Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

МОНАСТЫРЬ ХОСИОС ЛУКАС

близ Дельф) в Фокиде, области в Центральной Греции, был воздвигнут византийским императором Василием II (976 – 6025) после его побед в Болгарии. Строительство монастыря завершилось к 1011 г. Как и в других монастырских комплексах, здесь помимо келий монахов были кухня, прачечная, больница, богадельня, баня, которая отапливалась горячим воздухом под полом. Северный храм, посвященный евангелисту Луке, был сооружен, вероятно, в конце X в. скорее всего местными мастерами, следовавшими столичным образцам: массивные фасады, тонкие колонны, поддерживающие купол, отсутствие обходной галереи, двойные и тройные вытянутые окна. В куполе находилось мозаичное изображение Христа, но оно не сохранилось. До нашего времени дошла лишь одна из мозаик в конхе церкви – Сретение. Главный храм монастыря – Католикон (Большая церковь), – построенный в середине XI в. и посвященный Богоматери, был пятинефным, вытянутым с запада на восток, с тремя глубокими апсидами. Его купол опирался на 16угольный низкий барабан. С западной стороны находилась галерея с крестовыми сводами, над ними – хоры, с трех сторон окружавшие наос, и высокие тройные аркады, поддерживавшие хоры. С восточной стороны перед боковыми помещениями располагались двойные аркады, усиливавшие впечатление устремленности здания вверх. В стенах Католикона было большое количество двойных окон, а в центре южного фасада – тройное окно, разделенное тонкими колонками. Проемы были закрыты каменными или деревянными пластинами, в которых было прорезано большое количество круглых отверстий, расположенных в строгом порядке. Необычной была кладка храма: между блоками камня вставлялись кирпичи с куфическим орнаментом. Пол и нижняя часть стен были выложены многоцветным мрамором (темнозеленый, серый, красноватожелтый, белый), карнизы и капители украшены резьбой. В люнетах и сводах располагались мозаичные сцены. На стенах – фресковые композиции и отдельные фигуры святых с восточными типами лиц, неестественно большими глазами, удлиненными руками, скованными движениями, однообразныи позами. Необычным было введение надписей крупными, раздельно начертанными буквами. Широкие полосы отделяли одну композицию от другой. Купол украшала сцена «Сошествие св. Духа», в апсиде находилось изображение Богоматери. Мозаики Католикона блестели и сверкали яркими красками, но их стилю недоставало утонченности, свойственной константинопольским живописцам.