;Мануйлов(11), с. 92—93, 148—50, 169—74, 178—79, 182—84, 197—201, 252;Коровин(4), с. 29—33;Удодов(2), с. 100—31;Григорьян(3), с. 176—87;АндрониковаМ. И., От прототипа к образу, М., 1974, с. 186—93.

В. И. Коровин, О. В. МиллерЛермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл.,1981

  1. автобиографизмАВТОБИОГРАФИЗМ а м. autobiographisme m. Отражение в литературном произведении событий из жизни автора а также близости героя произведения к автору в какомл.em отношенииe...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  2. автобиографизмНачальная форма Автобиографизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  3. автобиографизмавтобиографизм м. Отражение в литературном произведении событий из жизни автора близости в какомл. отношении автору героя произведения....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  4. автобиографизмавтобиографизм автобиографизм а...Орфографический словарь
  5. автобиографизмОрфографическая запись слова автобиографизм Ударение в слове автобиографизм Деление слова на слоги перенос слова автобиографизм Фонетическая транскрипция слова автобиогра...Полный фонетический разбор слов
  6. автобиографизмавтобиографизм а...Русский орфографический словарь
  7. автобиографизмАВТОБИОГРАФИЗМ м. Отражение в литературном произведении событий из жизни автора близости в какомлибо отношении автору героя произведения....Толковый словарь русского языка
  8. автобиографизмУдарение в слове автобиографизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове автобиографизм...Ударение и правописание
  9. автобиографизмМиро Мирза Мираб Мир Миот Миозит Миоз Миограф Мио Миг Миаз Мга Мвф Мвт Мафиозо Мат Марфа Марти Март Марго Марат Мара Маори Мао Маиорат Мазар Маз Магот Маго Маг Мавр Маб М...Электронный словарь анаграмм русского языка