Лексикон нонклассики

ШКЛОВСКИЙ

Виктор Борисович (1893-1984) Один из главных представителей формального метода в литературоведении, создатель ОПОЯЗа. Его теория остранения, переносящая внимание с художественного образа на технику его создания, меняющая тем самым взгляд на понятие произведения искусства, была манифестирована им как основной принцип художественности. Показать обычное как необычное — сущность остранения и искусства. Искусство в остранении — не тезис, абсолютная данность, считал Ш., искажение действительности — ее преображение, выпуклость обыкновенного. Как ведущий теоретик формального метода Ш. закрепил в рамках его теоретического арсенала такие понятия, как «ощутимость» — чувство деформации привычного понятия, стандартного контекста слов, предшествующее остранению; «искажение» — способ затруднения восприятия, благодаря которому можно глубже вглядеться в мир; «выражаемость» — одна из функций речевой деятельности. На этих понятиях основывалась идея о разграничении художественного языка от остальных языковых явлений. В поэтическом языке слово рассматривалось как вещь, и все понятия теории Ш. были служебным материалом для толкования этого аспекта исследований: слово — вещь, образ — конструкция. Образ — образование системы вещей. Произведение искусства, по Ш., есть «чистая форма», содержание искусства — «один из аспектов формы». Понятие содержания имело значение приема, который представлял главную эстетическую ценность произведения, т. е., перестав игнорировать содержание, Ш. апеллировал к чисто формальному понятию приема для объяснения значения содержания. Сама же форма была дополнена им еще одним понятием — «материал». Слово понималось в качестве материала художественного произведения; его бытие формализовано в поэтическую, художественную речь. Слово — материал и предмет научного изучения и — средство коммуникации, материальная единица художественного текста. В кругу формалистов появляется и новое определение художественной литературы как «системы знаков», или функционального поля словесного материала, определенным образом выстроенных словесных структур, конструкций. Так формалисты создали прецедент для возникновения структуралистского направления (см.: Структурализм) в русском литературоведении (М. Бахтин, Ю. Лотман). Ш. ввел в научный лексикон зрелого формализма и понятие литературного приема, который трактовался так же неоднозначно, как и понятие материала. Отчасти «прием» применялся при объяснении содержательных моментов текста, например, как поверхностный слой остранения — впечатление, т. к. на эстетическом уровне это аспект содержания, на уровне внеэстетическом, базовом, остранение как прием есть способность формы создавать впечатление, т. е. опять-таки делать вещь. Впечатление, созерцание вещи — суть для формалистов едина. Это находка Ш. и новый предмет исследований формалистического направления. Прием, по Ш., — критерий создания формы, демонстрация подачи языкового материала. Техника приложения приема к материалу позволяет производить оригинальную форму. Степень оригинальности — в умении художника скомпоновать различные приемы в единую форму. И тонко подобрать материал, иначе никакой прием не в состоянии организовать стихию языкового хаоса. С самим понятием «материал» у Ш. не было определенности. С одной стороны, это уже упоминаемое языковое поле для структурирования стихии языка в остраняющие формы, с другой — готовая конструкция содержания. Последнее рассматривалось как формальная структура условных компонентов содержания произведения. Так Ш. поднял вопрос об условности искусства. Длительное время Ш. не касался истории литературы, проблем сюжетосложения, техники композиции, логики типажа, характера. Тем не менее он считал, что жизнь созданной художником вещи не заканчивается после ее создания: наступает процесс созерцания вещи. Это еще один этап ее бытия. Созерцание сотворенного мира — еще один этап научного творчества Ш. и ряда ученых формалистического направления. На этом этапе Ш. были подняты вопросы типологических мотивировок, ряда независимых стилистических особенностей речевых характеристик персонажей и т. д. Введенные Ш. и русскими формалистами термины: остранение, прием, мотивировка, условность и некоторые другие вошли в арсенал ряда исследовательских направлений в гуманитарных науках XX в.: структурализма, семиотики, постструктурализма в частности. Соч.: Ход коня. М., Берлин, 1923; О теории прозы. М.-Л., 1925; Гамбургский счет. 1926; Третья фабрика. Л., 1926; Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир». М., 1928; О Маяковском. Воспоминания. 1940; Собр. соч. в трех томах. 1973 — 74; Texte der russischen Formalisten. Ed. Ju. Striedter. Bd 1-2. Munchen, 1969-72. Лит.: Pomorska K. Russian Formalist Theory and Its Poetic Ambiance. The Hague, 1968; Erlich V. Russian Formalism: History, Doctrine. The Hague, 1980; Steiner P. Russian Formalism: A Metapoetics. Itaca, N.Y., 1984. О. Палехова

  1. шкловскийВиктор Борисович СанктПетербург Москва русский писатель литературовед. Литературную деятельность начинал как активный сторонник футуризма первая книга Воскрешение слов...Литература и язык. Современная энциклопедия
  2. шкловскийВиктор Борисович СанктПетербург Москва русский писатель литературовед.В. Б. Шкловский Литературную деятельность начинал как активный сторонник футуризмаem первая книга...Литературная энциклопедия
  3. шкловскийНачальная форма Шкловский винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор прилагательных
  4. шкловский.strong ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович русский писатель литературовед. Член ОПОЯЗа. Автобиографическая проза книги Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза Гамбургский счт ...Русская энциклопедия
  5. шкловскийШклоск...Русско-белорусский словарь
  6. шкловскийшклоск...Русско-белорусский словарь II
  7. шкловскийШКЛОВСКИЙПервоначально обозначало приезжего из города Шклов ныне Могилев. обл. или из местечка Шкло таких в Белоруссии несколько.НИсточник Словарь русских фамилий. Ономас...Словарь фамилий
  8. шкловскийШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович русский писатель литературовед. Член ОПОЯЗа. Автобиографическая проза книги Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза Гамбургский счет и др. ...Современный энциклопедический словарь
  9. шкловскийШКЛОВСКИЙ Иосиф Самуилович российский астрофизик членкорреспондент АН СССР . Труды по теоретической астрофизике и радиоастрономии исследование солнечной короны сверхновы...Современный энциклопедический словарь
  10. шкловскийШКЛОВСКИЙ Евгений Александрович р . русский критик писатель. Статьи и рецензии о современной русской литературе а также о литературе советского периода. Книги Лицом к че...Современный энциклопедический словарь
  11. шкловскийСолкий Сок Совкий Совик Совий Слой Слив Скол Скок Сков Силок Силой Сило Сивко Ошский Ослик Окский Оклик Окк Лоск Лок Ловкий Лов Лис Лик Кси Кош Кос Колкий Кол Кокс Кок Ко...Электронный словарь анаграмм русского языка
  12. шкловскийШкловский Исаак Владимирович талантливый публицист и беллетрист известный под псевдонимом Дионео.i Род. в г. в еврейской семье в Елизаветграде где и учился в гимназии. ...Энциклопедический словарь
  13. шкловскийИсаак Владимирович талантливый публицист и беллетрист известный под псевдонимом Дионео.em Род. в г. в еврейской семье в Елизаветграде где и учился в гимназии. Писать на...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  14. шкловскийШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович писатель теоретик литры критик киновед кинодраматург. В учился на историкофилол. фте Петербург. унта. Принимал активное участие в событиях ...Энциклопедия культурологии
  15. шкловскийШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович писатель теоретик литры критик киновед кинодраматург. В учился на историкофилол. фте Петербург. унта. Принимал активное участие в событиях ...Энциклопедия Культурология XX век