Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА

в Арте (XIII в.) типа «ставропистэгос» представляет собой однонефное, прямоугольное, крестовокупольное здание, но без купола. Средний неф и трансепт, пересекающиеся на месте купола, образуют в плане форму креста. Видимо, храм расписывали два живописца. Одному из них, следовавшему традиционному стилю XI – XII вв., принадлежат росписи стен: вверху – «Вознесение», посередине – «Благовещение», внизу – св. Иоанн Златоуст и св. Василий (Кесарийский). На южной стене – праздничные сцены от «Рождества Христова» до «Введения во храм», которые заканчиваются на северной стене. Среднюю часть северной стены занимают изображения пророков Даниила, Софония, Иеремии, Иоанна Богослова с Богородицей, держащей младенца на руках, и Симеона Столпника. Традиционно изображены сцены «Введение во храм», «Снятие с креста», Богоматерь Оранта в апсиде и Христос без нимба, входящий в преддверие Рая. Отступления от традиции связаны со вторым художником (сцены «Святые жены у гроба», «Причастие апостолов» слева и справа в апсиде, изображения епископов св. Василия и св. Иоанна Златоуста по краям апсиды). Он удлинил силуэты фигур апостолов и епископов, уделил больше внимания одежде и позам, использовал контрасты света и тени, особенно заметные на лицах святых.