Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

ФИЛОПАТРИС

Патриот, или Поучаемый», «Друг отечества, или Слушающий») – анонимное произведение X в., написанное в форме диалогапамфлета сатирического характера на политические, философские и этические темы. В его основе лежит полемика между язычеством и христианством, причем обе религии осмеиваются в духе диалога Лукиана «Менипп, или Путешествие в подземное царство». В несколько растянутой первой части ниспровергаются языческие боги. Действие в ней происходит в период раннего христианства. Ее герой Триефонт, принявший крещение от апостола Павла, доказывает Критию ложность язычества. Он приводит различные древнегреческие мифы, демонстрирующие бессилие богов (Афина Паллада не может одолеть Медузу Горгону, хотя носит ее голову на щите, и др.). Создатель «Филопатриса» иронизирует и по адресу библейских легенд о Моисее и апостоле Павле, которого он изображает «долгоносым, плешивым галилеяниным». В более краткой второй части, насыщенной современными автору политическими событиями (намеки на резню на Крите в годы правления узурпатора Никифора II Фоки, взятие ромеями Антиохии в 969 г., действия императора, приостановившие рост монастырского землевладения, и его столкновения с патриархом Полиевком), героем является Критий, который рассказывает другу Триефонту о своих приключениях. Он поднимается по высокой лестнице и, подобно гомеровскому Телемаху, минуя железные ворота и медные пороги, попадает в золоченые покои, похожие на чертог Менелая. Это – надземный, горний мир, но он населен не ангелами, а «какимито вперившими глаза в землю бледнолицыми людьми» (монахами, находившимися в оппозиции к Никифору Фоке). Они проводят дни в постах и молитвах, приобретают дар предсказывать будущее, сулят Византии гибель, «смуты и волнения» и возвещают приход благодетеля, который уплатит долг и «вымостит золотом» главную улицу. Критий призывает божий гнев на них за антипатриотизм. Жители горнего мира, набрасываются на него с кулаками и бранью. В конце диалога безымянный автор устами своего героя прославляет военные победы Никифора II Фоки, «падение Вавилона, порабощение Египта, пленение сынов Персии, прекращение скифских набегов и … отторжение варваров» от границ империи. «Филопатрис» изобилует прямыми и скрытыми цитатами из античных классиков (Гомера, Аристофана, Лукиана и др.), Библии, намеками на хорошо известные образы, просторечными выражениями, сценами, напоминающими буффонаду. Это произведение пользовалось широкой популярностью среди народных масс в Византии и, видимо, в Западной Европе, так как оно попало в первый список запрещенных книг, изданных инквизицией в Венеции в 1554 г.