Лексикон нонклассики

МИМЕСИС

(греч. mimesis — подражание, воспроизведение) В античной эстетике основной принцип творческой деятельности художника. Исходя из того, что все искусства основываются на М., самую сущность этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает «гармонии небесных сфер»; Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивной творческой деятельности человека) происходит от подражания человека животным (ткачество от подражания пауку, домостроительство — ласточке, пение — птицам и т. п.). Более подробно теория М. была разработана Платоном и Аристотелем. При этом термин «М.» наделялся ими широким спектром значений, Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может подражать истине и благу. Однако обычно искусства ограничиваются подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство, ибо сами предметы видимого мира он понимал лишь как слабые «тени» (или подражания) умонепостигаемого мира идей. Собственно эстетическая концепция М. принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отображение действительности (изображение вещей такими, «как они были или есть»), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, «как о них говорят и думают»), и идеализацию действительности (изображение их такими, «какими они должны быть»). В зависимости от творческой задачи художник может сознательно или идеализировать, возвысить своих героев (как поступает трагический поэт), или представить их в смешном и неприглядном виде (что присуще авторам комедий), или изобразить их в обычном виде. Цель М. в искусстве, по Аристотелю, — приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета. Неоплатоник Плотин, углубляя идеи Платона, усматривал смысл искусств в подражании не внешнему виду, но самим визуальным идеям (эйдосам) видимых предметов, то есть в выражении их сущностных (= прекрасных в его эстетике) изначальных оснований. Эти идеи уже на христианской основе были переосмыслены в XX в. неоправославной эстетикой (см.: Религиозная эстетика России), особенно последовательно С.Булгаковым в принцип софийности искусства. Художники античности чаще всего ориентировались на один из аспектов понимания М. Так, в древнегреческой теории и практике изобразительных искусств господствовала тенденция создания иллюзорных изображений (например, знаменитая «Телка» Мирона); в целом же для эллинского изобразительного искусства характерно имплицитное понимание М. как идеализаторского принципа искусства, т.е. внесознательное следование той концепции изображения визуальных эйдосов вещей и явлений, которую только в период позднего эллинизма вербально зафиксировал Плотин. Впоследствии этой тенденции придерживались художники и теоретики искусства Возрождения и классицизма. В Средние века миметическая концепция искусства характерна для западноевропейской живописи и скульптуры, а в Византии она уступает место символической; сам термин «М.» наполняется здесь новым содержанием. У Псевдо-Дионисия Ареопагита (см.: Византийская эстетика как парадигма), например, «неподражаемым подражанием» назван символический образ, «по контрасту» обозначающий умонепостигаемый архетип. В поствозрожденческой эстетике концепция М. влилась в контекст «теории подражания», которая на разных этапах истории эстетики и в различных школах, направлениях, течениях понимала «подражание» (или М.) часто в самых разных смыслах (нередко — в диаметрально противоположных), восходяших, тем не менее к широкому антично-средневековому семантическому спектру: от иллюзорно-фотографического подражания видимым формам материальных предметов и жизненных ситуаций (натурализм, фотореализм) через условно обобщенное выражение типических образов, характеров, действий обыденной действительности (реализм в различных его формах) до «подражания» неким изначальным идеальным принципам, идеям, архетипам, недоступным непосредственному видению (романтизм, символизм, некоторые направления авангардного искусства XX в.). В целом в визуальных искусствах с древнейших времен до начала XX в. миметический принцип был господствующим, ибо магия подражания — создания копии, подобия, визуального двойника, отображения скоропреходящих материальных предметов и явлений, стремление к преодолению времени путем увековечивания их облика в более прочных материалах искусства генетически присуща человеку. Только с появлением фотографии она стала ослабевать, и большинство направлений авангардного и модернистского искусства (см.: Авангард, Модернизм) сознательно отказываются от миметического принципа в элитарных визуальных искусствах. Он сохраняется только в массовом искусстве и консервативно-коммерческой продукции (см.: Консерватизм). В ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-) М. часто вытесняется реальной презентацией самой вещи (а не ее подобия) и активизацией ее реальной энергетики в контексте специально созданного арт-пространства или создаются Cимулякры — псевдоподобия, не имеющие прототипов ни на каком уровне бытия или экзистенции. И здесь же нарастает ностальгия по иллюзорным подражаниям. В результате в самых современных арт-проектах все большее место начинают занимать фотография (особенно старая), документальные кино— и видеообразы, документальные фонозаписи. Представляется, что М. является неотъемлемой потребностью человеческой деятельности и в принципе не может быть исключен из эстетического опыта человека, какие бы исторические трансформации он ни претерпевал. Лит.: Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб, 2000; Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965; Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. В. Б.

  1. мимесисгреч. mimesis подражение термин древнегреческой философиихарактеризующий сущность человеческого творчества в т. ч. искусства....Большой энциклопедический словарь II
  2. мимесисМИМЕСИС греч. mimesis подражение термин древнегреческой философии характеризующий сущность человеческого творчества в т. ч. искусства....Большой Энциклопедический словарь V
  3. мимесисгреческое mimesis подражание термин древнегреческой философии характеризующий сущность человеческого творчества как подражание музыка гармонии небесных сфер искусство ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  4. мимесисНачальная форма Мимесис винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  5. мимесисмимесис мимесис а...Орфографический словарь
  6. мимесисОрфографическая запись слова мимесис Ударение в слове мимесис Деление слова на слоги перенос слова мимесис Фонетическая транскрипция слова мимесис [мимисс] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  7. мимесисмимесис аСинонимы подражание...Русский орфографический словарь
  8. мимесисмимесис...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  9. мимесисМИМЕСИС [гр. mimesis подражание] подражание действительности в искусстве эстетическая КАТЕГОРИЯ Аристотеля определяющая отношения между произведением и миром который ...Словарь иностранных слов русского языка
  10. мимесисмимесис сущ. колво синонимов подражание Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы подражание...Словарь синонимов II
  11. мимесисгреч. подражание термин др.греч. философии и эстетики. См. в ст. Подражание в эстетике....Советский философский словарь
  12. мимесисМИМЕСИС греческое mimesis подражание термин древнегреческой философии характеризующий сущность человеческого творчества как подражание музыка гармонии небесных сфер иск...Современная энциклопедия
  13. мимесисМИМЕСИС греч . mimesis подражение термин древнегреческой философии характеризующий сущность человеческого творчества в т. ч. искусства....Современный энциклопедический словарь
  14. мимесисУдарение в слове мимесисУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове мимесис...Ударение и правописание
  15. мимесисМИМЕСИС от греч. mimesis подражание воспроизведение принцип выражающий основу творческой деятельности художника. Понятие М. является важнейшим для понимания природы и с...Философская энциклопедия
  16. мимесисгреч. подражание учение в антич. эстетике и философии рассматривающее человеч. познание и художеств. творчество как подражание действительности см. Подражание. В истор...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  17. мимесисМисс Мимесис Мим Мес Сми Мис Сим...Электронный словарь анаграмм русского языка
  18. мимесисМимесис греч. mimesis подражание воспроизведение В античной эстетике основной принцип творческой деятельности художника. Исходя из того что все искусства основываются на...Энциклопедия культурологии
  19. мимесисгреч. mimesisподражание воспроизведение в античной эстетике осн. принцип творческой деятельности художника. Исходя из того что все исква основываются на М. саму сущность...Эстетика