Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

ПРОКЛ ДИАДОХ

Диадох» – «преемник в сане главы школы», ок. 412 – 485) – выдающийся философнеоплатоник, глава Афинской школы, с именем которого связывают завершение неоплатонизма. Он был автором многочисленных трактатов, комментариев к Гомеру, Гесиоду, Платону, Аристотелю, Евклиду, гимнов различным божествам, написанных гекзаметром. В комментариях к первой книге «Начал» Евклида Прокл дал краткий обзор геометрии от Фалеса (624 – 426 до н.э.) до Евклида (ок. 365 – 500 до н.э.) и выдвинул собственную формулировку параллельных, которая вошла во все школьные учебники. В сочинении «Физические начала, или О движении» он рассмотрел физические элементы и связанные с ними проблемы движения. В астрономических трактатах Прокл сделал критический обзор исследований о движении небесных тел, отвергнув теорию эпициклов (циклических орбит) Птолемея. Увлекшись астрологией, он переработал астрологический труд Птолемея «Четверокнижие». В философском сочинении «Первоосновы теологии» Прокл рассмотрел развитие бытия, руководствуясь учением Плотина о божественной и безличной первооснове – Едином, о нусе («уме»), о целостности сущего и о числах. Согласно Проклу, Единое пребывает в себе, выходит за пределы себя и возвращается к себе. Из первоосновы исходит ум, подразделяемый философом на сферу понимаемого (бытие), интеллектуально понимаемого (жизнь) и интеллектуального (мышление). Исходя из тезиса: «Все эманирующее из чегото и возвращающееся имеет цикличную энергию», Прокл разделил первые две сферы на триады – трехступенчатое движение, которое у него идет по замкнутому кругу, так как философ взял в качестве образца круговращение небесных светил, вращающихся по одной и той же орбите. Понятия, разработанные Проклом, составляют строго упорядоченную систему: 6 подвидов понятия «мышление», 8 подвидов понятия «идея», 10 подвидов категории предела и т.д. Во втором разделе «Числа и боги» философ раскрыл свое отношение к красоте, отдав предпочтение божественносовершенному. Его боги – это боги античной культуры, являющиеся «ничем иным, как обожествленными силами природы и общества» (А.Ф.Лосев). Учение Прокла о взаимозависимости в мире и о циклическом движении легло в основу его теории познания высшего единства, которое он отождествлял с высшей истиной. Познание высшей истины, по Проклу, – это восхождение души к высшему единству, осуществлявшееся посредством упражнений и развития лучших духовных качеств личности, следовательно, нравственное совершенствование зависело от самого человека. Согласно христианскому учению, высшая истина находится за пределами всякого опыта и недоступна познанию. Сочинения Прокла оказали большое влияние на византийскую, европейскую и арабскую философию. ПсевдоДионисий Ареопагит ввел категории Прокла в христианские толкования. Михаил Пселл назвал труды «бесподобного Прокла» «великой гаванью», в которой он «бросил якорь». Брат Алексея I Исаак Комнин прокомментировал «Первоосновы теологии» в христианском духе, заменив богов на Бога, демонов на ангелов. Проклу посвящал свои эпиграммы Лев Философ. Константин IX Мономах ввел труды выдающегося неоплатоника в школьное обучение. К триадам Прокла обращался Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

  1. прокл, диадохдр.гр. философнеоплатоник. Род. в Константинополе. В стал во гл. платоновской Академии. П. составил комментарии к диалогам Платона из крых до нас дошли целиком или част...Античный мир. Словарь-справочник