Лексикон нонклассики

ПОПАРТ

(англ. pop art — от popular art - популярное искусство) Одно из наиболее распространенных направлений в англо-американском искусстве середины XX в., оказавшее влияние и на искусство других стран; одно из первых широкомасштабных проявлений ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-), на основе которого, так или иначе модифицируя его основные элементы и приемы, формировались многие художественные практики второй пол. XX в. Один из наиболее ярких феноменов модернизма. Возник в начале 50-х гг. практически одновременно в Великобритании и США как реакция на элитарность наиболее продвинутых к тому времени авангардных (см.: Авангард) направлений изобразительного искусства (в частности, на абстрактное искусство, абстрактный экспрессионизм). Своего апогея достиг в 60-е гг. П. является типичным продуктом технологического индустриального общества массового потребления. В нем нашла своеобразное художественное выражение принципиальная антиномия того времени, одна из главных антиномий возникающей ПОСТ-культуры, которая проявилась еще в авангарде начала столетия, а в дальнейшем на иных уровнях ставилась и решалась уже в более изощренных формах постмодернизмом: романтизация индустриального общества массового потребления (его идеалов, кумиров, имиджей, стереотипов, технологии и его продукции), как единственной и общезначимой реальности современной жизни, и ироническое дистанцирование от этого общества, иногда даже неприятие и резкий протест против него. Первый член этой оппозиции, как правило, все-таки преобладал в П. Начальные теоретические разработки П. появились в Англии в период 1952-55 гг., когда в Институте современного искусства в Лондоне образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников, критиков (среди них Р.Хэмилтон, Э.Паолоцци, Л.Эллуэй, Р.Бэнхем и др.). Позже к ним присоединились такие ставшие известными в П. фигуры, как П.Блейк, Р.Б.Китай, Д.Хокни, А.Джонс, П.Филлипс. Словечко «Поп» было введено критиком Эллуэем для обозначения фактически нового эстетического сознания, новой эстетической позиции, которая утверждала художественную значимость предметов, событий, фрагментов повседневности массового человека индустриального общества, до этого считавшихся в художественно-эстетической элите нехудожественными, антихудожественными, кичем, дурным вкусом и т.п. П. предпринял масштабную и результативную попытку уравнять их в правах с феноменами «высокой культуры», слить элитарную культуру с потребительской популярной (поп!) субкультурой (см.: Массовая культура). Своими предтечами поп-артисты справедливо считали М.Дюшана с его реди-мэйд, дадаиста (см.: Дада) К.Швиттерса, отчасти Ф. Леже с его романтизацией машинного, миро-человека. Художники П. открыли своеобразную поэтику массовой продукции городской культуры, находя ее в банальных и тривиальных вещах, событиях, жестах, в окружающей их потребительской среде и коммерциализованной реальности: в голливудских боевиках и популярных «звездах», в газетных и журнальных фото, в американском жизненном стандарте, основанном на техническом прогрессе, в рекламе, афишах, плакатах, газетах, в предметах домашнего обихода, комиксах, научной фантастике, бульварной литературе и т. п. — во всем, что составляло повседневную среду обитания и псевдодуховную пишу евро-американского обывателя середины XX в. Изымая элементы и имиджи массовой культуры из повседневной среды и помещая их в контекст из них же создаваемого художественного пространства, поп-артисты строили свои произведения на основе игры смыслами массовых стреотипов (новые контекстуальные связи, иной масштаб, цвет, иногда деформации и т.п.) в новой семиотической среде. Ранние произведения П. выполнялись в техниках коллажа или традиционной живописи с элементами коллажа. Среди первых программных для П. работ, получивших хрестоматийную известность, были коллажи Э.Паолоцци «Я была игрушкой богатого мужчины» (1947, Лондон, Тэйт-галлери) и Р.Хэмилтона «Что собственно делает сегодня наш домашний очаг иным и столь привлекательным?» (1956, Тюбинген, Кунстхалле). На первом изображена в жеманной позе красотка легкого поведения со стандартной манекенной улыбкой в окружении этикеток и надписей субкультуры; на втором представлен интерьер обывательского дома с обнаженной стандартной красоткой на стандартном диване и обнаженным же культуристом с теннисной ракеткой в руках в окружении предметов обихода: телевизора, магнитофона, мягкой мебели, увеличенной обложки для комиксов, служанки с пылесосом и его рекламы, эмблемы Форда, а за окном хорошо виден кинотеатр с изображением Эла Джолсона в «Певце из джаза». Элементы изображения — вырезки из рекламных проспектов и популярных журналов. В обеих работах присутствует девиз нового направления — словечко "POP". В дальнейшем используемые материалы и техника создания поп-произведений существенно расширяются и усложняются. В традиционную живопись активно внедряются инородные элементы — обломки гипсовых изображений, предметы повседневной действительности, фотографии, детали машин и т.п. Появляются поп-скульптуры, объекты, ассамбляжи, инсталляции, в которых используются самые различные материалы, в том числе и в большом количестве вещи, бывшие в употреблении, то есть содержимое мусорных ящиков, помоек и свалок. Часто создаются композиции из упаковочного картона, тары потребительских товаров и т.п. материалов. Художники П. не ограничиваются только статическими произведениями — они создают поп-артистские действа — хэппенинги, энвайронменты и т.п. акции. Последние особенно характерны для представителей американского П. Зачинателями П. в Америке считаются Роберт Раушенберг и Джеспер Джонс. В дальнейшим когорту американских поп-артистов пополнили такие фигуры, как Э. Уорхол, P Лихтенштейн, К.Ольденбург, ДДайн, Т.Вессельман, Дж.Розенквист, Ж.Сигал, Э.Кинхольц и др. Из европейских мастеров П. (имевшего во Франции название «Нового реализма») наибольшую известность приобрели Арман (Арманд Фернандес), Ники де Сен-Фаль (Saint-Phalle), Христо, О. Фальстрём. По своему духу и внутренней ориентации П. вошел в историю культуры все-таки как продукт американской индустриально-потребительской цивилизации. Именно в США он достиг необычайного размаха и очень быстро был признан в художественных кругах в качестве влиятельнейшего движения в искусстве второй пол. XX в. По содержанию, материалу, манере исполнения и типам артефактов художники П. сильно отличаются друг от друга и этим еще раз косвенно демонстрируют свою глубинную принадлежность к пестрой, хотя и стандартизированной повседневности массового общества. Для наглядности несколько примеров. Д.Джонс чаще всего пользуется средствами живописи, близкими к абстрактному экспрессионизму. Однако известность ему приносят почти иллюзионистские, натуралистические изображения американского флага в различных вариантах и масштабах и мишенеобразных форм. Для Т.Вессельмана характерна поэтизация идеализированно-рекламной эротичности женского тела. Его композиции состоят обычно из плоскостного упрощенно-силуэтного изображения обнаженных женских фигур часто в откровенно сексогенных позах на постели или в ванной, выполненного яркими масляными или акриловыми красками (иногда с элементами коллажа), в сочетании с некоторыми конкретно-предметными фрагментами интерьера. Например, «Большой американский акт № 54» (1964) представляет собой живописно-коллажное изображение в спальне обнаженной женской фигуры в позе готовности к сексуальному акту, органично объединенное с композицией из реальных элементов интерьера смежной со спальней комнаты: реальной батареи водяного отопления, телефона на стене, стола и стула у реального окна с реальными гардинами. В таком же духе выполнены многие другие его работы. Р.Лихтенштейн делал полумеханическим способом картины на холсте в духе журнальных комиксов — увеличивая их в масштабе. К.Ольденберг создавал объекты и инсталляции из самых различных материалов. Здесь и сочетания реальных предметов с раскрашенными гипсовыми муляжами (как правило, скоропортящихся продуктов питания — кусков мяса, овощей, хлеба); и антропоморфные композиции из фигур, вырезанных из упаковочного картона; и инсталляции из самых разнообразных предметов, частично расписанных маслом; это и серия мягких надувных предметов обихода: унитаз, пишущая машинка, телефон-автомат, пылесос и т.п.; это, наконец, целые интерьеры комнат, воспроизведенные в натуральную величину из реальных вещей в пространстве музея (например, «Спальня» в Музее современного искусства во Франкфурте и подобные интерьеры в других музеях мира). Э. Уорхол создавал шелкографические серии на основе фотографий Мерилин Монро, отдельных фрагментов ее лица (губ, глаз), долларовых купюр, бутылок колы и т.п. Р. Раушенберг сочетал живописную технику с созданием объектов и инсталляций из самых различных материалов (как правило, недолговечных, обиходных ) — так называемую «комбинированную живопись». Д.Дайн развешивает по верхнему краю пустого холста слегка подкрашенные столярно-слесарные инструменты. Дж. Розенквист пишет яркими, часто ядовито режущими глаз синтетическими красками огромные многометровые композиции, набранные из иллюзорно выписанных элементов, фрагментов, символов научно-технического прогресса XX в. Ж.Сигал создавал, как правило, пространственные группы из белых гипсовых фигур-муляжей людей в натуральную величину. Некоторые работы Сигала и особенно композиции, ассамбляжи, инсталляции Э.Кинхольца с антропоморфными фигурами, собранными из обломков и деталей технических приборов и машин, имеют жутковатый абсурдно-сюрреалистический (см.: Сюрреализм) характер. В них с особой силой выявляется абсурдность и бессмысленность той «идеальной» повседневности современного массового общества, которую идеализирует американская государственная машина и романтизировали некоторые ранние поп-артисты; с экспрессивной пронзительностью выражена в некоторых из них внутренняя экзистенциальная опустошенность человека этого общества. В целом П. фактически подвел черту под традиционными видами изобразительного искусства, доведя их до логического завершения, и открыл путь принципиально новым типам художественных практик, осваивающих самые различные пространства с помощью всего множества визуально воспринимаемых форм, предметов и способов неутилитарной деятельности современного художника. В частности, П. подготовил почву для концептуализма и постмодернизма. Лит.: Hermand J. Pop International. Eine kritische Analyse. Frankfurt/M., 1971; Jakob J. Die Entwiklung der Pop Art in England ... von ihren Anfangen bis 1957. Frankfurt/M., Bern, N.Y., 1986; Pop Art U.S. A. — U.K. America and British Artists of the '60s in the '80s. Ed. L.Alloway, M.Livingstone. Tokyo, 1987; Livingstone M. Pop Art: A Continuing History. London, N.Y., 1990; Osterwold T. Pop Art. Koln, 1992. Л.Б., В.Б.

  1. попартlat.i popartпопарт...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. попартПопарт...Белорусско-русский словарь
  3. попартПОПAPT англ pop art от pop отрывистый звук лгкий удар хлопок похожий на хлопанье пробки буквально искусство производящее взрывной шокирующий эффект трактуется также как ...Большая советская энциклопедия
  4. попартПопарт неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на Абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с Дадаизмом особ...Большая Советская энциклопедия II
  5. попартм. pop art f англ. Итальянорусский словарь. Синонимы попискусство...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. попартпопарт м Popart p O p a r t ] fСинонимы попискусство...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. попартмPopart f...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. попартм.arte pop...Большой русско-испанский словарь
  9. попартсущ. муж. рода только ед. ч.попарт уem...Большой русско-украинский словарь
  10. попартм.pop art m попискусство...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. попартангл. pop art сокр. от popular art общедоступное искусствомодернистское художественное течение возникшее во й пол. х гг. вСША и Великобритании. Отказываясь от обычных м...Большой энциклопедический словарь II
  12. попартПОПАРТ англ. pop art сокр. от popular art общедоступное искусство модернистское художественное течение возникшее во й пол. х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от ...Большой Энциклопедический словарь V
  13. попарту ч.i Напрям у сучасному образотворчому мистецтв що на противагу абстракцонзму ма предметний характер використовуються реальн предмети х комбнац твори як вдповдають цьом...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  14. попартчасть бодиарта...Весёлый этимологический словарь
  15. попартпопарт у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  16. попартангл.общедоступное искусство направление сложившееся сначала в модернистском изобразительном искусстве а затем в различных сферах массовой культуры. Попарт возник в х год...Евразийская мудрость от А до Я
  17. попартанглийское pop art сокращенное от popular art общедоступное искусство художественное течение возникшее во й половине х гг. в США и Великобритании. Культивирует нарочито ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. попартангл. популярное общедоступное искусство. Иногда термин объясняется также значением звукоподражательного английского слова pop отрывистый удар шлепок т.е. искусство про...История и теория культуры
  19. попарта м.em Направление авангардистского изобразительного искусства в. представители которого изображают мир с помощью случайных предметов как сочетание разнохарактерных муля...Малый академический словарь
  20. попартангл. popular art популярное искусство или от pop отрывистый звук хлопок хлопанье пробки буквально искусство производящее взрывной шокирующий эффект направление в иск...Мировая художественная культура. Словарь
  21. попартНачальная форма Попарт винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. попартпопарт м. Модернистское направление в искусстве рассчитанное на популярность использующее в живописи и скульптуре элементы техники рекламы муляжа произвольные комбинации ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  23. попартпопарт попарт а...Орфографический словарь
  24. попартu мu Р.u попарта попискусство...Орфографический словарь русского языка
  25. попартпопарт менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  26. попартОрфографическая запись слова попарт Ударение в слове попарт Деление слова на слоги перенос слова попар Фонетическая транскрипция слова попарт [папарт] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  27. попартпопарт аСинонимы попискусство...Русский орфографический словарь
  28. попартпопарт м. pop art popular art....Русско-английский словарь II
  29. попартпопарт...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  30. попартм. иск. Popart f....Русско-немецкий словарь
  31. попартодно из новейших художественных течений западноевропейского и американского искусства использующее реальные предметы изображения рекламу для создания произвольных комбина...Русско-немецкий словарь по искусству
  32. попартпопарт аСинонимы попискусство...Русское словесное ударение
  33. попартпопарт попарта попискусство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  34. попартпопарт поп Синонимы попискусство...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  35. попартПОПАРТ [англ. popart сокр. lt popular art популярное общедоступное искусство] иск. возникшее в середине XX в. направление в изобразительном искусстве авангарда АВАНГАРД...Словарь иностранных слов русского языка
  36. попартPOPART массовое искусство от англ popular народный популярный ретроспективно связанное с pop неожиданно появиться взорваться направление художественного модернизма фун...Словарь постмодернизма
  37. попартпопарт сущ. колво синонимов попискусство Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы попискусство...Словарь синонимов II
  38. попартнеоавангардистський напрям в образотворчому мистецтв амер. popart lt амер. popular art популярне мистецтво. Основоположник попарту американець Р.Раутенберг. Напрям набу...Словник англіцизмів
  39. попартпопарт ч. англ. скор. вд популярне мистецтво формалстична течя мистецтва половини ст. що на противагу абстрактному мистецтву ма пдкреслено предметний характер. Митц цьо...Словник іншомовних слів
  40. попартПОПАРТ у ч.Художнй напрям який виник у й половин ст. на противагу абстрактному мистецтву ма пдкреслено предметний характер.Митц цього напряму наслдують стиль реклам вик...Словник української мови у 20 томах
  41. попартПОПАРТ англ . pop art сокр. от popular art общедоступное искусство модернистское художественное течение возникшее во й пол. х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от ...Современный энциклопедический словарь
  42. попартпопарт [англ popular art] направление в современном зарубежном изобразительном авангардистском искусстве использующее реальные предметы изображения рекламу и т. д. вырва...Толковый словарь иностранных слов
  43. попартпопарт попарт а м. Модернистское направление в искусстве рассчитанное на популярность использующее в живописи и скульптуре элементы техники рекламы муляжа произвольные ко...Толковый словарь русского языка II
  44. попартПОПAPT а м. Модернистское направление в искусстве рассчитанное на популярность использующее в живописи и скульптуре элементы техники рекламы муляжа произвольные комбинаци...Толковый словарь русского языка
  45. попартУдарение в слове попартУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове попарт...Ударение и правописание
  46. попарт[popart]...Українсько-польський словник
  47. попартRzeczownik попарт m popart m...Универсальный русско-польский словарь
  48. попартТенденця у сучасному мистецтв виникла на поч.em х XX ст.em у США поляга у творенн композиц з готових предметв як нколи механчно рухаються часто з звуковим ефектом наслду ...Універсальний словник-енциклопедія
  49. попартПопарт англ. pop art сокращение от popular art популярное общедоступное искусство термин объясняется также значением звукоподражательного англ. pop отрывистый удар хлоп...Художественная энциклопедия
  50. попартПОПАРТ pop art англ. сокр. от популярное искусствоem одно из направлений англоамер. искусства новой реальности возникшее в сер. х гг. Теор. основой П.а. являются положе...Энциклопедия культурологии
  51. попартПОПАРТ pop art англ. сокр. от популярное искусство одно из направлений англоамер. искусства новой реальности возникшее в сер. х гг. Теор. основой П.а. являются положени...Энциклопедия Культурология XX век
  52. попартсокр. от англ. popular art общедоступное искусство англ. popart нем. PopArt. Направление в современном изобразительном авангардистском искусстве использующее реальные п...Энциклопедия социологии
  53. попартангл. pop art сокр. от popular art общедоступное искво одно из течений в искве модернизма. Возникло в х гг. XX в. в США и Великобритании первоначально в живописи и скул...Эстетика