Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

МИРИОБИБЛИОН, ИЛИ БИБЛИОТЕКА

Множество книг») – собрание аннотаций на 280 произведений античных и ранневизантийских авторов с выдержками из их произведений. Это сочинение энциклопедического характера было создано высокообразованным человеком, патриархом Фотием. Причину появления этого труда он объяснил в подзаголовке: «Описание и пересказ прочитанных нами книг, краткое содержание которых пожелал узнать возлюбленный наш брат Тарасий. Всего книг триста без двадцати одной». Дом Фотия был местом собрания молодежи, читавшей вслух и обсуждавшей под руководством своего учителя сочинения античных и ранневизантийских авторов. Плодом этих совместных чтений стал «Мириобиблион». Фотий сделал выборки из трудов по философии, астрономии, богословию, медицине, риторике, из исторических сочинений, любовных романов Гелиодора, Ямвлиха и др., описаний путешествий и т.д. Из аннотированных Фотием книг 87 кодексов принадлежат писателям V в. до н.э. – II в. н.э., 6 медицинских трактатов – более ранним авторам и лишь 5 содержат выдержки из поэтических произведений, среди которых – наследие Евдокии (стихотворное переложение Октоиха, книг пророков Захарии и Даниила, трех книг о мученике Киприане). Во вступлении автор разъясняет структуру «Мириобиблиона»: «Пересказы книг расположены в таком порядке, какой для каждого из них подсказала мне память». В своих записях, разнообразных по объему (обширные, беглые, сокращенного объема, но всегда близкие к тексту оригинала), Фотий придерживался определенного плана: библиографические данные об авторе, краткое содержание его произведения, отрывки из текста, критические замечания составителя. К числу обширных относится обработка книги Олимпиодора «История» (V в.). В своеобразном введении Фотий сообщает о происхождении автора («из египетских Фив»), об отношении к религии (язычник«эллин»), указывает на объем его сочинения (22 книги), отмечает особенности языка («низменный слог», «простонародная речь») и стиля («...произведение ничем не украшено, состязаться с ним можно только в бесхитростности»). «Материал для истории» – так Фотий охарактеризовал это сочинение – изложен им достаточно последовательно, но критические оценки патриарха отличаются субъективностью и ортодоксальной направленностью. Примером краткой записи может служить небольшая статья о Лукиане, в которой Фотий перечислил прочитанные им книги («Фаларид», «Разговоры мертвых», «Диалоги гетер»), отметил своеобразие античного писателя (писал «эллинскую комедию в прозе»), дал восторженную оценку его языку («язык у него превосходен», воспринимается как «сладостная музыка»). «Мириобиблион» является единственным источником, дающим представление о многих трудах, утерянных в последующие века. Лишь в выдержках Фотия дошли до нашего времени отрывки из естественнонаучного труда ученика Аристотеля Феофраста (372 – 287 или 288 до н.э.), из исторических сочинений Евнапия (345 – 520), Феофана Византийца (VI в.), арианина Филосторгия, Кандида Исавра (V в.), повествующего о борьбе исавров и готов в царствования Льва I и Зинона, и других авторов.