Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

СИМОКАТТА ФЕОФИЛАКТ

конец VI – первая половина VII в.) – видный ученый светского направления, автор писем назидательного характера и естественнонаучного труда («Anaestiones physicae»), в котором он использовал сочинения Геродота (ок. 484 – 425 до н.э.), Диодора (ок. 90 – 01 до н.э), Прокопия Кесарийского, Менандра Протиктора и др. Большой популярностью пользовалось его сочинение «История» (между 628 и 638 гг.), в основу которого были положены консульские анналы, протоколы цирковых партий, письма государственных деятелей, устные сообщения современников и другие документы. В «Диалоге философии с историей», с которого начинается этот исторический труд, автор рассматривал философию как царицу наук, а историю – как ее любимую дочь, служащую для старца «как бы поводырем и посохом, для юношей – лучшим и мудрейшим наставником». Много внимания он уделил также риторическому повествованию, стилю изложения «как речи». Из диалога известно, что историк преподавал в Царском портике до восшествия Фоки на престол (602 – 210) и после него, при императоре Ираклии (610 – 041). В «Истории», обрывающейся на событиях 602 г. – казни императора Маврикия и воцарения Фоки, подробно освещены войны Византии конца VI – VII вв. с Сасанидским Ираном, аварами и славянами на Балканах, причем автор не скрывал своего презрения к варварским народам. В своем историческом повествовании Феофилакт Симокатта руководствовался идеей непрерывного круговорота всего сущего, повторяемости событий и текущего времени; идеей о превосходстве ромеев, не имеющих себе равных в сражениях «за свободу, за честь, за отечество, за своих детей»; идеей разума как божественного свойства, «лучшего помощника» природы человека, улучшающего ее, создающего искусства и ремесла; верой во всесилие божественного промысла и в божественное возмездие («Воздается людям по делам их»). Историк был сторонником сильной централизованной власти, законных правителей (Тиверия II, 578 – 882; Маврикия, 582 – 202; Ираклия) и врагом социальных перемен, народных движений, любого насилия («Там, где есть насилие, жизнь не может идти без вражды и брани»). Узурпатор Фока изображен им как вероломный, жестокий, коварный «тиран» и «кентавр». На страницах своего сочинения Феофилакт Симокатта создал образ идеального правителя – философа на троне, благочестиивого, благоразумного, осмотрительного, скромного и милосердного, который «держит в узде разума произвол своей власти», не доверяет «льстивым речам» и «по поступкам… воздает… достойную награду». Сочинение Феофилакта Симокатты отличается высокопарной манерой повествования, отсутствием критического анализа исторического материала, обилием риторических рассуждений, использованием дрвнегреческих мифов, цитат из Гомера, стилистических приемов Платона, Софокла, Еврипида, Фукидида. Наряду с изложением сущности христианского учения о Троице историк включает в повествование различные предзнаменования, сведения о колдунах, вредивших человеку, и других суевериях.

  1. симокатта феофилактвизант. историк в. Советник имп. Ираклия . Гл. соч. Ф. С. Истории или Всемирная история важнейший источ. для харристики правл. имп. Маврикия в них использованы и с...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  2. симокатта феофилактсм. Феофилакт Симокатта....Советская историческая энциклопедия