Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ

905 – 959) – сын Льва VI, византийский император с 913 г., фактически с 945 г. В годы правления Романа I Лакапина (920 – 044) занимался различными науками и литературой, организовал библиотеку в одной из дворцовых палат и приобретал для нее рукописи, собрал вокруг себя ученых, составлявших компилятивные труды. Один из образованнейших людей своего времени, Константин VII хорошо знал сочинения античных классиков, исторические хроники, изучал дипломатическую переписку. Написанные им труды («Жизнеописание Василия I», в котором он создал идеализированный образ императора, своего деда; «Об управлении империей», «О церемониях константинопольского двора». «О фемах» – византийских территориальноадминистративных округах, их происхождении) являются ценным источником по истории Византии. Трактат Константина VII «Об управлении империей» (948 – 852) был адресован его сыну Роману и содержал практические советы по различным вопросам внешней и внутренней политики. В предисловии император изложил план своего сочинения: «какой иноплеменный народ и в чем может быть полезен ромеям, а в чем вреден», с кем можно «успешно воевать», «о хищном и ненасытном» нраве варварских народов (хазар, печенегов, русов, Венгров, болгар и др.), «о различиях между иными народами, об их происхождении, обычаях и образе жизни, о расположении и климате населенной ими земли, о внешнем виде ее и протяженности», о том, что «случилось когдалибо между ромеями и разными иноплеменниками». Большой интерес представляют разнообразные отступления историкогеографического и этнографического характера (о «пути из варяг в греки» в главе «О росах, отправляющихся с моноксилами из России в Константинополь», о системе полюдья у восточных славян, об арабах, хорватах, сербах, о Северном Причерноморье, Кавказе, Далмации, Испании, Италии и других странах). В трактате утверждается тезис о наследственности императорской власти, санкционированной Богом, обосновывается необходимость отвоевания византийских земель и рассматриваются обязанности императора как «раба и слуги божиего», главная из которых – править «ради истины», «в согласии с законом и справедливостью». Это сочинение сохранилось в единственном списке, изготовленном с оригинала по заказу кесаря Иоанна Дуки (1059 – 9081 гг.). Большой сводный труд Константина VII Багрянородного «О церемониях» основан на собственных впечатлениях императора, и, возможно, на архивных документах о приемах иностранных посольств в период правления Льва I, Анастасия I, Юстина I, Юстиниана I. Цель этого трактата – воскресить «забытые обычаи наших отцов». Автор подробно описывал, как короновали василевсов, как они праздновали свадьбы, дни рождения, крестили детей и посещали ипподром, устраивали приемы и праздничные процессии, как обращались к различным правителям. В трактате сообщалось о 400 песнопениях, которые исполнялись по различным случаям: песнишествия, аккламации, гимны, хороводы, застольные, песни, сопровождавшие обряд посвящения в патрикии, назначение эпарха и многие другие. Особенно интересен рассказ о приеме русской княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 г. Подробно описана свита «игемона и архонтиссы руссов» (100 человек: 6 родственников, 20 послов, 43 или 44 купца, священник Григорий, три переводчика, слуги). Император отступил от традиционной церемонии: Ольга подошла к «трону Соломона» без проскинезы (падать ниц к императорским стопам) и без сопровождения евнухов и стоя беседовала с Константином VII. За обедом, который давала императрица Елена, русскую княгиню усадили за «усеченный стол» на женской половине дворца вместе с императорской семьей и придворными дамами высшего ранга. Во время десерта Ольга сидела за одним столом с императором и его сыном Романом в Золотой палате. Подобные личные встречи с императорской семьей не предусматривались этикетом и объяснялись тем, что, видимо, Ольга приняла крещение под именем Елены и получила титул «дочери» императора. По поручению Константина VII Багрянородного были созданы «Геопоники», «Василики», сборник выдержек из трудов древнегреческих теоретиков музыки, лексикон «Суда», медицинская энциклопедия, составленная Феофаном Нонном на основании «Синопсиса» Оривасия и трудов ранневизантийских врачей (Аэция из Амиды, Александра из Тралл и Павла Эгинского), а также 53томная энциклопедия, во введении к которой Константин назван «самым православным и наихристианнейшим из императоров всех времен», повысившим «уровень философии и риторики». Известно, что Константин VII Багрянородный покровительствовал высшей школе, где преподавались светские науки, и оказывал материальную поддержку студентам.

  1. константин vii багрянородныйКОНСТАНТИН VII Багрянородный византийский император с из Македонской династии. Автор сочинений содержащих важные сведения о руссковизантийских отношениях в....Большой Энциклопедический словарь V
  2. константин vii багрянородныйБагрянородный византийский император с из Македонской династии. Автор сочинений содержащих важные сведения о руссковизантийских отношениях в....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. константин vii багрянородныйвизант. император с но de facto только с . Долгие годы вынужд. бездействия К. VII Б. провел в занятиях наукой и литературой он собрал вокруг себя ученых которые занимали...Словарь античности
  4. константин vii багрянородныймая г. либо или ноября г. византийский император. С июня года соправитель отца василевса Льва VI Мудрого с июня года самодержец с декабря года соправитель свое...Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
  5. константин vii багрянородныйПорфирородный визант. император Македонской династии. Был венчан на царство в г. номинально государем стал в г. но подлинно самостоятельно начал править лишь в г. с ...Средневековый мир в терминах, именах и названиях