Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

МУЗЫКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

светского характера являлась важнейшей частью народных празднеств, театральных и цирковых представлений, парадных приемов иностранных послов и выходов василевса к народу. В ее основе лежали позднеримские и ближневосточные традиции. Однако из произведений светской музыки почти ничего не сохранилось. Основным источником сведений о ней является трактат византийского императора Константина VII Багрянородного «О церемониях», в котором называлось около 400 различных песнопений. Народные мелодии, которые христианские церковные проповедники называли «бессмысленными воплями», были запрещены на 6м Вселенском соборе. Музыкальные инструменты (букцина наподобие тубы, ее разновидность – скиталий, ручной барабан, труба) использовались в византийской армии для подачи сигналов войскам на поле боя и для исполнения военных маршей. Но преобладающей была культовая музыка, выражавшая идею божественной универсальности мира. Григорий Нисский, например, определял «порядок мироздания» как «некую музыкальную гармонию», подчиненную «некоторому строю и ритму». Культовая музыка в ранней Византии была вокальной, одноголосной, цикличной, тесно связанной с молитвенным текстом, и отличалась однообразием ритма, интонаций. Первыми музыкальными жанрами христианской церкви были псалмы, созданные, по преданию, царем Давидом, гимны и песнопенияантифоны, исполняемые по очереди двумя хорами или солистом и хором. С IV в. в богослужение был введен тропарь (с X в. стал называться стихирой) – краткая молитва восточного происхождения, следовавшая за псалмом и отличавшаяся более гибкой, напевной мелодией. Тропари, слагавшиеся в народных ладах, исполнялись, как правило, хорами мальчиков. Церковные жанры оказали влияние на светскую музыку: к жанру антифона приближались аккламации, прославлявшие императора – земного наместника Бога, и членов императорской семьи. Они звучали в сопровождении органа. Аккламацииэвфемии в честь высокопоставленных церковных сановников исполнялись двумя хорами и певчими. На рубеже V – VI вв. в богослужении стали использоваться кондаки – гимны (18 – 24 строфы в каждом) на библейские тексты, славословия деве Марии и святым, – состоявшие из вступления (кукулия), сольных строф и повторяющегося между ними хорового припева. Их создателем был талантливый сирийский гимнограф Роман Сладкопевец. В VII в. на смену кондаку пришел канон – музыкальнопоэтическая композиция, состоявшая из 9 песенод на темы Ветхого и Нового заветов, каждая из которых имела 4 строфыирмоса и исполнялась на новую мелодию во время утренней службы. После третьей оды в канон вводился тропарь«ипакои». Автором великопостного «Великого покаянного канона» (250 строф) был Андрей Критский. С именами Иоанна Дамаскина и Космы Майюмского (умер ок. 760 г.) связывают создание ладотональной системы ихосов – своеобразных мелодических формул, – сгруппированных в «Октоих» (восьмигласие или восьмизвучие) по восьми гласам (первоначально восемь групп песнопений восьми ихосов: дорийский, мидийский, миксомидийский, фригийский и четыре плагальных икоса). Воскреснопраздничный гимн каждого гласа исполнялся в течение одной недели, начиная с воскресенья после пасхи. В византийской музыкальной культуре было несколько видов нотации, смена которых соответствовала развитию певческого искусства. Начиная с IV в., звуки записывались с помощью «экфонетической» (внетоновой) нотации: штрихов, крючков и их сочетаний, указывающих, как читать фразы и в каких местах текста использовать цезуры. В VIII в. в одном из афонских монастырей стала складываться невменная (невмы – вид музыкального письма, состоявший из комбинаций различных черточек, точек, запятых и других значков, указывающих на восходящее или нисходящее движение мелодии) нотация, прошедшая несколько этапов развития: ранневизантийская точечноштриховая нотация (X – XII вв.); средневизантийская нотация с тремя группами невм: интервалы (14 знаков, каждый невм определял длительность звука и интервальный шаг), «мартирии», обозначающие лад и высоту звучания; «большие ипостаси», указывающие на ритм, длительность и особенности исполнения; поздневизантийская («кукузелевская», XI в. – 1453 г.) нотация, в которой изменилось начертание отдельных невм и использовались хейрономические знаки (хейрономия – древний способ управления хором при помощи движений рук, пальцев, головы, указывающих певцам ритм, темп, направление мелодии, оттенки выражения). Профессионально подготовленные музыканты – доместики, владевшие хейрономией, с детства обучали хоровому пению при цервах и монастырях. Они следили также за последовательностью песнопений. Монастырскими хорами в V – VI вв. управляли канонархимонахи, обозначавшие начало пения ударами палки и подсказывавшие певчим текст и основной тон ихоса. В дворцовых хорах были протопсалты (запевалы), обучавшие «гимнодии» и следившие за ритмом и порядком песнопений, лампадарии (первоначально те, кто несли свечи во время богослужения, затем – исполнители сольных композиций), доместики или магистры – авторы церковной музыки (мелурги). В XIV в. в различных письменных источниках упоминаются такие мелурги, как Никифор Ифик, Иоанн Глика, Иоанн Кукузел, Ксен Корона, Иоанн Ласкарис и др. Они изучали музыкальную культуру Древней Греции, обучали певчих для хоров, создавали собственные теоретические труды, посвященные анализу звуков, интервалов и т.д. Исследованием музыкальных проблем занимались Никифор Григора, Георгий Пахимер, Мануил Вриенний и др. После завоевания Византии турками многие музыкальные рукописи были уничтожены, но византийские музыкальные традиции сохранились в церковной музыке православных народов.