Лексикон нонклассики

АПОЛЛИНЕР

(Apolinnaire) (Гийом (1880-1918) Французский поэт, чье творчество во многом предвосхитило появление орфизма, кубизма, футуризма, дада, сюрреализма: сам термин «сюрреализм» придуман им. Являясь предтечей эстетики авангарда, творцом нового лиризма, он выступает одновременно великим завершителем классической эпохи французского стиха. Эталонный по чистоте стиля «Мост Мирабо» не препятствует появлению стихов-идеограмм, поэтических текстов без пунктуации. Масштабы его творчества побуждали называть его «поэтическим Гаррантюа, с трудом приспосабливающимся к человеческим критериям» (Ю.Хартвиг). Его сравнивали с Вергилием и Цезарем. Его античный профиль, его голова — «как у императора позднего Рима» (Г.Стайн) вдохновляли художников — М. Вламинка, А. Матисса, таможенника Руссо, П. Пикассо. А. — внебрачный ребенок российской подданной Ангелики Костровицкой, дочери польского эмигранта (его настоящее имя — Вильгельм Аполлинарий Костро-вицкий; псевдоним появился в 1902 г.). «Аполлинер провел свои первые пятнадцать лет у фривольных юбок деспотичной мамаши», — писал композитор Ф.Пуленк, положивший на музыку многие четверостишья из первой поэтической книги А. — «Бестиарии». Публиковаться А. начинает с 1901 г. Его поэтический предшественник — Ш. Бодлер (см.: Символизм). Вкусом к сатире и гротеску А. во многом обязан своему другу — А.Жарри, увлечением кубизмом и примитивизмом — Матиссу, А.Руссо, Пикассо. Среди его друзей — поэты Б.Сандрар, М.Жа-коб. Новые творческие идеи, связанные с прорывом в поэтическое будущее, сделали А. признанным лидером литературного кружка, в который входили А. Бретон, П.Элюар, Б.Пере, Л.Арагон, Ф.Супо. Его перу принадлежат поэтические сборники «Алкого-ли» (1913) и «Калиграммы» (1918), многочисленные литературно-критические статьи. В 1914 г. А. был мобилизован и отправлен на фронт, в 1916 г. тяжело ранен в голову. Его военные стихотворения проникнуты патриотическим духом. По возвращении в Париж он пишет программный манифест «Новый дух» (1917), отстаивающий освоение искусством «новой реальности» — новых областей действительности. Его переполняет жажда мистификаций. В 1917 г. ставится его «сюрреалистическая» драма «Груди Тиресия», в 1918 г., за несколько месяцев до смерти, он пишет футуристическую пьесу «Цвет времени». «Сюрреальное» в эстетике А. еще не находит точного определения, легко заменяется «сверхнатуральным», «сверхъестественным». Под этими терминами имеется в виду потаенная внутренняя природа, наделенная неожиданными, неуловимыми, беспощадными и радостными чудесами. Эта еще не обессиленная обыденными истолкованиями естественная, «свободная» природа способна вернуть искусству свежесть и новизну. Сфера сюрреального — неизведанные возможности человеческого естества, противостоящие посредственному, повседневному, общепринятому. Художник призван перевести их на сюрреалистический язык — загадочный, многозначный, профетический, наделенный уникальной эротической полнотой. Декларировавшиеся в ранней книге «Гниющий чародей» (1909) призывы «вернуться к самой природе» и одновременно «дать волю фантазии» воплощаются А. в драме «Груди Тиресия», где и появляется впервые слово «сюрреализм». Тиресий — идеальное воплощение сюрреальной свободы желания, реальности фантастического и табуированного, совпадения мужского и женского начал. В предисловии к драме А. призывает к обновлению театра, подвергая резкой критике эстетику натурализма, правдоподобия, местного колорита: «Когда человек пожелал подражать ходьбе, он создал колесо, которое нисколько не напоминает ногу. Точно так же он занимался сюрреализмом, вовсе не подозревая об этом. /.../ Впрочем, театр не в большей степени является жизнью, которую он истолковывает, чем колесо — ногой. Вследствие этого, на мой взгляд, вполне правомерно привносить в театр новую и поражающую эстетику, которая подчеркивает сценический характер персонажей и увеличивает великолепие постановки, не изменяя вместе с тем патетической или комической стороны ситуации, которые должны быть самодостаточны». Задача театра — пробудить интерес и развлечь, дать волю фантазии, замешанной на меланхолии, сатире, лиризме и здравом смысле. Современный театральный язык — это гибкий стих, основанный на ритме, сюжете, дыхании, не пренебрегающий музыкой и рифмой, способным сообщить дополнительную красоту патетическому, комическому. Осн. соч.: Oeuvres et prose completes. P., 1991; Correspondance. P., 1994; Избранная лирика. М., 1985; Ранние стихотворения. Бестиарий, или Кортеж Орфея. СПб, 1994; Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. СПб., 1999. Лит.: Буачидзе Г. Аполлинер и пути развития французской поэзии. Тбилиси, 1989; Как всегда — об авангарде. М., 1992. Н.М.

  1. аполлинерАПОЛЛИНЕР Apollinaire Гийом [псевд. наст. имя и фам. Гийом. Аполлинарий Костровицкий Kostrowicky] . Рим. Париж французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С ...Большая советская энциклопедия
  2. аполлинеримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. аполлинерApollinaire Гийом наст. имя Вильгельм АполлинарийКостровицкий Kostrowicki французский поэт. ЛирикаАполлинера цикл Жизнь посвятить любви сочетает мужественнуюискренност...Большой энциклопедический словарь II
  4. аполлинерapollinaire Гийом настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий Рим Париж французский поэт прозаик драматург эссеист теоретик искусства. Псевдоним выбрал в память о...Литература и язык. Современная энциклопедия
  5. аполлинерapollinaire Гийом настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий Рим Париж французский поэт прозаик драматург эссеист теоретик искусства. Псевдоним выбрал в память о...Литературная энциклопедия
  6. аполлинерНачальная форма Аполлинер винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. аполлинерАПОЛЛИНЕР Apollinaire Гийом наст . имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий Kostrowicki французский поэт. Лирика Аполлинера цикл Жизнь посвятить любви сочетает мужественн...Новый большой англо-русский словарь II
  8. аполлинерАПОЛЛИНЕР Apollinaire Гийом настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий французский поэт. Лирика Аполлинера сочетает острое подчас саркастическое ощущение жестоко...Современная энциклопедия
  9. аполлинерАПОЛЛИНЕР Apollinaire Гийом наст . имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий Kostrowicki французский поэт. Лирика Аполлинера цикл Жизнь посвятить любви сочетает мужественн...Современный энциклопедический словарь
  10. аполлинерРано Рало Ралли Пролин Пролан Прол Прион Прелина Пран Пралине Пра Пора Пони Полир Полина Пол Плие Плена Планер План Пирон Пирен Пиран Пир Пионер Пион Пино Пилон Пила Пие ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  11. аполлинерАполлинер Apolinnaire Гийом Французский поэт чье творчество во многом предвосхитило появление орфизма кубизма футуризма дада сюрреализма сам термин сюрреализм придуман и...Энциклопедия культурологии