Лексикон нонклассики

ЛИОТАР

(Lyotard) Жан-Франсуа (1924-1998) Французский эстетик-постфрейдист, одним из первых поставивший проблему корреляции эстетики постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге «Состояние постмодерна. Доклад о знании» (1979) он выдвинул гипотезу об изменении статуса познания в контексте постмодернистской культуры и постиндустриального общества. Научный, философский, эстетический, художественный постмодернизм связывается им с неверием в метаповествование, кризисом метафизики и универсализма. Темы энтропии, разногласия, плюрализма, прагматизма языковой игры вытеснили «великие рассказы» о диалектике, просвещении, антропологии, герменевтике, структурализме, истине, свободе, справедливости и т.д., основанные на духовном единстве, консенсусе между говорящими. Прогресс современной науки превратил цель, функции, героев классической и модернистской философии истории в языковые элементы, прагматические ценности антииерархичной, дробной, терпимой постмодернистской культуры с ее утонченной чувствительностью к дифференциации, несоизмеримости, гетерогенности объектов. Введение эстетического критерия оценки постнеклассического знания побудило сконцентрировать внимание на ряде новых для философии науки тем: проблемное поле — легитимация знания в информатизированном обществе, метод — языковые игры; природа социальных связей — современные альтернативы и постмодернистские перспективы; прагматизм научного знания и его повествовательные функции. Научное знание рассматривается как своего рода речь — предмет исследования лингвистики, теории коммуникации, кибернетики, машинного перевода. Специфика постмодернистской ситуации заключается в отсутствии как универсального повествовательного метаязыка, так и традиционной легитимации знания. В современных условиях, когда точки роста нового знания возникают на стыках наук, любые формы регламентации отторгаются. Особенно бурно этот процесс идет в эстетике. Постмодернистская эстетика отличается многообразием правил языковых игр, их экспериментальностью, машинностью, антидидактичностью: корень превращается в корневище, нить — в ткань, искусство — в лабиринт. Кроме того, правила эстетических игр меняются под воздействием компьютерной техники. Постмодернистский этап развития искусства Л. определяет как эру воображения и экспериментов, время сатиры. Эстетическое наслаждение отличается бесполезностью: спичкой можно зажечь огонь, а можно просто зажечь ее без всякой цели, чтобы полюбоваться огнем. Тогда произойдет разрушение энергии, ее потеря. Так и художник, творящий видимость, напрасно сжигает вложенную в нее эротическую силу. Солидаризируясь с Адорно и Джойсом, Л. провозглашает единственно великим искусством пиротехнику — «бесполезное сжигание энергии радости». Подобно пиротехнике, кино и живопись производят настоящие, то есть бесполезные видимости — результат беспорядочных пульсаций, чья главная характеристика — интенсивность наслаждения. Если в архаических и восточных обществах неизобразительное абстрактное искусство (песни, танцы, татуировка) не препятствовали истечению либидозной энергии, то беды современной культуры порождены отсутствием кода либидо, торможением либидозных пульсаций. Цель современного художественного и научного творчества — разрушение внешних и внутренних границ в искусстве и науке, свидетельствующее о высвобождении либидо. В книге «О пульсационных механизмах» (1980) Л. определяет искусство как универсальный трансформатор либидозной энергии, подчиняющийся единственному правилу — интенсивности воздействия либидозных потоков. Ядром его «аффирматив-ной либидозной экономической эстетики» является бьющая через край метафизика желаний и пульсаций, побуждающая исследовать функционирование пульсационных механизмов применительно к литературе, живописи, музыке, театру, кино и другим видам искусства. Критикуя Фрейда за приверженность к изобразительности, удовлетворяющей сексуальные влечения путем символического замещения, он видит задачу постмодернистского искусства в методическом раскрытии логики функционирования либидозных механизмов, логики их системы. Для этой системы характерны мутации бесхозных желаний. Искусство для Л. — это превращение энергии в другие формы, но механизмы такого превращения не являются социальными либо психическими. Так, в живописи либидо подключается к цвету, образуя механизм трансформации своей энергии путем покрывания холста краской, ногтей — лаком, губ — помадой и т.д. Если подключить либидо к языку, произойдет превращение либидозной энергии в аффекты, душевные и телесные движения, порождающие, в свою очередь, войны, бунты и т.п. Свой подход Л. называет прикладным психоанализом искусства. Его применение к постмодернистской живописи приводит к заключению о приоритете беспорядка, свидетельствующему о том, что живописец стремится заменить недосягаемую природу, непостижимую действительность преображенными объектами своего желания. Современный театр видится Л. застывшим созвездием либидозных аффектов, слепком их мощи и интенсивности. Театр должен извлекать высочайшую энергию из пульсационных потоков, изливая ее в зал, за кулисы, вне театрального здания. Подобное извержение трансформированной либидозной энергии должно привести к рождению энергетического театра, первые намеки которого Л. усматривает в опытах театрального постмодерна. «Акино» будущего, по его мнению, располагается на двух полюсах кино, понятого как графика движений в сферах неподвижности и подвижности. Наиболее перспективна для киноискусства неподвижность, так как гнев, ярость, изумление, ненависть, наслаждение, любая интенсивность — это движение на месте. Идеальным подобием интенсивнейшего фантазма является живая картина. Последняя, отождествляемая с эротическим объектом, пребывает в покое, субъект же — зритель — перевозбужден, но его наслаждение бесплодно, либидозный потенциал сгорает зря, происходит «пиротехнический» эстетический эффект. Л. считает постмодернизм частью модернизма, спрятанной в нем («Постмодерн для детей», 1986). В условиях кризиса гуманизма и традиционных эстетических ценностей (прекрасного, возвышенного, совершенного, гениального, идеального), переживаемого модернизмом, необратимого разрушения внешнего и внутреннего мира в абсурдизме (дезинтеграция персонажа и его окружения в прозе Джойса, Кафки, пьесах Пиранделло, живописи Эрнста, музыке Шёнберга), чьим героем стал человек без свойств, мобильная постмодернистская часть вышла на первый план и обновила модернизм плюрализмом форм и технических приемов, сближением с массовой культурой. Осн. соч.: La Condition postmoderne. Rapport sur le savoir. P., 1979; Des dispositifs pulsionnels. P., 1980; Le Postmodeme explique aux enfants. P., 1986. H.M.

  1. лиотарLiotard Жан Этьен швейцарский живописец. Портреты ижанровые картины Лиотара главным образом пастелью отличаютсятщательностью в передаче натуры тонкой детализацией Шокол...Большой энциклопедический словарь II
  2. лиотарЖан Этьен Liotard Jean Etienne Женева Женева. Уроженец Женевы Лиотар всю жизнь провел в путешествиях. Универсально одаренный он занимался живописью в любых условиях. В...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  3. лиотарЛИОТАРstrongLyotard ЖанФрансуа р. в французский философ теоретик нерепрезентативной эстетики создатель концепции нарратологии обосновывающей ситуацию постмодернизма в ф...История философии II
  4. лиотарЛИОТАР Lyotard ЖанФрансуа р. французский философ создатель концепции нарратологии обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. На его творчество заметно повлияло...Новейший философский словарь
  5. лиотарLyotard ЖанФрансуа р. французский философ создатель концепции нарратологии обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. На его творчество заметно повлияло неокан...Новейший философский словарь II
  6. лиотарLyotard ЖанФрансуа р. в французский философ теоретик нерепрезентативной эстетики создатель концепции нарратологии обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. С ...Словарь постмодернизма
  7. лиотарЛИОТАР Lyotard ЖанФрансуа р . французский философ. Выступал с критикой фрейдизма и марксизма Экономия желания ввел понятие постмодернизма как основной проблемы современ...Современный энциклопедический словарь
  8. лиотарЛИОТАР Liotard Жан Этьен швейцарский живописец. Портреты и жанровые картины Лиотара главным образом пастелью отличаются тщательностью в передаче натуры тонкой детализаци...Современный энциклопедический словарь
  9. лиотарЛИОТАР Lyotard Жан Франсуа р. фр. философ. С преподавал философию в унтах Парижа Сорбонна Нантер с по проф. унта СенДени а также приглашенный проф. в различных унта...Философская энциклопедия
  10. лиотарЛИОТАР Lyotard ЖанФрансуа р. в французский философ теоретик нерепрезентативной эстетики создатель концепции нарратологии обосновывающей ситуацию постмодернизма в филосо...Энциклопедия История философии
  11. лиотарЛИОТАР Lyotardem ЖанФрансуа р. em франц. эстетикпостфрейдист одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей кни...Энциклопедия культурологии
  12. лиотарЛИОТАР Lyotard ЖанФрансуа р. франц. эстетикпостфрейдист одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге П...Энциклопедия Культурология XX век
  13. лиотарЛиотар Lyotard ЖанФрансуа р. французский эстетикпостфрейдист одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей кн...Энциклопедия социологии