Лексикон нонклассики

СКРЯБИН

Александр Николаевич (1872- 1915) Великий русский композитор и пианист, известный также и своими уникальными футурологическими прогнозами в искусстве. Близок в этом отношении к Р. Вагнеру с его концепцией «искусства будущего» (Гезамткунстверк). Практически все зрелое творчество С. вершилось под знаком поэтапного продвижения к так называемой «Мистерии» (см.: Символизм), в реализации которой Скрябин видел цель всей своей жизни. «Мистерия» уже выносилась им собственно за пределы искусства. Она мыслилась им как некий грандиозный художественный акт единоразового и окончательного действия, должный осуществить духовный переворот всего человечества. Пафос его личной «обреченности на подвиг» органически вписывался в общую атмосферу общественной жизни России рубежа столетий, точнее — «подпитывался» и направлялся ею. В мистериальной концепции С. — следы увлечения философией Фихте, Ницше, Шопенгауэра, социалистическими идеями, теософией, очевидное влияние позиций русского символизма (соборность духа, художнический мессианизм), отголоски русского космизма. Из всего этого С. отбирал то, что объясняло и оправдывало высокое предназначение искусства и художника на пути к «Мистерии». Решение подобной небывалой сверхзадачи в «Мистерии» естественно требовало обращения к небывалым сверхсредствам и приемам художественного воздействия. Как собственно композитору ему было тесно в рамках традиционных средств. Он мечтает о новых строях, тембрах, в реальной своей практике выступая как яркий новатор в области гармонии. Уже в Первой симфонии он обращается к синтезу музыки со словом. А в симфоническую поэму «Прометей» (1910), своего рода генеральную репетицию «Мистерии», кроме человеческого голоса композитор включает уже совсем непривычный материал — свет (см.: Светомузыка). Поначалу суть «световой симфонии», точнее — функции света, мыслились им элементарно, как своего рода цветовая «визуализация» тональностей и аккордов, но уже в ходе работы над «Прометеем» С. приходит к идее более сложных, контрапунктических (полифонических) взаимоотношений между музыкой и светом, причем и сама световая партитура должна усложниться за счет пространственной организации цвета в стилизованно-абстрактные образы и фигуры символического содержания («молнии», «облака», «волны»). Предполагаемые формы и приемы синтеза детализируются и расширяются им в ходе работы над последним крупным произведением — «Предварительным действом» («безопасным» вариантом «Мистерии», как шутили его современники). С. сам пишет стихотворный текст, размышляет о специальном, сферической формы храме для исполнения «Мистерии», фантазирует о «световых столбах фимиамов», о некоей «текучей световой архитектуре», о «колоколах с неба». Он мечтает о таком исполнении «Мистерии», когда световая симфония сливается с закатами и восходами, со звездным небом. Меняется и сам процесс исполнения — нет границы между залом и сценой, оркестранты и актеры двигаются вместе со зрителями в небывалом танце. Сегодня все это представляется утопией, но если обратиться к современной художественной практике, то пусть и в приземленном варианте многое из этой эстетической футурологии уже реализуется воочию — в таких формах экспериментального искусства, как электронная музыка, пространственная музыка (инструментальный театр), светомузыка, кинетическое искусство, психоделическое искусство, световая архитектура, абстрактное кино, театрализованные представления «Звук и Свет», хэппенинг, небесное (или космическое) искусство, лазериумы (под куполом планетариев), лазерные шоу под открытым небом и т. д. И совсем не удивительно, что большинство художников, работавших или работающих в этих областях, считают себя последователями С. (Л. Термен, Г. Гидони, В. Баранов-Россине, НИИ «Прометей» и т. д.) Лит.: Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925; Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Поэма огня (концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина). Казань, 1981; Ванечкина И. Л. «Luce» — луч, освещающий проблему гармонии позднего Скрябина // Скрябин: человек, художник, мыслитель. М., 1994. Б.Галеев, И.Ванечкина

  1. скрябинСКРЯБИН Георгий Константинович [р. . Ленинград] советский микробиолог и биохимик чл.корр. АН СССР . Чл. КПСС с . Сын К. И. Скрябина. iОкончил Казанский ветеринарный инт ....Большая советская энциклопедия
  2. скрябинСКРЯБИН Константин Иванович [. Петербург . Москва] советский гельминтолог основатель гельминтологич. науки в СССР акад. АНСССР ВАСХНИЛ АМН СССР Герой Социалистическог...Большая советская энциклопедия
  3. скрябинСКРЯБИН Александр Николаевич [. Москва. там же] русский композитор и пианист. Род. в семье дипломата мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе . С брал уроки фп....Большая советская энциклопедия
  4. скрябинимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. скрябинАлександр Николаевич российский композиторпианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленностик неведомым космическим сферам идея преобразующей си...Большой энциклопедический словарь II
  6. скрябинАлександр Николаевич русский композитор и пианист вошедший в историю мировой музыки как создатель выдающихся симфонических произведений. Его творчество отличается глубо...Мировая художественная культура. Словарь
  7. скрябинНачальная форма Скрябин единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  8. скрябин.strong СКРЯБИН Александр Николаевич композитор пианист. Оказал большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры в. Музыке Скрябина присущи эмоциональная напряж...Русская энциклопедия
  9. скрябинСКРЕБНЕВ СКРЯБИНСкребень скряба то чем скребут скребок скребница. Возможно прозвище аккуратного человека содержащего в чистоте свой дом. Ф В основе фамилии прозвище Скр...Словарь фамилий
  10. скрябинСКРЯБИН Константин Иванович российский гельминтолог основатель отечественной гельминтологической школы. Фундаментальные труды по морфологии систематике экологии гельми...Современная энциклопедия
  11. скрябинСКРЯБИН Константин Иванович российский гельминтолог основатель научной школы академик АН СССР ВАСХНИЛ АМН Герой Социалистического Труда . Фундаментальные труды по мор...Современный энциклопедический словарь
  12. скрябинСКРЯБИН Георгий Константинович р . российский ученый академик АН СССР академик ВАСХНИЛ Герой Социалистического Труда . Сын К. И. Скрябина. Основные труды по общей и те...Современный энциклопедический словарь
  13. скрябинСКРЯБИН Александр Николаевич российский композитор пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым космическим сферам идея преобра...Современный энциклопедический словарь
  14. скрябинКрис Кси Никс Рик Рин Ринк Крин Кнр Иск Рис Риск Иня Рия Инк Икс Сбир Син Скб Скин Сяк Яик Брянск Бия Бинк Ясир Бикс Бис Бряк Янки Скрябин Синяк Рнк...Электронный словарь анаграмм русского языка
  15. скрябинСкрябин Александр Николаевич талантливый русский композитор и пианист. Род. в г. в Москве окончил курс в Московской консерватории где был профессором фортепьянной игры....Энциклопедический словарь
  16. скрябинАлександр Николаевич талантливый русский композитор и пианист. Род. в г. в Москве окончил курс в Московской консерватории где был профессором фортепьянной игры. Главные...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  17. скрябинСкрябин Александр Николаевич Великий русский композитор и пианист известный также и своими уникальными футурологическими прогнозами в искусстве. Близок в этом отношении...Энциклопедия культурологии