Лексикон нонклассики

НОНФИНИТО

(итал. non-finito — незаконченное) Концепция, возникшая в западноевропейской эстетике в 50-60 гг. XX в. (Й.Гантнер, П.Михелис и др.) и активно обсуждавшаяся на ряде международных симпозиумов и конгрессов по эстетике. Суть ее сводится к тому, что художник далеко не всегда доводит свое произведение до полной «логической» завершенности (как правило, в области формы), а оставляет его в стадии определенной недосказанности, открытости для субъекта восприятия (в качестве примера приводятся «Бальзак» О.Родена и некоторые другие его работы). Этим активизируется психика реципиента, возбуждается его фантазия, повышается уровень его сотворчества в акте эстетического восприятия. Теоретики Н.-ф. считают, что полное «завершение» произведения искусства осуществляется только в процессе его восприятия. Многие художники XX в. часто сознательно использовали в своем творчестве эффект незавершенности; однако примеры, как правило, бессознательного его применения можно найти и в истории искусства (особенно в искусстве древних народов; но также у Микеланджело и других мастеров Нового времени). Новая для западноевропейской эстетики концепция «незавершенности», «недосказанности», открытости «формы» лежала в основе многих направлений восточных эстетик (особенно чань (дзэн)-буддизма); вообще характерна для художественного мышления различных культур Востока. В западном искусстве она стала регулярно ощущаться с импрессионизма, особенно сильно проявилась у некоторых дадаистов (см.: Дада) и в постмодернизме. На уровень эстетической рефлексии вышла только в 50 — 60-е гг. Теоретики Н.-ф. стояли на позициях классической эстетики (см.: Эстетика), т.е. имели перед своим «внутренним взором» некий (воображаемый) идеальный образец «завершенного» произведения искусства. Очевидно, что в неклассической эстетике, в большинстве направлений искусства XX в. антиномии «завершенное-незавершенное» вообще не существует. Концепцией Н.-ф. классическая эстетика, выявив один из важных психологических механизмом эстетического опыта вообще, пыталась как-то объяснить и включить в поле своей юрисдикции то, что принципиально выходило за рамки ее компетенции. Лит.: Gantner J. «Das Bild des Herzens». Uber Vollendung und Un-Vollendung in der Kunst. Reden und Aufsatze. Berlin, 1979. В.Б.

  1. нонфинитоот итал. non finito неоконченное художественный приемоснованный на активном образном взаимодействии предметного изображения ибеспредметной пустоты свободной зоны холста...Большой энциклопедический словарь II
  2. нонфинитоНОНФИНИТО от итал. non finito неоконченное художественный прием основанный на активном образном взаимодействии предметного изображения и беспредметной пустоты свободной...Большой Энциклопедический словарь V
  3. нонфинитоНОНФИНИТО от итал . non finito неоконченное художественный прием основанный на активном образном взаимодействии предметного изображения и беспредметной пустоты свободной...Современный энциклопедический словарь
  4. нонфинитоНонфинито итал. nonfinito незаконченное Концепция возникшая в западноевропейской эстетике в гг. XX в. Й.Гантнер П.Михелис и др. и активно обсуждавшаяся на ряде междунар...Энциклопедия культурологии