Лексикон нонклассики

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел немецкий искусствовед Э.(?) фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см.: Экспрессионизм). В 1929 г американец Барр (А.Н.Вагг) применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы де Кунинга и Поллока. С тех пор понятие А. э. укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками А. э. считаются ранний Кандинский, экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты (см.: Дада) и сюрреалисты (см.: Сюрреализм) с их принципом психического автоматизма (см.: Автоматическое письмо). Философско-эстетическим основанием А. э. во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма. А. э. продолжил начатое Кандинским и сюрреалистами «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума, логических законов и, более того, — от традиционных законов цветовых отношений, цветового синтаксиса европейско-средиземноморской культуры. Девизом абстрактных экспрессионистов стала формула: «Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь — освобождение свободно струящегося цвета от доктринерских законов формы» (Карл Рурберг). Главным творческим принципом художников А. э. стало спонтанное, автоматическое нанесение красок на холст исключительно под влиянием субъективных настроений и эмоциональных состояний. Радость, гнев, страсть, страх, страдание в буквальном смысле слова выплескиваются абстрактными экспрессионистами потоками красок на полотна. Манеры письма самые разные — от традиционной работы кистью до нанесения красок только шпателем, разливания их из банок, выдавливания из тюбиков, разбрызгивания из пульверизатора и т. п. Соответственно многообразны и возникающие цветовые структуры и по форме, и по цвету (от монохромных до резкого, бьющего по нервам буйства красок, не имеющего никаких аналогов в природе или в традиционной живописи). Разнообразен и спектр воздействия работ абстрактных экспрессионистов — от черных символических иероглифов Пьера Сулажа и медитативных огромных почти монохромных (с еле заметными тоновыми флюктуациями) полотен Марка Ротко до шокирующих глаз и психику зрителя «диких» по яркости, пластике и синтаксису полотен голландца Карела Аппеля. Главными центрами зарождения А. э. были Париж (в частности, Ecole de Pans), где после войны собралось большое количество художников со всего мира, и США. Среди ведущих фигур А. э. в Европе можно назвать Roger Bissiere, основателя Ecole, Пьера Сулажа, Ганса Гартунга, Николая Де Сталя (Nicolas de Stael), представителей группы «Кобра» ( А. Ерн (Asger Jorn), П.Алехински, К. Аппель). В США— это Аршил Горки, Уильям де Кунинг, Адольф Готтлиб, Барнет Нойман, Джексон Поллок, Марк Ротко. Наряду с группой «Кобра», участники которой нередко вводили в свои картины элементы видимой действительности и использовали предельно яркие кричащие цвета и их сочетания (особенно К. Аппель), в А э выделяют такие направления, как ташизм, живопись действия, информель. С середины 50-х гг. А.э. стал мощным международным движением в искусстве, захватив практически все континенты. Полная свобода (у Кандинского она была ограничена «законами внутренней необходимости», то есть традиционными эстетическими законами цвето-формо-образования, живописного синтаксиса) нанесения красок на полотно или обращения с пластическими формами, декларируемая А. э., породила бесчисленное множество последователей этого направления, наводнивших музеи, галереи и дома частных граждан массой своих поделок. Лит.: Neue Kunst nach 1945 Hg W Grohmann Koln, 1958; Sandler I The Triumph of American Painting: A History of Abstract Expressionism N. Y., 1970; Schwartz C. The Abstract Expressionists and Their Precursors. Nassau County Museum of Fine Art, 1981, Lamberrt J.-C. Cobra — eine freie Kunst Konigstem, 1985 Л. Б.

  1. абстрактный экспрессионизмразновидность абстрактного искусства. Возникпод влиянием сюрреализма с его идеей автоматического письма. Ярче всегопроявился в живописи в свободных композициях создаваем...Большой энциклопедический словарь II
  2. абстрактный экспрессионизмАБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей автоматического письма. Ярче всего проявился в живописи в св...Большой энциклопедический словарь III
  3. абстрактный экспрессионизмАБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей автоматического письма. Ярче всего проявился в живописи в с...Большой Энциклопедический словарь V
  4. абстрактный экспрессионизмАБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей автоматического письма. Ярче всего проявился в живописи в св...Новый большой англо-русский словарь II
  5. абстрактный экспрессионизмк.и. абстракты экспрессионизм...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  6. абстрактный экспрессионизмнаправление современной живописи начало около г. во Франции и СШАem abstrakter Expressionismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  7. абстрактный экспрессионизмАБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ живопись действия бесформенное искусство ташизм разновидность абстрактного искусства х гг. в США Франции и др. странах Дж. Поллок М. Тоби и д...Современная энциклопедия
  8. абстрактный экспрессионизмАБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей автоматического письма. Ярче всего проявился в живописи в св...Современный энциклопедический словарь
  9. абстрактный экспрессионизмАБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ разновидность абстрактного искусства. Возник под влиянием сюрреализма с его идеей автоматического письма. Ярче всего проявился в живописи в с...Энциклопедический словарь естествознания
  10. абстрактный экспрессионизмАбстрактный экспрессионизм Послевоенный кон. х е гг. XX в. этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в е гг ввел немецкий искусствовед Э. фон Зюдов E. von Syd...Энциклопедия культурологии